Новые и прежние проекты ФРГ в свете религиозных конфликтов в Ираке

Программа немецкой поддержки стабилизации и восстановления Ирака, актуальные положения которой были оговорены в рамках недавнего визита федерального министра МИДа ФРГ Ф.-В. Штайнмайера в Багдад (17-18.02.2009), продолжает воплощаться. В посольстве ФРГ в Багдаде 7 марта с.г. был подписан контракт на финансирование проекта ООН, предусматривающего деятельность представителей международного сообщества по установлению диалога и урегулированию конфликтных ситуаций, которые возникают между этническими и религиозными группами в Ираке.

Финансирование Федеральным правительством проекта ООН в размере 3 млн евро — новое подтверждение намерений ФРГ по преобразованию Ирака и скорейшему избавлению страны от последствий как режима Саддама Хусейна, так и прошедшего после свержения этого режима времени, в течение которого обстановка в сфере безопасности меняется недопустимо медленными темпами. Названная сумма из бюджета Федерального министерства иностранных дел перечисляется на счет миссии ООН в Ираке (UNAMI), действующей в соответствии с мандатом Совета Безопасности (резолюция № 1770), и затем будет направлена иракскому правительству для решения внутренних проблем в стране. Таким образом UNAMI поддерживает идею создания так называемого Министерства национального диалога в Багдаде.

По замыслу ООН, проект способствует подготовке к диалогу широкого круга заинтересованных лиц — политических представителей и местных неправительственных организаций. Они работают в Ираке для того, чтобы способствовать примирению в этнически проблемных регионах. К ним, по мнению экспертов ООН, относятся территории в северной части Ирака, где сохраняется напряженная обстановка во взаимоотношениях между курдами, арабами и туркоманами. Пострадавшими в результате непрекращающихся конфликтных ситуаций являются также христиане.

Комментируя решение Федерального правительства, представители МИДа ФРГ отмечают последовательные усилия Германии по поддержке Ирака на его пути к миру и стабильности. Эти усилия выражаются не только в моральной, но и в материальной поддержке. Германия, являясь крупнейшим донором послесаддамовского Ирака, спонсировала различные проекты, направленные на восстановление экономики страны, стоимостью около 12,8 млн евро — речь идет о спонсировании по линии лишь одного МИДа ФРГ.

Текущая деятельность МИДа ФРГ в Ираке включает различные направления.

1. Германия продолжает проект по подготовке иракских дипломатов в МИДе ФРГ. Начиная с 2007 г., ежегодно по меньшей мере 12 иракских дипломатов получают образование, соответствующее современным стандартам.

2. Германия уже выделила 5,9 млн долларов США для обеспечения безопасности сотрудников Организации Объединенных Наций. Планируются дальнейшие меры в этом направлении.

3. В начале 2008 г. бундесвер предпринял транспортировку иракских сил в Объединенные Арабские Эмираты для подготовки на территории ОАЭ командного состава формирующейся иракской национальной армии. Обучение 250 иракских военнослужащих взяли на себя 70 инструкторов из Германии.

4. Начиная с 2008 г, МИДом ФРГ выделяются средства на создание при поддержке берлинских специалистов центров для реабилитации жертв пыток и террора в городах Эрбиль и Сулеймания.

5. При поддержке и финансировании МИДа успешно действует сайт Niqash www.niqash.org . С помощью информации на этом сайте непосредственно от представителей различных слоев иракского общества мир может составить действительную картину состояния дел в различных социальных, религиозных и этнических группах населения, получить справочную информацию о ходе политического переходного процесса.

Новый взнос ФРГ, которая за счет бюджета своего внешнеполитического ведомства взяла на себя финансовые обязательства по обеспечению проекта ООН, был оговорен предварительно федеральным министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером с президентом Ирака Джалалем Талабани в ходе багдадской встречи более месяца назад.

Германия поддерживает Ирак с 2003 г. в деле улучшения экономической ситуации в стране. Отметим, что Федеральное правительство уже на самом раннем этапе восстановительной работы в Ираке, последовавшем после свержения режима С. Хусейна, высказывалось в пользу идеи, которая звучала следующим образом: надо снять с Ирака значительную часть задолженностей, чтобы предоставить ему возможность строить свободное и жизнеспособное государство. Внешняя задолженность Ирака, как известно, составляла около 115 млрд долларов США, в том числе в рамках Парижского клуба примерно 39 млрд долларов (с немецкой частью около 5,8 млрд долларов США). Решением от 21.11.2004 члены Парижского клуба снизили бремя иракских долгов, во-первых, сократив их на 80%, во-вторых, оговорив их поэтапное возвращение — в три приема, начиная с 1 января 2005 г. по 2008 г. включительно. При этом сумма задолженности Германии снижена на 4,693 млрд евро.

Основные сферы немецко-иракского взаимодействия — меры по подготовке кадров и укреплению демократических институтов. Так, в ходе визита иракского министра по правам человека Видана Салима в Берлин (июль 2008) были оговорены условия взаимодействия с немецкими учреждениями. Оно включает, в частности, расследования по фактам нарушения прав человека в Ираке, проводимые, начиная с 2009 г, совместно с Немецким институтом по правам человека. Предусмотрены специальные учебные программы, которые предлагают современные методики в данном вопросе. Подготовка иракских специалистов будет осуществляться при содействии Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ). Названное ведомство финансирует также учебные программы в области профессионального образования.

Имеются и конкретные проекты, направленные на улучшение экономических и торговых отношений между Ираком и Германией в трудных переходных условиях.

Во время своего визита в Багдад и Эрбиль 17-18 февраля с.г. министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер этой поддержке придал дополнительный импульс с помощью ряда новых проектов и направлений сотрудничества. Одним из наиболее значительных является открытие в Эрбиле Генерального консульства ФРГ, деятельность которого позволит избежать дополнительных бюрократических процедур в деле хозяйственного преображения региона Курдистан и связать напрямую немецких и курдских предпринимателей. По существу, открытие консульства придаст ускорение преобразованиям в регионе и появлению новых объектов инвестирования в нефтяном и строительном секторе. В Эрбиле федеральный министр МИДа открыл Европейскую академию руководящих кадров, курсы для сотрудников администрации. В этой части Ирака, де-факто ставшей самостоятельной административной единицей, создается модель взаимоотношений, которая, при условии ее успешной реализации, сможет стать базовой при перенесении на другие регионы страны В этом смысле глава внешнеполитического ведомства ФРГ выразился, будучи в Багдаде, более чем ясно: «Мы предлагаем новую главу в наших отношениях».

С целью ускорения решения экономических проблем в апреле с.г. в Интернете стартует финансируемый Федеральным МИДом проект «Экономическая платформа Ирак – Германия». Он предпринят для того, чтобы немецкие и иракские бизнесмены могли оперативно обмениваться важной деловой информацией. Интернет-проект становится, таким образом, посредником и сопартнером обеих сторон в деле расширения хозяйственных связей.

Немецкие эксперты отмечают, что немецкий взнос осуществляется двумя путями — непосредственно через бюджеты отдельных министерств ФРГ и по линии Евросоюза через Всемирный банк и МВФ. К примеру, значительная часть перечисляемых Германией сумм направлена на подготовку высококвалифицированных кадров. Так, за последние годы на средства ФРГ обучены более 2 тыс. иракцев. Другая часть проектов направлена на создание иракской экономической системы, способной функционировать в условиях мирового хозяйственного кризиса и, несмотря на все сложности, интегрироваться в мировую экономику.

Программа Федерального министерства иностранных дел и Международной организацией по миграции (International Organisation for Migration) предусматривает реинтеграцию возвращающихся беженцев и наиболее социально уязвимых групп населения. Она предполагает поддержку около 30 тыс. человек.

МИД ФРГ способствует урегулированию региональных территориальных споров в Ираке, которые являются центральной проблемой при реализации политического процесса. Эту часть немецкого взноса проводят в жизнь и финансируют UNAMI и фонд Фридриха Науманна (Friedrich-Naumann-Stiftung), которые ведут скоординированную работу с соответствующими ведомствами Ирака и различными социальными группами населения страны.

По линии МИДа ФРГ значительные суммы выделяются для оказания гуманитарной помощи иракским беженцам: в 2007 г. ее размер составлял 4,25 млн евро, в 2008 г. — 5 млн евро. Эти формы поддержки в текущем году будут продолжены в кооперации с международными миссиями UNHCR и IKRK. По линии Еврокомиссии ФРГ в 2007 г. выделила 17,8 млн евро, в 2008 г. — 30 млн евро для оказания гуманитарной помощи иракским беженцам в Сирии, Иордании и Ливане, а также вынужденным переселенцам в самом Ираке.

Примечательно, что фоном проекта Организации Объединенных Наций по финансированию деятельности представителей международного сообщества для установления диалога и урегулирования конфликтных ситуаций, которые возникают между этническими и религиозными группами в Ираке, служат два события. Первое — шестилетие иракской войны, второе — возобновление в рамках долговременных обязательств ФРГ по линии Евросоюза отправки в Германию группы иракских беженцев.

Коалиционным силам, начавшим 20 марта 2003 г. военную операцию в Ираке, потребовалось, отмечает ВВС, всего три недели на то, что свергнуть режим Саддама Хусейна. Все последующие годы страна приходит в себя после периода анархии и беззакония, причем сталкиваясь с почти таким же уровнем властного произвола и коррупции, как и во времена Саддама Хусейна. По оценкам немецких экспертов, с начала вторжения в Ирак в 2003 г. погибли более 90 тыс. иракцев, преимущественно гражданских лиц. Не высока ли плата за свержение Хусейна и за подозрение в производстве химического оружия, которое так и не было обнаружено, задают вопрос немецкие аналитики. Международные обозреватели приходят к выводу, что после вторжения в Ирак США больше не та сверхдержава, которой они были раньше, и события в Ираке происходят совсем не так, как представляется Соединенным Штатам и как они хотят представить это миру. Стоило вице-президенту Дику Чейни, когда он прибыл в Багдад (17.03.2008), заикнуться о «феноменальном улучшении безопасности», как в тот же день мощный взрыв унес жизни более 60 иракцев. А по «зеленой зоне», тщательно охраняемой американскими и иракскими военными (в ней расположено посольство США), дважды выстрелили из миномета — будто специально для того, чтобы Чейни услышал эти взрывы и не слишком заблуждался насчет безопасности.

Очевидно, что политика США в Ираке была полна ошибок, которые нанесли значительный урон их репутации.

На этом фоне гораздо предпочтительней смотрится позиция ФРГ, чьи последовательные и долговременные программы помощи выглядят более эффективными и конкретными. «Германский канцлер Отто фон Бисмарк в XIX веке говорил, что великие державы должны быть очень осторожны, когда хотят испытать свою военную силу, — отмечается в комментарии ВВС. — Потому что если у них не получится добиться полного успеха, то будет ощущение, что они потерпели поражение».

В таком случае есть ли победители в иракской войне? Есть, утверждает Die Welt (20.03.2009). Это — Иран. Постояльцы отелей в Ираке — иранцы. Рынки переполнены иранскими товарами, причем второсортными и весьма дорогими. Мечети, жилые дома, пансионаты, больницы в Ираке построены в последние годы по иранским проектам и на иранские деньги. В книжных магазинах две трети книг — на фарси. Экономической экспансией Иран словно восполняет годы изоляции, последовавшие за периодом войны с Ираком (1980-1988), пишет Die Welt. Иран пришел в Ирак на штыках американской армии, которая до сих пор думает, что победитель — именно она. На иранские деньги формируются в Ираке батальоны смерти, которые, умело используя религиозно-этнические противоречия, дестабилизируют обстановку и делают действия американцев малопродуктивными. Усилиями местного шиитского духовенства, которое тесно связано с духовными лидерами Ирана, экспортируются идеи иранской революции.

Наблюдается ситуация, которая хорошо выражена русской пословицей: «Из огня да в полымя». Вполне естественно желание иракцев покинуть страну, причем так, чтобы не оказаться в лагерях Сирии, Иордании и Ливана. Единственная категория, которой это удается, — иракские христиане, которые подвергаются двойному гнету: погрязших в коррупции властей (как и остальные категории населения) и по религиозному признаку (основную часть населения Ирака — 97% — составляют мусульмане).

19 марта с.г., в канун шестилетия начала военной операции сил коалиции в Ираке, в аэропорту Ганновера приземлился самолет, на борту которого были первые в 2009 г. 122 беженца из Ирака, преследовавшиеся по религиозным мотивам. Всего в нынешнем году Германия примет 2,5 тыс. жителей Ирака — матерей-одиночек с детьми и больных людей, а также представителей религиозных меньшинств Ирака, не имеющих шансов достойно жить, работать, учиться, поправлять здоровье. Основу прибывших — 60% — составляют христиане, 25% — представители других конфессий — разновидностей христианства, около 15% — мусульмане. Это так называемые беженцы по квоте, или, по-немецки, Kontingentfluechtling. В данном случае речь идет о четвертой волне подобной иммиграции. Напомним, что беженцами по квоте в Германии называют строго оговоренное число (контингент) людей, которых равномерно распределяют на поселение по различным землям ФРГ в рамках миссии по оказанию гуманитарной помощи. В ФРГ уже было несколько подобных акций. Они касались вьетнамцев, принятых по квоте 30 тыс. человек (акция проведена в 1980-1985), албанцев (1990), 113 тыс. евреев и 111 тыс. членов их семей 76 национальностей из СНГ (1991-2004).

Прием данной категории иракских беженцев предусматривает не временное, а постоянное поселение в ФРГ, хотя с самого начала прибывшие получают разрешение лишь на трехлетний срок пребывания, которое надо будет потом продлевать. Но немецкие власти рассматривают их как составную часть общества, которая уже сегодня насчитывает более 72 тыс. человек. Это подчеркнул парламентский государственный секретарь Федерального министерства внутренних дел Петер Альтмайер, встречавший иракских беженцев в Ганновере. Он сказал, по информации Die Welt: «Мы желаем вам, чтобы вы гордились тем, что вам предоставлена возможность стать успешными и счастливыми гражданами нашей страны».

Когда журналисты немецких СМИ интересовались у прибывших, отчего они покинули родину и с таким восторгом принимают в качестве таковой чужую им Германию при заверениях властей Ирака о наведении порядка в стране благодаря шестилетнему американскому присутствию, прибывшие ответили по-разному. Однако общий смысл их утверждений одинаков: для чего нужна была война в Ираке и свобода, которая пришла вместе с присутствием США, если любой из нас может быть безнаказанно убит на улице только за то, что исповедует другую веру.

Как смотрится немецкая финансовая помощь в организации диалога между представителями различных конфессий в Ираке, если учесть, что доставка беженцев-христиан в Германию продолжается, остается вне поля зрения высоких правительственных кругов. Не лучше ли в таком случае использовать те же 3 млн евро на обустройство иракцев-христиан на новой родине, задаются вопросом немецкие эксперты. Неэффективность использования денег германского налогоплательщика не уступает по сути бесцельности американской военной акции в Ираке. По этой причине обозреватель Deutsche Welle Даниэль Шешкевич назвал свой комментарий от 19.03.2009 «С помощью двойных стандартов: иракские беженцы-христиане в Германии».

52.32MB | MySQL:103 | 0,487sec