Местные выборы в Турции: исламский фактор в Курдистане

Противостояние Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии демократического общества (ПДО) в Курдистане традиционно проходило по нескольким линиям, среди которых можно выделить: турецкие власти – Партия рабочих Курдистана (ПРК), исламская партия – секулярная партия. Хотя уровень исламизации курдского общества традиционно невысок, тем не менее религиозный фактор прочно вошёл в жизнь курдов. Нередко ислам является для курдов не верой, а частью повседневной практики, быта, общения. Поэтому в Турецком Курдистане население голосовало за ПСР (а ранее и за партию Эрбакана) в связи с тем, что она позиционировала себя в качестве исламской партии, и осуществляла широкое проникновение в курдское общество, как посредством благотворительной помощи со стороны аффилированных структур, так и пропагандистскую работу «лицом к лицу».

ПДО (как и её предшественницы), являясь левой (даже радикально левой) организацией не уделяла религиозному фактору существенной роли, сделав основными темами своей агитации вопрос освобождения лидера ПРК Абдуллы Оджалана, проблему использования курдского языка и критику ПСР. Однако парламентские выборы 2007 года, на которых ПСР в Курдистане, по сути, победила и получила более высокий уровень электоральной поддержки, чем в целом по Турции, привело ПДО к осознанию необходимости действий на религиозном направлении. Особенно активно это проявилось при подготовке и проведении пропагандистской кампании к местным выборам 29 марта с.г.

С прошлого года ПДО начала активно участвовать организации Рамадана, который ранее являлся монополией ПСР, увеличивающей своей рейтинг в этот период. ПДО попыталась стать альтернативой среди происламски настроенных, но декларирующих свою курдскую идентичность граждан, понимая сложившиеся в Курдистане реалии. В этом смысле на первый взгляд может показаться парадоксальным, но немалая часть населения региона фактически «примирила» две несовместимые партии – ПРК с ПСР. Поддерживая ПРК и будучи связанными с этой организацией «узами крови» в связи с наличием «шахидов» (погибших в конфликте с турецкой армией) почти у каждой семьи, они нередко голосовали за ПСР, считая, что, являясь мусульманами, необходимо поддерживать ПСР, тем более, что у неё отсутствует радикальный антикурдизм характерный для Народно-Республиканской партии и Партии националистического действия. Значительная поддержка ПСР курдами также обусловлена отсутствием курдских исламских организаций. В настоящее время имеется лишь ряд мелких курдских исламских группировок, имеющих весьма слабое влияние среди курдов, и включающих нескольких сотен человек.

В преддверии выборов ПДО регулярно организовывает встречи и переговоры с курдскими исламскими деятелями и организациями. Так, на днях в уезде Варто (провинция Муш) близкие к ПДО религиозные деятели организовали (хотя де-факто мероприятие было организовано ПДО) семинар на тему: «Взгляды ПСР и государства против курдов», на котором обсуждались проблема «гнёта со стороны ПСР над курдами», «запрет Партией справделивостью и развития языка, культуры и идентичности курдов». По мнению участников семинара, те, кто запрещает «язык и идентичность народов (имелась ввиду ПСР. – Н.М.), не имеют никакого отношения к исламу и Святому Корану». На семинаре представители Общества поддержки религиозных деятелей Диярбакыра (Komeleya Hevgirо ы Piєtevaniya Oldaran a Amede) отмечали, что турецкие власти более 80 лет отрицают курдов. Близкие к ПДО религиозные деятели отвергли заявления ПСР о близости к курдам, вопрошая, где были ПСР и Эрдоган, когда государство отрицало курдов? Как утверждали участники семинара, ПСР говорит, что действует во имя ислама и демократии, одновременно отрицая и угнетая курдов, а создаваемые ПСР джамааты враждебны курдам. По мнению представителей близкой ПДО религиозной организации, требования курдов полностью соответствуют Корану, в то время как партии, которые действуют от имени мусульман (имелась ввиду ПСР. – Н.М.), действуют вопреки Корану.

Также на днях ПДО опубликовала обращение представителя религиозного ордена Накшбанди в Иранском Курдистане Ихсана Накшбанди «к мусульманам Северного (Турецкого. – Н.М.) Курдистана», в котором он выражал поддержку ПДО. В этом обращении, в частности, говорится о государствах, таких как Иран, Турция и некоторые арабские страны, которые под видом ислама осуществляют террор. В нём содержится призыв помнить великих курдских шейхов-накшбанди, ставших символами национально-освободительного движения – шейха Обейдуллу и шейха Саида, а также осуждение накшбандийских шейхов Курдистана, ставших членами ПСР, поскольку ПСР является «партией угнетения».

Кроме того, ПДО в последние дни начала проводить публичные богослужения на курдском языке.

Таким образом, ПДО пытается посредством обращения к исламской тематике мобилизовать происламски настроенное население в Курдистане, критикуя происламскую ПСР с точки зрения курдских исламских позиций. ПДО пытается представить, что действия ПСР в курдском вопросе расходятся с нормами ислама, а ограничение курдского языка (других требований, за исключением освобождения Оджалана, ПДО не выдвигает) является антиисламским подходом.

Сейчас трудно сказать, насколько подобные действия ПДО приведут к изменению электоральных настроений в Турецком Курдистане. Всё-таки с ПДО сотрудничают не самые влиятельные курдские религиозные деятели. Однако сегодня со всей очевидностью можно отметить наличие исламского фактора в Курдистане и его постепенную политизацию, а также, хотя и в весьма слабой степени, но всё же этнизацию (курдизацию). С одной стороны, политический ислам в Курдистане представлен пока лишь ПСР (и только в некоторых районах Курдистана партией Саадет) и близкими ей структурами Фетхуллаха Гюлена, то есть турецкими партиями, не давая возможности развиваться курдским национально-политическим течениям. С другой, вряд ли ПДО сможет удовлетворить спрос и чаяния происламски настроенных курдов, хотя и, возможно, сможет их частично мобилизовать в рамках определённых политических событий (например, на выборах). Зачатки курдского ислама можно наблюдать в настоящее время в нескольких исламских организациях, большей частью не оформленных юридически. В первую очередь к курдским исламским организациям можно отнести группу, сформированную вокруг одного из наиболее качественных историко-культурных и старейшего из ныне издающихся на курманджи журналов (с 1992 года) – Nubihar (которая однако, по некоторым данным, всё же подвержена давлению ПСР), общество вокруг журнала Mizgоn, а также небольшая группировка в составе платформы TEVKURD.

62.94MB | MySQL:104 | 0,632sec