Экономическое сотрудничество РФ с Суданом: возможности и подходы

Судан – крупнейшая страна Арабского Востока и Африки, и в этом качестве выступает как четко обозначенный политический и экономический фактор регионально-континентального значения. Будучи географической доминантой, Судан способен оказывать существенное влияние на состояние безопасности как в сопредельных странах, так и в целом в масштабе весьма обширного ареала. Он вмещает классическую арабо-мусульманскую цивилизацию, обладающую немалым потенциалом к самоутверждению и сопротивлению, и анимистско-христианскую африканскую социокультурную субструктуру, которая отличается выраженной политической жизнеспособностью и динамизмом, что чревато в будущем возможными дополнительными пертурбациями в регионе.

Судан в последние полтора десятилетия превратился в важный источник нефтегазовых ресурсов, что обеспечивает ему серьезные финансовые поступления. При этом он остаётся производителем качественного длинноволокнистого хлопка. Он также имеет потенциальную возможность стать крупнейшим производителем продовольствия на континенте, является крупным поставщиком продукции садоводства и овощеводства, гуммиарабика. Его недра недостаточно изучены, и могут содержать при дальнейшей разведке, помимо дополнительных объемов нефти и газа, богатые залежи железной, медной, хромовой руды и других полезных ископаемых с высоким содержанием основного элемента.

Одновременно страна представляет собою крупнейший потенциальный рынок сбыта для инвестиционных товаров и продуктов питания, технических средств разного назначения, потребительских товаров, транспортного оборудования, имеет существенное значение как объект для капитального строительства.

Эти моменты, безусловно, делают Судан привлекательным партнером в сфере торгово-экономического взаимодействия. Однако имеются и существенные ограничители, которые негативным образом могут сказаться на сотрудничестве и подвергнуть его серьезным внеэкономическим и экономическим рискам.

Во-первых, Судан может фактически рассматриваться как фронтовое государство из-за внутриполитической напряженности, которая сопровождается межэтнической враждой и племенными противоречиями, чреватыми военными конфликтами разной интенсивности и в связи с этим непредсказуемыми изменениями обстановки, способной сказаться, в том числе, и на сотрудничестве и бизнес-контактах.

Во-вторых, на этом фоне разрушение нормативных и ценностных структур создает условия для девиантного поведения населения, включая и такой элемент, как криминализация целых групп. Подобное происходит вследствие угнетения правосознания и сопровождается усилением трения между национальными или конфессиональными социокультурными общностями, что вызывает, как минимум, спорадические обострения и столкновения в обществе и дестабилизирует обстановку на почве нарушения закона.

В третьих, хотя Судан обозначил отход от радикального исламизма, все же фундаменталистские настроения в стране едва ли могут быть преодолены в сжатые строки и, во всяком случае, надолго останутся основой сознания воинствующих групп. Их наличие и бесконтрольность, пусть Судан и не обладает ядерным оружием и не является признанным лидером в распространении идей религиозного фанатизма, гарантирует продолжение нестабильности, разброда и серьезных междоусобиц на фоне нищеты и бедности.

Однако эти внеэкономические риски, возможно, не следует рассматривать как абсолютные ограничители, превращающие страну в заповедник террора или полностью изолирующие ее от международного общения и предполагающие исключительно негативное отношение к возможностям сотрудничества с нею в определенных областях. Несмотря на претензии в адрес Судана, здесь достаточно, по нынешним обстоятельствам, представлен иностранный капитал, который работает, несмотря на некомфортные в целом условия, и не обнаруживает желания отказываться от завоеванных позиций. Ярким примером этому может служить Китай, который в последние полтора десятилетия утвердился в Судане весьма основательно и имеет претенциозные планы участия в освоении нефтегазовых ресурсов страны, в развитии его аграрной составляющей и в других сферах.

Среди других моментов, затрудняющих функционирование бизнеса в Судане, можно считать тот факт, что он не располагает развитой транспортной и иной инфраструктурой. Это существенным образом сдерживает передвижение в его пределах, а отсутствие налаженных коммуникаций и регулярной связи оставляет в изоляции целые районы, что мешает освоению территорий и разрывает ткань внутреннего рынка.

Еще одним моментом можно считать риски, имеющие своим источником местное законодательство, которое в ряде случаев сочетается с обычным правом, в результате чего могут серьезно усложняться условия взаимодействия с представителями местной деловой среды или с договаривающейся стороной в лице владельцев проектов развития. Не исключено, что осложнения могут проистекать из своеобразного понимания обязательств или из попыток откорректировать условия контрактов в процессе их реализации, изменить расчеты по обязательствам или затягивать платежи, ссылаясь на обстоятельства в зонах нестабильности, появление которых не всегда может быть предсказуемым. Помимо того, на характер деловых отношений может влиять и вес фирм и компаний, вступающих в деловые контакты с суданской стороной. Если крупные структуры гарантированы от обмана, то мелкие могут стать объектом недобросовестных действий.

В то же время в стране поощряется частное предпринимательство, проведена либерализация экономики, ослаблен валютный контроль и в значительной мере сняты барьеры на пути поступления иностранного капитала при низком уровне инфляции.

Именно на таком фоне может осуществляться политическое внедрение России в Судан, а также укрепление ее присутствия на его экономическом пространстве.

Представляется, что конечной целью РФ является завоевание прежде всего позиций в суданском нефтедобывающем комплексе, в сфере военно-технического сотрудничества и в крупном инфраструктурном строительстве. Очевидно, что стратегические задачи, подобные этим, не имеют легкого решения и потребуют учета российской политикой активности политики американской и китайской в Судане, жестко ориентированной на проталкивание собственных национальных интересов в стране и регионе и на поддержку своего крупного капитала. Особенно это может стать актуальным в том случае, если образуется какое-либо взаимодействие между этими основными конкурентами России на территории Судана или на более широком пространстве.

Что касается привлечения среднего и мелкого российского бизнеса к освоению Судана, то его проникновение в страну должно отвечать ряду важных требований. В их числе необходимы финансовое и техническое обеспечение внешнеэкономической деятельности, понимание принципов работы хозяйственных механизмов в специфической и отсталой, даже по меркам Арабского Востока, арабо-африканской стране, знание психологии местного бизнеса, умение ориентироваться в конъюнктуре местного рынка и другие навыки и умения.

Потенциально имеются две возможности для утверждения российского предпринимательства в координатах суданского бизнеса. Это участие в проектах внешнеэкономического сотрудничества и налаживание внешнеторговых контактов. В обоих случаях требуется постепенное врастание в местную среду через реализацию мелких проектов, создание некрупных предприятий, открытие малых производств. Такой путь лучше понимается и является естественным для арабского предпринимательского капитала, который сам категорически избегает рисков, опасается напористости со стороны партнеров, предпочитает, чтобы предварительно методы их работы и деятельность были опробованы и предметно продемонстрированы на опыте других стран или хотя бы на соседних хозяйствах, даже если речь идет о некрупных объектах.

В подобных обстоятельствах недоверие преодолевается только в процессе личного общения, демонстрацией заинтересованности в успехе общего дела, в повседневной совместной работе. Ускорить процесс восстановления контактов гарантированно возможно, если реанимировать отношения с теми суданскими предпринимателями, которые даже в период полного развала советско-суданских торгово-экономических отношений, которые, кстати, и прежде не были интенсивными, пытались установить деловые контакты в Москве и других городах России.

Деятельности российского капитала на этом направлении могут способствовать, как минимум, три обстоятельства. Это:

— сохраняющиеся симпатии определенной части местного бизнес-сообщества к России,

— наличие в составе суданской экономики всех необходимых отраслей и производств, которые, однако, не получили приемлемого развития и практически лишь обозначают направления, не имея соответствующего времени наполнения и потому представляются свободными и открытыми для любых форм внешнеэкономической деятельности,

— невысокий технический уровень «нации» и предрасположенность суданцев к использованию несложных и надежных механизмов и машин, исправным поставщиком которых зарекомендовал себя еще Советский Союз и которые в том или ином количестве производятся в России.

Крайне желательно, чтобы российские предприниматели не действовали в Судане на свой страх и риск в том смысле, чтобы они были защищены так или иначе со стороны государства и осознавали, что за ними стоит держава. Это особенно важно в связи с тем, что российские предприниматели будут сталкиваться со случаями недобросовестной конкуренции, введения в заблуждение относительно принятых в суданской экономике форм и методов работы, возможно, с провокациями.

В качестве параллельной меры необходимо создавать в России инфраструктуру внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности в интересах именно мелкого и среднего бизнеса, лишенную бюрократизма и обладающую достаточной оперативностью и наработанной базой данных о текущем положении дел в суданской экономике и её бизнес-среде. Особое внимание должно быть уделено юридическому обеспечению торгово-экономических контактов, поскольку это – слабое место российского бизнеса, понесшего существенные потери в других ближневосточных странах за истекшее десятилетие из-за нечеткого знания законов и инструкций.

Если Судан пользуется ныне приоритетом во внешнеполитических устремлениях российского руководства, то для проникновения и закрепления в этом государстве (а равно и в расчете на другие страны региона) следует целенаправленно создавать или приспосабливать к этому имеющиеся организационные структуры, занимающиеся планированием, исследовательской и консалтинговой деятельностью, форвардинговыми операциями и логистикой. При этом работа должна в обязательном порядке вестись в режиме быстрого реагирования, регулярно и концентрированно. Одновременно должен быть налажен встречный поток информации из Судана, обеспеченный соответствующими кадрами в российских учреждениях и налаженными контактами с министерствами и ведомствами принимающей стороны и ее координирующими торговыми структурами, например, торговыми палатами, профсоюзами, гильдиями и т.п.

Учитывая характер тенденций в суданской экономике, связанных с либерализацией, и наличие государственного сектора, России следует быть готовой к развитию приватизационного процесса в этой стране и, следовательно, к полновесному участию в нем. Для этого следует соответствующим образом сориентировать крупные российские торгово-промышленные структуры и осуществлять неотступный мониторинг экономической ситуации в Судане и тенденций в формировании рыночной системы хозяйствования в нем.

Для обеспечения успеха в продвижении российского бизнеса в Судан, возможно, будет целесообразным привлекать к этому работающих в Москве и в провинции арабских предпринимателей (например, сирийских). Многие из них являются российскими гражданами, имеют серьезные навыки внешнеэкономической деятельности в арабском мире, осведомлены об особенностях взаимодействия с арабским капиталом и едва ли откажутся разнообразить свои занятия в этой сфере. Не следует исключать и возможность привлечения к сотрудничеству собственно суданских бизнесменов, имеющих свое дело и ведущих его из стран ЕС, в частности Лондона и других западных столиц и проживающих там.

Сдвиги на рассматриваемых направлениях могут быть достигнуты только при хорошо поставленной и достаточно масштабной деятельности, которая в принципе достижима даже в условиях кризисного состояния российской экономики и ее делового сообщества. Обнадеживающим моментом здесь является то, что развёртывание инициатив на этом направлении не требует запредельных средств, учитывая общий характер экономической ситуации в Судане, бедность и нищету населения, хронические дефициты и в связи с этим относительно небольшие накладные расходы при налаживании контактов с органами управления на местах.

Более серьезной видится проблема, связанная с удаленностью Судана, его крайне низкой степенью освоенности российскими гражданами и ныне, и в предшествующие времена, тяжелый климат, некомфортный быт и неустроенность жизни. Дополнительной трудностью может стать незнание языка и обычаев, без чего необходимость врастать в незнакомую среду в короткие сроки, налаживание продуктивных контактов, вообще достижение понимания с местным населением может превратиться в затратное и малоэффективное мероприятие.

Реальной трудностью для среднего и мелкого российского бизнеса в Судане могут стать, например:

— быстрое создание собственных ниш на рынке, в которых возможен взаимовыгодный обмен,

— выявление особенностей механизмов и законов функционирования местного бизнеса,

— подтверждение конкурентоспособности российской промышленной продукции и ее пригодности к применению в местных условиях.

Не менее сложными представляются и внутрироссийские обстоятельства, которые могут тормозить развитие бизнес-инициатив в отношении Судана. Это, например, экономический спад и сокращение производства инвестиционных и потребительских товаров, имеющих перспективу на суданских рынках. Или отсутствие системного подхода у российских государственных и коммерческих структур к сотрудничеству даже с традиционными арабскими партнерами, не говоря о специфичном суданском направлении. Или отсутствие энтузиазма как со стороны крупного, так и среднего и мелкого российского бизнеса к налаживанию внешних контактов вообще, поскольку он имеет более выгодные возможности для деятельности внутри собственной страны.

К тому же российский бизнес пострадал от начавшегося кризиса, его база существенно сузилась за счет вымывания мелкого и среднего предпринимательства, что усугубило его реактивность, ощущение несостоятельности и неуверенности в себе.

Учитывая эти и другие моменты, можно предполагать, что продвижение российской инициативы в отношении Судана будет все-таки затратным мероприятием. Однако политические и экономические выгоды могут в итоге со временем перекрыть расходы, понесенные в связи с внедрением в эту страну. Об этом косвенно свидетельствует нарастание в Судане деятельности бизнеса даже из африканских и ближневосточных государств, которые уступают России в мощи, но все же проникают в суданские пределы в надежде на будущие дивиденды. Тем более не приходится говорить о европейских странах, которые осознают потенциальные возможности Судана и стремятся «застолбить» здесь свое присутствие, корректируя, по мере возможности, через свои контакты и агентов влияния воздействие на процессы развития в нем или создавая такие возможности с использованием всех наличествующих средств.

Очевидно, что доходы от нефти в обозримой перспективе позволят Судану вести речь о переходе от фабрично-заводского типа производства к индустриальному, вообще о движении к современным формам экономического роста, одно приближение к показателям которого будет характеризовать Судан как динамичную страну, вступающую в более высокую фазу развития. Такой курс потребует новых регулирующих инструментов, новых методов производственной деятельности, прогрессивных технологий, оборудования, которые могут быть предоставлены, в том числе и Россией. Во всяком случае, Россия способна достаточно широко сотрудничать с Суданом во многих сферах. Помимо нефти и газа, это и сельское хозяйство (освоение земель, ирригационное строительство, агротехнологии и методики, способствующие повышению урожайности культур). Это водное хозяйство — чрезвычайно актуальная тема для Судана, связанная с добычей, опреснением, распределением водных ресурсов. Это промышленность (добывающая, обрабатывающая, включая переработку сельскохозяйственной продукции). Это транспортная и иная инфраструктура, потребности в которой в Судане ощущаются с особой остротой и составляют один из приоритетов в его программе развития.

Что касается внешнеторгового сотрудничества, то оно охватывает самый широкий перечень статей и в ассортиментном плане практически не ограничено. Это дает простор для инициативы российских товаропроизводителей любого уровня и ранга, а при адекватной организации дела обеспечит дополнительное наполнение бюджета страны и предпринимательскую прибыль.

Однако следует четко представлять, что одно только знание подходов ко всей теме возобновления российско-суданского сотрудничества и понимание трудностей, которые ожидают связанный с этим процесс наращивания российского присутствия на экономическом и политическом пространстве Судана, могут только помочь наметить пути движения в эту страну. Гарантированное же проникновение в число её хозяйствующих субъектов и полновесная реализация возможностей, ожидаемых от столь грандиозного проекта, достижимы только в ходе применения современных инструментов завоевания рынка, подкрепленных полноценным финансовым обеспечением и деятельностью соответствующим образом ориентированного местного лобби. Эффект масштаба при этом призван сыграть самую непосредственную роль в деле обретения Россией в Судане надежного стратегического плацдарма, способного стать отправной точкой распространения ее внешнеполитической и внешнеэкономической инициативы.

52.3MB | MySQL:103 | 0,611sec