О проблемах реализации договора о транспортировке нефти из ОАЭ по израильскому нефтепроводу Эйлат-Ашкелон

Договоры о нормализации отношений между Государством Израиль и Объединёнными Арабскими Эмиратами и Бахрейном были подписаны 15 сентября 2020 года. Через месяц в конце октября ОАЭ и Израиль подписали соглашение, предусматривающее защиту инвестиций в экономики друг друга.

Буквально через несколько дней после этого израильская компания EAPC (Eilat Ashkelon Pipeline Company) владеющая нефтепроводом Ашкелон-Эйлат, подписала соглашение государственной эмиратской компанией об импорте нефти из ОАЭ в Израиль. Соглашение, предусматривало транспортировку добытой в ОАЭ нефти из Красного моря в Средиземное по расположенному на территории Израиля трубопроводу как для собственного нефтеперерабатывающего производства, так и для дальнейшей поставки ее клиентам в Средиземноморском бассейне. В рамках сделки в Эйлат вместо 5-10 танкеров в год должны будут заходить 50-70 танкеров, что позволит ОАЭ поставлять нефть на европейский рынок в обход Суэцкого канала.

Однако после эйфории связанной с подписанием первых экономических соглашений с ОАЭ выяснилось, что данный проект имеет очень много противников в Израиле. Практически тут же стали поступать протесты как от представителей общественности, так и различных организаций «зеленых».

Природоохранные организации выступили категорически против сделки, утверждая, что ее реализация угрожает эйлатскому коралловому рифу и в целом резко увеличивает вероятность крупной экологической катастрофы, поскольку нефтепровод, проложенный более 50 лет назад, находится в плохом состоянии. Кроме того, организации, обратившиеся в БАГАЦ, настаивают на том, что само подписание сделки было нелегитимным, поскольку она не получила санкции правительства.

В поданной в БАГАЦ петиции утверждается, что EAРС, являющаяся государственной компанией, подписала соглашение, которое имеет далеко идущие экологические и социальные последствия, без участия правительства и компетентных правительственных министерств и без надлежащих процедур. Согласно петиции: «Условием принятия решения соответствующего типа является одобрение правительства, без одобрения правительства это является нарушением полномочий, и соглашение должно быть отозвано. Правительство должно провести надлежащее обсуждение вопроса на основе полной фактологической базы и выслушав позиции общественности».

Пока Агентство по охране окружающей среды было занято своим исследованием, которое определило, что риск утечки сырой нефти в Эйлатском заливе практически равен нулю, а точнее возможен раз в 1111 лет, экологические организации подготовили собственные экспертные заключения, которые выявили ряд рисков, которые были проигнорированы в обзоре EAPC, подготовленном компанией «Хазмет».

При этом как выяснилось проблемная ситуация, в связи с появлением в израильских портах гигантских танкеров, могла возникнуть не только в Эйлате , но и в Ашкелоне, куда должна была поступать нефть. В этой связи обзоре компании «Хазмет», были подробно описаны три основных сценария событий, при которых может произойти утечка сырой нефти. По мнению специалистов был представлен еще ряд дополнительных возможных сценариев.

К этому они добавили риски, которые также могут случиться с танкерами в Ашкелоне, и даже добавили возможность загрязнения моря при удалении водяного балласта с них. В заключении также подробно описаны дополнительные ситуации риска, в том числе в результате штормов. В зимний период в районе Красного моря иногда бушуют шторма, а при отсутствии волноломов в порту Эйлат и порту Акаба иногда возникает ситуация, когда судам надо будет уходить из портов в открытое море и пережидать там пока они не утихнут.

Одним из основных рисков, специалисты назвали человеческий фактор: «Исследования показывают, что более 80% аварий на море вызваны человеческим фактором, который в обзоре вообще не рассматривается. Умышленное некачественное техническое обслуживание, отсутствие проверок,  усталость экипажа и портовых работников, медленная реакция на инцидент и многое другое».

К тому же Эйлатский залив находится на сирийско-африканском разломе, поэтому пирс, порт и все здания в Эйлате более подвержены рискам землетрясений. Кроме того, нет оценки экономического ущерба от разливов нефти или сведений о масштабах ущерба у побережья Синая. Также упоминание о вреде для туризма, связаном с ростом промышленной активности вблизи пляжей.

По мнению экспертов, порт Эйлата сам по себе в настоящее время не составляет существенного компонента в системе морского судоходства в этом районе, но добавление более 100 судов типа VLCC в год может стать значительным и решающим фактором, с точки зрения безопастного плавания в этом ограниченном районе. Кроме того, залив пересекают паромы с пассажирами с запада на восток и обратно между Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией. Следует добавить суда, направляющиеся в два порта, некоторые из которых загружены топливом и опасными материалами. «Все это в ограниченном морском пространстве, что увеличивает опасность морской аварии», — считают эксперты.

В результате ожидаемый трафик в портах Эйлата и Ашкелона значительного объема сырой нефти повлечет за собой множество экологических рисков. Итоговая суть заключений такова: «Несмотря на все возможные меры безопасности и инспекции, невозможно гарантировать на 100%, что никакой морской аварии или утечки нефти не произойдет».

Стоит отметить, что скорее всего все эти доводы остались бы без особого внимания, если бы в Израиле не поменялась власть. Новый министр экологии Тамар Зандберг (МЕРЕЦ) лидер левой партии, в повестке дня которой прописана «зеленая программа», практически сразу приняла решение об заморозке соглашений о поставках эмиратской нефти по трубопроводу.

Позицию министра экологии Тамар Зандберг, поддержали так же министр туризма Йоэль Развозов и министр иностранных дел Яир Лапид, которые выступают за полную отмену сделки.

Министр обороны Бени Ганц так же намерен проголосовать за замораживание сделки по транспортировке нефти из ОАЭ через израильский трубопровод Эйлат-Ашкелон для ее дальнейшей поставки в Европу, утверждает газета «Гаарец». Журналистка «Гаарец» Ли Ярон пишет, что, в отличие министров, требующих отмены сделки, Ганц, основываясь на анализе Института исследований в сфере национальной безопасности (INSS), считает необходимым заморозить ее реализацию для проведения той подготовительной работы, которая не была, сделала при предыдущем правительстве, и только после этого принимать окончательное решение.

Газета «Исраэль ха-йом» цитирует высокопоставленные источники в ОАЭ, сообщившие, что решение министра экологии Тамар Зандберг заморозить соглашение о поставках нефти из ОАЭ через израильскую территорию может привести к кризису в двусторонних отношениях. Источники в ОАЭ сообщили изданию: они понимали, что после смены правительства в Израиле такой сценарий возможен. Однако при подготовке соглашения были сделаны все необходимые проверки. Они подчеркнули, что его отмена – нарушение подписанных двусторонних протоколов. ОАЭ рассматривает возможность обращения в международный арбитраж, чтобы обязать Израиль соблюдать соглашение, но перед этим будет предпринята попытка договориться напрямую.

В итоге министр экологии Тамар Зандберг объявила о проведении политики нулевого риска, в связи с чем сотрудники министерства прервали все контакты с компанией EAPC, фактически отказавшись выполнять функцию регулятора.

В ответ государственная компания EAPC, отвечающая за работу нефтепровода Эйлат-Ашкелон, обратилась в Высший суд справедливости (БАГАЦ) с иском против Министерства экологии, генерального директора министерства Галит Коэн и департамента морской экологии в министерстве. Компания требует признать незаконным решение Коэн не встречаться с представителями компании и ее категорический отказ обсуждать требования, необходимые для реализации договора о перекачке нефти из ОАЭ в Европу через нефтепровод EAPC.

При этом ранее правительство в ответ на иск природоохранных организаций против договора между EAPC и ОАЭ уведомило суд, что не поддерживает позицию Министерства экологии.

В итоге сейчас Министерство главы правительства передало в БАГАЦ позицию правительства Израиля касательно сделки по экспорту нефти из ОАЭ в Европу через израильский нефтепровод Эйлат-Ашкелон. Правительство Израиля не будет вмешиваться в сделку по транспортировке арабской нефти из Эйлата в Ашкелон.

Министерства туризма и обороны, высказывавшиеся о проблематичности сделки, в итоге не стали обозначать свою позицию, и официальной позицией правительства будет невмешательство в ситуацию ни на стороне Министерства экологии, выступающего за отмену сделки, ни на стороне Министерства финансов, требующего ее реализации.

По оценке экспертов, данная позиция правительства существенно снижает вероятность отмены сделки, хотя Министерство экологии, будучи регулятором в данной сфере, имеет возможность существенно осложнить ее реализацию.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec