Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел 15-ю международную конференцию. Часть 7

Институт исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета 1-2 февраля с.г. провел 15-ю ежегодную международную конференцию «Время принятия важных решений». Становится традиционным выступление действующих и бывших руководителей государства на мероприятии, участниками которого являются видные эксперты из Израиля и США, а также некоторых арабских стран.

В первый день работы конференции исполнительный директор INSS профессор Мануэль Трахтенберг провел беседу с Томасом Р. Найдсом, послом США в Израиле, на тему израильско-американских отношений в период администрации Байдена и международных событий – в центре которых переговоры в Вене по возвращению к ядерной сделке с Ираном.

Посол Т.Р.Найдс, который считает себя евреем, не религиозным, но сионистом, сказал, что при вступлении в должность он поставил перед собой одну цель – «укрепить еврейское демократическое государство» посредством «обеспечения его безопасности и реализации принципа двух государств» для двух народов, «поддержки израильского экономического чуда, частично с помощью максимального использования «Авраамовых соглашений» и возможностей Израиля как нации-стартапов».

Отвечая на вопрос профессора М.Трахтенберга о влиянии прогрессивной части американского демократического лагеря на будущее отношений между странами, посол подчеркнул, что «подавляющее большинство Демократической партии США поддерживает Израиль». Даже если в партии есть меньшинство, которое проявляет враждебность к еврейскому государству, «приверженность Соединенных Штатов Израилю непоколебима».

Посол отреагировал на выступление премьер-министра Израиля Нафтали Беннета, в ходе которого он заявил, что Вашингтон преследует собственные интересы, не всегда пересекающиеся с интересами Израиля, и отметил сосредоточенность США на кризисе на российско-украинской границе, что отвлекает внимание американской администрации от иранской ядерной угрозы. В связи с этим посол Т.Р.Найдс заявил, что «США не позволят Ирану получить ядерное оружие», и что администрация Байдена может сосредоточиться на нескольких вопросах одновременно. Несмотря на кризис между Россией и Украиной, Белый дом не пренебрегает своим обязательством перед Израилем, которое заключается в том, что Иран не получит ядерного статуса. Посол еще раз подчеркнул, что США «не потерпят ситуации, в которой Иран является обладателем ядерного оружия».

Что касается израильско-палестинского конфликта, по словам Т.Р.Найдса, «администрация Байдена привержена его решению путем создания двух государств, и это позиция многих израильтян». Он добавил, что «Белый дом поддерживает палестинский народ экономически, основываясь на убеждении, что он заслуживает уважения и безопасности, точно так же, как и израильтяне»[i].

В рамках одной из секций обсуждалась тема «Между Востоком и Западом: Китай и США – а где Израиль?» Бригадный генерал (в отставке) Асаф Орион, старший научный сотрудник INSS, провел беседу с Ирит Бен Абба, послом Израиля в Китае и Монголии.

Ее выступление на конференции состоялась через несколько дней после того, как израильское посольство в Пекине участвовало вместе с представителями правительств двух стран в мероприятиях, посвященных 30-летию дипломатических отношений между Израилем и Китаем. В рамках празднеств выступил Израильский филармонический оркестр, правда, онлайн, который исполнял, в том числе, и китайскую музыку. В социальных сетях это привлекло миллионы новых подписчиков. По мнению Ирит Бен Абба, это говорит об отношении китайцев к израильтянам. Они проявляют глубокое уважение древнему народу и его традициям, истории, языку и вкладу еврейского народа в развитие мировой цивилизации, а также высоко ценят технологические возможности, инновации и предпринимательские качества израильтян, несмотря на все трудности, которые им пришлось пережить.

Асаф Орион напомнил, что десять лет назад премьер-министр Биньямин Нетаньяху охарактеризовал израильско-китайские отношения как «брак, заключенный на небесах» – соприкосновение «нации стартапов» и великой экономической державы. Однако изначально двухсторонние контакты развивались в тени противостояния между США и Китаем, с первых дней Корейской войны. Сегодня взаимоотношения продолжаются на фоне «стратегического соперничества» между двумя сверхдержавами. Он поинтересовался у посла, как китайцы оценивают свои отношения с США, и чего в этом контексте они ожидают от Израиля.

По словам Ирит Бен Абба, отношения между Вашингтоном и Пекином действительно в настоящий момент находятся на самом низком уровне. Китайцы видят не искреннее желание американцев к сотрудничеству, а стремление создать глобальный раскол, объединить страны против Китая, отстранить китайцев от технологий, которые им нужны для продолжения развития и достижения технологического превосходства. По мнению Пекина, американцы пытаются усилить либеральную структуру, демократию и демократические принципы, ценности, тогда как есть часть мира, которая не соотносится с демократией и ее ценностями.

Бен Абба определяет отношения двух держав в терминах «идеологическая  и конкурентная конфронтация по поводу мировой гегемонии в этом столетии, а может и в следующем». Пропасть между двумя сверхдержавами глубокая, и ситуация только ухудшается. Диалог ведется и вроде бы есть вещи, по которым две стороны согласились договариваться, например, по вопросам изменения климата, но даже в этом всплывают противоречия. Сложно представить достижение соглашений между двумя сторонами, сфера торговли стала проблематичной. Наблюдается неординарное поведение. Дискурс стал более умеренным, чем несколько месяцев назад, тем не менее, в нем очень мало конструктивных моментов. Китайцы обвиняют США в попытке расколоть мировое сообщество на полюсы. Пекин выступает за многостороннее сотрудничество, за совместную борьбу с пандемией и бедностью в странах «третьего мира», а также изменением климата.

«В этих условиях Израиль поддерживает, прежде всего, экономические связи с Китаем, что приемлемо и для американцев, хотя не во всех сферах. Китай является важной страной для Израиля с экономической точки зрения, для его экспорта (Китай – рынок №2 для экспорта из Израиля). В 2022 г. зафиксирован рост торговли между двумя странами. И эта тема поднимается в любом диалоге с американцами и китайцами. Одновременно израильская сторона постоянно подчеркивает своим китайским партнерам, и они об этом знают, что США является критически важным стратегическим партнером Израиля. Это партнерство является составной частью национальной безопасности еврейского государства. Несмотря на это, говорит посол, «у Израиля есть большие экономические возможности в Китае, который является большой страной и экономикой, и к 2028 г. станет самой крупной державой в мире, согласно прогнозу Всемирного Банка. Израиль не хочет игнорировать такой большой рынок, который, впрочем, открывает не только перспективы, но и грозит рисками. Поэтому израильская сторона прилагает все усилия для развития торгово-экономических отношений с Китаем», – сказала Ирит Бен Абба.

Таким образом, полагает А.Орион, «для Израиля отношения с Китаем полны возможностей, тогда как трудности и ограничения исходят от его стратегического партнера – Соединенных Штатов. Но есть еще один сложный аспект в израильско-китайском сотрудничестве в связи с тем, что Пекин развивает отношения с Ираном, в том числе в военной сфере. Китайцы традиционно поддерживают палестинцев, включая критику в ходе последней операции ЦАХАЛа «Страж стен» в секторе Газа и создание трудностей для Израиля в ряде международных правозащитных организаций». Эксперт поинтересовался у посла, «понимают ли в Китае озабоченность Израиля по этим вопросам и аспектам китайской региональной и международной политики?»

По словам Ирит Бен Абба, политика Китая на Ближнем Востоке сформировалась много лет назад с момента создания Китайской Народной Республики. Не стоит забывать, что Китай был членом Движения неприсоединения. Восприятие политики на Ближнем Востоке и палестинской проблемы сложилось в тот период и осталось без изменения, скорее всего так и будет до разрешения палестино-израильского конфликта. Китай четко и при любой возможности озвучивает свою позицию. Тем не менее, в двухстороннем формате Китай и Израиль пытаются вынести за скобки имеющиеся между ними разногласия и решать взаимовыгодные вопросы, как правило, в сфере торгово-экономических отношений.

По иранской проблеме у Израиля серьезные противоречия с Пекином, они обсуждаются при каждой встрече. Эти противоречия касаются комплексного сотрудничества между Ираном и Китаем, подписанного в марте прошлого года соответствующего соглашения на 25 лет, которое предусматривает 400 млрд долларов инвестиций в различные экономические и бизнес-проекты в Иране. Информация об этом появилась в мировых СМИ, однако китайцы ни разу не подтвердили эти цифры. Сегодня Китай подстраховывает Иран экономически в условиях наложенных на него санкций, на что Израиль при каждой возможности старается указать китайской стороне, что это наносит вред его национальной безопасности. Реакция китайцев заключается в том, что санкции введены американцами, а не Советом Безопасности ООН, поэтому они их не касаются.

«Несмотря на то, что китайская позиция наверняка не изменится до разрешения палестино-израильского конфликта, Пекин, – по мнению посла, – принимает во внимание и заявляет о том, что Израиль имеет право на обеспечение своей безопасности, и это следует ценить».

А.Орион отметил, что исходя из метафоры Б.Нетаньяху, согласно которой отношения между Израилем и Китаем – это «брак, заключенный на небесах», «может сложиться впечатление, что последнее десятилетие в израильско-китайских отношениях было своего рода медовым месяцем. В 2017 г. состоялась свадьба в виде подписанного Всеобъемлющего инновационного партнерства; будущее тогда казалось многообещающим и беззаботным, было настоящее страстное увлечение. Но после свадьбы начинается супружеская жизнь». В связи с этим он задал вопрос, на какой стадии сейчас пребывают израильско-китайские отношения и чего ожидать в ближайшие десять лет?

По словам Ирит Бен Абба, спустя 30 лет отношения между Израилем  Китаем хорошие. «Частично из-за пандемии коронавируса мы не все можем делать, что хотели бы, потому что Китай закрылся от всего мира, и сегодня контакты поддерживаются в основном онлайн. Однако это не помешало значительно увеличить объемы торговли, к тому же остается огромный потенциал, который просто необходимо использовать на благо израильской экономики», – сказала она.

Посол считает, что «Израиль в некоторой степени сталкивается со многими дилеммами, как и другие страны: «куда движется Китай?», «куда идет мир?», «как вести себя между двумя гигантами так, чтобы не навредить себе, особенно такому маленькому государству как Израиль, и одновременно использовать имеющийся потенциал, который Китай предлагает другим экономикам». «При этом речь идет не только об экономике, но и отношениях в сфере культуры, научного сотрудничества, контактах между людьми, включая молодежь, о туризме и пр. Все это нужно развивать так, чтобы не навредить национальным и военным интересам Израиля».

Ирит Бен Абба подчеркивает, что «самый важный вопрос сейчас – куда идет мир? Движется ли он к новой «холодной войне», к борьбе за технологии, рынки, каналы поставок, или есть возможность сохранить существующее положение вещей? Китай – самый крупный производитель в мире. Темп роста его экономики в прошлом году составил 8%. Мир во многом зависит от Китая, что в прошлом году привело к 30%-му темпу росту торговли».

В контексте израильско-китайских отношений следующий год, полагает посол, будет очень важным с учетом взаимоотношений между сверхдержавами. «Китай до сих пор закрыт от внешнего мира. В октябре 2022 г. пройдет Съезд Компартии, на котором будет принято решение, останется ли на своем посту еще на пять лет действующий председатель КНР Си Цзиньпин. Это год принятия критически важных решений не только для будущего китайского руководства, но и в вопросе изоляции страны от всего мира. Изоляция будет не только физической, но и идеологической, духовной, способствующей росту национализма, антиамериканским и антизападным настроениям. В целом в этом году продолжится, с одной стороны, изоляция Поднебесной от остального мира, а с другой – латентная конкурентная борьба США против Пекина, с принятием решений, которые воспринимаются не иначе как антикитайские – санкции, муссирование проблемы прав человека, деликатный вопрос Тайваня. Китайцы хотят видеть себя в качестве равного игрока на международной арене. В их мировоззрении нет единственной сверхдержавы, есть несколько великих держав. Они чувствуют, что сегодня Китай может стать вровень американцам, вокруг этого и будет разворачиваться борьба»[ii].

[i] INSS 15th Annual International Conference. https://www.inss.org.il/february-1-2022/

[ii] INSS 15th Annual International Conference. https://www.inss.org.il/february-2-2022/

52.38MB | MySQL:106 | 0,672sec