Израиль: судебные проблемы компании, владеющей трубопроводом Эйлат-Ашкелон

Компания Eilat Ashkelon Pipeline Company (ЕАРС), владеет в Израиле  несколькими трубопроводами по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов, включая трубопровод Эйлат-Ашкелон, перекачивающий сырую нефть через Южный Израиль, между Красным морем и Средиземным морем. В последнее десятилетие компанию EAPC, имеющую хороший потенциал для работы, преследуют серьезные проблемы и аварии.

Так получив год назад многомиллионный контракт по перекачке нефти из ОАЭ, компания так и не может прийти к его исполнению из-за позиций ряда министерств Израиля. На днях компании даже пришлось подавать жалобу в суд , чтобы попытаться решить свои проблемы с Министерством экологии Израиля. (см. материал «О проблемах реализации договора о транспортировке нефти из ОАЭ по израильскому нефтепроводу Эйлат-Ашкелон» от 14 февраля 2022 года).

Наряду с этими проблемами в судах Израиля рассматривается еще ряд уголовных дел против высокопоставленных сотрудников компании EAPC в связи с ранее произошедшими экологическими катастрофами на их нефтепроводах.

Так спустя 7 лет после тяжелейшей экологической катастрофы в заповеднике Эврона, который сильно пострадал от разлива нефти, было предъявлено обвинительное заключение EAPC и четырем должностным лицам компании.

2 ноября в мировом суде Беэр-Шевы было предъявлено обвинение Eilat Ashkelon Pipeline Company и четырем высокопоставленным должностным лицам компании. Согласно обвинительному заключению, группа обвиняемых, включающая двух заместителей гендиректоров по исполнению и инжинирингу Симху Корена и Шломо Леви, инженера инженерного подразделения Артура Вайса и директора подразделения линейного технического обслуживания Хаима Бар-Селу, ответственна за крупный технологический сбой, приведший к разливу нефти в 2014 году. В результате разлива пострадали около 144 дунамов заповедных земель, стоимость ущерба была оценена экспертами более чем в 100 млн шекелей.

В обвинительном заключении говорится, что в декабре 2014 года около 5 млн литров сырой нефти вылилось из трубопровода ЕАРС и потекло в сторону заповедника в десяти километрах к северу от Эйлата. Авария произошла в ходе работ по изменению маршрута части трубопровода Эйлат-Ашкелон при строительстве подъездного пути к аэропорту Рамон.

Во время работ по отводу трубопровода произошла инженерная авария, основными причинами которой стали: «некачественное выполнение работ, отсутствие детального планирования, нарушение правил безопасности и производственных процедур», — как указано в заключении.

Это происшествие было названо специалистами одной из крупнейших экологических катастроф в Израиле. Поток нефти уничтожил множество растений и животных, в том числе охраняемые виды, и нанес ущерб структуре почвы. Также был нанесен ущерб источникам воды в этом районе.

Напомним, что авария произошла примерно в 20 километрах севернее курортного города Эйлат. Огромный поток нефти за короткое время в буквальном смысле затопил большие участки на шоссе №90, ведущего от Мертвого моря к Эйлату.

На место были направлены спасательные службы и специалисты компании, отвечающие за эксплуатацию нефтепровода. Однако добраться до места, где предположительно произошла утечка, у них получилось не сразу. Работы продолжались всю ночь. Лишь к утру следующего дня стали понятны истинные масштабы аварии. Фотосъемка с воздуха показала, что нефтяное пятно вытянулось на 6 км в длину. Под угрозой оказался уникальный археологический парк Эврона в пустыне Арава.

«С такой аварией мы в прошлом ни разу не сталкивались», – сказал Гай Семет, глава отдела Южного округа в Министерстве экологии. Почти неделю Семет и сотрудники его ведомства не покидают место аварии. Спасательные работы велись 24 часа в сутки. Десятки экскаваторов и самосвалов вывозили пострадавшую почву. За шесть дней работ было собрано свыше 16 тысяч тонн земли. Спасательная операция обошлась в несколько десятков миллионов долларов.

Пока продолжается разбирательство по делу 2014 года, в том же суде было рассмотрено дело против компании о разливе нефти в 2011 году.  В ходе судебного заседания 15 февраля мировой суд Беэр-Шевы признал виновной EAPC, владеющую нефтепроводом Эйлат- Ашкелон, и нескольких человек из ее руководства в экологической катастрофе, произошедшей в 2011 году в районе заповедника Нахаль-Цин, когда более 1,5 млн литров топлива попало в русло реки Цин.

Виновными были признаны также бывший генеральный директор компании Яир Вида, бывший вице-президент инженерного подразделения Шломо Леви и руководитель проекта реконструкции трубопровода Нир Савьон. Леви и Савьон до сих пор работают в EAPC: Леви в настоящее время занимает должность вице-президента компании по безопасности и защите окружающей среды, Савьон — вице-президента по инженерным вопросам, а Арье Амир, еще один обвиняемый по делу, оправдан по всем пунктам обвинения.

Инцидент произошел в июне 2011 года, когда во время работ по модернизации трубопровода машинист экскаватора, пытаясь выкорчевать дерево, воткнул зубья ковша в трубопровод, что привело к разрыву трубы и утечке более 1,5 млн литров топлива.

Как указано в постановлении суда, должностные лица компании, которые должны были принять меры предосторожности, провести спецподготовку рабочих, назначить контролеров, провести тренировку действий на случай чрезвычайной ситуации, не сделали из этого ничего. Как заявил судья «несмотря на то, что повреждение трубы было нанесено сотрудниками субподрядчиков, ответственность за утечку всецело лежит на EAPC».

В результате разлива нефти была загрязнена территория площадью около 60 дунамов, включая русло реки Цин и ее окрестности. Несмотря на последующую расчистку земель, значительная часть нефти впиталась в почву, что привело к тяжелым экологическим последствиям — гибели большого числа растений и животных.

Стоит отметить, что нефтепровод Эйлат-Ашкелон (Trans-Israel pipeline) был построен в середине 1950-х годов и с тех пор лишь слегка модернизировался, а в связи с тем, что в последние десятилетия он использовался крайне редко, поэтому и работал по устаревшим правилам эксплуатации. В принципе не имея серьезных доходов компания EAPC , не особо уделяла внимание  вопросам профилактики и модернизации этого нефтепровода, отсюда и все его проблемы.

В этой связи имидж компании ЕАРС очень пострадал, что вряд ли ей поможет в противостоянии с Министерством экологии, которое категорически против проекта по перекачке повышенного объёма нефти по нефтепроводу Эйлат-Ашкелон, которое предусмотрено контрактом с компанией из ОАЭ

52.13MB | MySQL:103 | 0,443sec