О турецкой «дипломатии дронов»

Турция и Польша подписали на этой неделе  соглашение, обеспечивающее конфиденциальность и защиту данных в рамках их сотрудничества в оборонной промышленности. Оно является частью Соглашения, которое было подписано 24 мая 2021 года в Анкаре министрами обороны стран, является частью  сделки по продаже беспилотных летательных аппаратов между двумя странами и находится в процессе утверждения турецким парламентом. Ожидается, что в ближайшее время он будет введен в действие, учитывая, что первая поставка беспилотных летательных аппаратов в Польшу будет осуществлена в этом году. В соглашении оговаривается, как будут предоставляться разрешения на безопасность частным подрядчикам и субподрядчикам, которые выполняют работы в рамках сотрудничества стран в оборонной промышленности. Любое возможное нарушение безопасности в одной стороне будет немедленно расследовано и сообщено другой стороне. Посещения объектов, связанных с доступом к секретной информации, будут осуществляться с письменного согласия принимающих государственных органов. Возможные споры не будут переданы ни в какой национальный или международный трибунал или третью сторону для урегулирования, поскольку соглашение предусматривает, что такие разногласия должны будут урегулированы между сторонами только путем переговоров. Соглашение будет действовать в течение пяти лет и автоматически продлеваться еще на пять лет, если оно не будет расторгнуто любой из сторон с предварительным уведомлением за 30 дней по дипломатическим каналам.

Турция и Польша подписали рамочную сделку по продаже беспилотных боевых летательных аппаратов Bayraktar TB2 (UCAV) во время официального визита президента Польши Анджея Себастьяна Дуды в Турцию в мае 2021 года, что сделало Польшу первой страной-членом НАТО и Европейского Союза, которая приобрела турецкие беспилотники. Согласно информации турецких источников, знакомых с ходом переговоров, Польша закупит три наземные станции и два тренажера в дополнение к 24 военным беспилотникам. Один из тренажеров будет развернут в авиационной академии в Деблине, а  другой- на базе UCAV в Мирославце. Соглашение включает двухлетнюю техническую поддержку и обучение 192 польских офицеров, которые будут выполнять функции операторов, командиров и инструкторов беспилотных летательных аппаратов. Все тренировки будут проходить полностью в Турции в четырех группах в разное время, по 15-17 недель для каждой группы.  Поставка будет осуществляться в течение двух лет партиями по шесть штук, начиная с 31 октября 2022 года. Второй комплект планируется поставить 30 апреля 2023 года. Дата третьей партии-31 октября 2023 года, а последняя должна быть выпущена 30 апреля 2024 года. Общая стоимость оценивается примерно в 270 миллионов долларов.

Турция и Польша тесно сотрудничают в военной области. В прошлом году министры обороны двух стран встречались дважды за пять месяцев. Хулуси Акар, который приветствовал своего коллегу в Анкаре в мае 2021 года, нанес ответный визит в октябре 2021 года. Военные эксперты заявили, что два визита, проведенные за короткий промежуток времени, были связаны с деталями сделки по поставкам оружия. Министр обороны Польши Мариуш Блащак ранее заявил, что сотрудничество между двумя странами не ограничивается НАТО, заявив, что Польша намерена закупить новые системы вооружения у Турции. Ни для кого не секрет, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, члены его семьи и его деловые партнеры получают огромную выгоду от оборонной промышленности и продаж военной техники. Военные беспилотники Bayraktar TB2 производятся компанией, принадлежащей зятю Эрдогана, которая использует все государственные объекты, но также получает высокую прибыль на местном и международном рынке за счет продажи оружия, единственным лицом, принимающим решения, является его тесть. Важной причиной выбора турецких беспилотных летательных аппаратов является то, что в Турции нет длительного процесса утверждения экспорта, в отличие от США и Европейского Союза. Однако влияние торговли дронами на внешнюю политику Турции, которую многие называют “дипломатией дронов”, неоспоримо. Одновременно, в то время как Эрдоган предлагал продавать беспилотники каждой африканской стране, которую он посетил, некоторые сделки по продаже дронов начали нести в себе некоторые  риски для Турции. Например, Турции пришлось перенести свое посольство в столице Эфиопии Аддис-Абебе в Кению после того, как ополченцы Тыграя, воюющие с федеральным правительством, угрожали Турции из-за беспилотных летательных аппаратов, которые она продала эфиопской армии. Теперь Эфиопские национальные силы обороны (ENDF, федеральная армия) в настоящее время имеет от шести до 10 боевых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2, которые уже несколько недель находятся на авиабазе Харар-Меда. Эти  средства были получены федеральными властями по меньшей мере в три этапа: 20 и 25 августа и еще раз 24 сентября. Первый рейс из аэропорта Чорлу в Турции, где находятся заводы Baykar Makina, был совершен самолетом Boeing 777 Эфиопских авиалиний. Вторая и третья поставки осуществлялись самолетами Boeing 737 того же перевозчика. Эта стратегия является частью «беспилотной дипломатии», организованной Анкарой для установления влияния Турции, особенно в Африке. В то же время контракт, вероятно, еще больше обострит напряженность между Турцией и Египтом, поскольку Каир не доволен каким-либо усилением эфиопской армии ввиду спора между двумя странами по поводу Великой эфиопской плотины Возрождения (GERD). Тем более, что сейчас напряженность в отношениях между Турцией и Египтом снова стала нарастать по вопросам продолжения пребывания «Братьев-мусульман»  в Египте и поставок турецких беспилотников режиму Абия.

Но что самое главное, такая политика «дронов» наталкивается не только на внешнеполитические препятствия, но и на чисто технические. Например, нигерийская армия в течение нескольких месяцев искала возможность купить турецкие беспилотники Bayraktar TB2, но санкции, введенные Вашингтоном и Оттавой в отношении ключевой части оборудования, задерживают эти переговоры.  В этой связи эксперты отмечают, что единственная надежда на прорыв-это 100% турецкий беспилотник, который обеспечит Анкаре собственную стратегическую автономию. Опять же заигрывания турок с украинцами в отношении производства дронов на Украине – это часть такой стратегии, но при этом упускается из виду, что Вашингтон может при желании очень четко обрубить этот канал.   Планы нигерийской армии, объявленные в октябре прошлого года губернатором северо-западного штата Замфара Белло Матавалле по приобретению турецких ударных беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2, оказались под серьезной угрозой. Переговоры, проведенные на высшем уровне Реджепом Тайипом Эрдоганом и его нигерийским коллегой Мухаммаду Бухари во время визита президента Турции в Абуджу в прошлом году, столкнулись с главным серьезным препятствием: й позицией Вашингтона. В соответствии с ИТАР (Правилами международной торговли оружием) Вашингтон оставляет за собой право блокировать любую продажу, связанную с американскими компонентами. Эффективность TB2, разработанного «Baykar Makina», в значительной степени основана на ключевом американо-канадском компоненте-электронно-оптической и инфракрасной (EO/IR) системе визуализации и наведения Wescam MX-15, поставляемой компанией L3Harris Technologies. Однако Канада больше не разрешает экспортировать систему турецким компаниям, поскольку TB2 широко использовался в Нагорно-Карабахском конфликте между Арменией и Азербайджаном в 2020 году. Это конечно в большей степени просто формальная причина, поскольку главным в данном случае является опять же позиция американцев, которую канадцы просто вынуждены учитывать.

Эту позицию Оттавы Вашингтон спокойно поддержал в отместку за покупку Турцией российских систем ПВО С-400. Однако и здесь есть двойные «стандарты»: 13 ТБ2, поставленные в прошлом году в Марокко, основному союзнику США в Магрибе, смогли обойти эти санкции. По данным французских источников, L3 продал системы непосредственно Королевским вооруженным силам Марокко (КВС), а не Байкару, тем самым избегая канадского или американского вето. Тот же самый финт был использован во время аналогичных  продаж канадцев Украине и теперь той же Польше с явным прицелом на реэкспорт этих дронов той же Украине в случае необходимости.  Но Вашингтон формально особенно придирчиво относится к контрактам на поставку военной техники в Нигерию из-за проблем с правами человека, а также соблюдения антикоррупционных требований, но в данном случае более важным является недовольство Вашингтона позицией Абуджы по вопросам более активного участия в операциях Пентагона в регионе. И именно по этой причине более шести лет ушло на завершение контракта на продажу 12 американских самолетов A-29 Super Tucano для борьбы с повстанцами в июле 2021 года. Тем не менее, на горизонте есть надежда на завершение  сделки нигерийцев с турками.    Под руководством Savunma Sanayii Baskanligi (SSB) — турецкого агентства, ответственного за военные закупки и экспорт, — турецкая армия только что впервые приняла поставку беспилотных летательных аппаратов TB2, оснащенных оптико-электронными системами, разработанными турецким производителем оборонной электроники Aselsan. Известная как система наведения с общей диафрагмой (CATS), она полностью заменяет Wescam MX-15, несмотря на более ограниченные возможности. Это большой шаг к стратегической автономии и в долгосрочной перспективе должно позволить Эрдогану активизировать свою весьма активную «дипломатию беспилотников», которая особенно нацелена на Африку, не беспокоясь о возможных эмбарго США или Канады. И, кстати, поставки в Эфиопию дронов также большого энтузиазма в Вашингтоне не вызвали, но турки смогли обойти возможные санкции с учетом обеспокоенности некоторых союзников США в регионе возникновением очередного вакуума безопасности в результате действий повстанцев-тыграй. Также отметим, что американцы никак не отреагировали не только на поставки режиму Абия турецких беспилотников, но и эмиратских.  Нигерия вполне могла бы последовать по этому пути двойного толкования исключения из санкций. Но в случае с Нигерией дело не ограничивается только беспилотниками. TAI, Roketsan, BMC, Otokar, верфи Tais, Aselsan были в числе примерно 10 турецких производителей оружия, которые сейчас активно продвигают на этом рынке своей продукции и ноу-хау министру обороны страны Баширу Салихи Магаши. ВВС Нигерии, которые ищут ударные вертолеты для повышения своей огневой мощи, в настоящее время ведут переговоры с европейским производителем Airbus и индийской компанией HAL. Но турецкая TAI, прочно поддерживаемая Анкарой, имеет преимущество в своей модели Т-129. .В Нигере президент Мохаммед Базум в ноябре принял решение о покупке нескольких подразделений TB2 для поддержки Вооруженных сил Нигера (ВЕЕР) в борьбе против повстанцев, но теперь заключительное слово опять же за Вашингтоном и Парижем. Ровно также американцы закрыли глаза  на размещение турецких дронов в Ливии, так как не вполне доверяли Хафтару в силу его связей  с Москвой.

Помимо санкций американцы используют и другие методы лимитирования экспансии турецких дронов в Африку, помимо чисто санкционных. Под давлением Вашингтона  в Мали, как и в Центральноафриканской Республике, миротворческие миссии ООН все чаще начинают использовать  частных подрядчиков для найма  беспилотных летательных аппаратов для повышения их разведывательных возможностей, что было поддержано на самом высоком уровне в Нью-Йорке.

Под руководством команд Департамента операций по поддержанию мира (DOP) Организации Объединенных Наций, возглавляемых Жан-Пьером Лакруа, миротворческие миссии, развернутые в Мали и Центральноафриканской Республике, вскоре получат выгоду от значительного увеличения числа разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Надзор за новыми программами миссии ООН по поддержанию мира в ЦАР (МИНУСКА), касающимися беспилотных летательных аппаратов, осуществляет Рами Ид, который отвечает за сенсорные системы миссии и беспилотные летательные аппараты. Миссия только что начала консультации по поиску частных операторов (и американские структуры здесь в списке первоочередных кандидатов), которые могут предоставить готовые решения с целью развертывания беспилотных летательных аппаратов, поиска пилотов для управления ими, а также аналитиков для интерпретации собранных данных. На срок до трех лет МИНУСКА сейчас ищет от пяти до девяти беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки (СВВП), способных быстро летать в сложных условиях и оснащенных оптическими и инфракрасными датчиками с достаточным разрешением, чтобы отличать боевиков от гражданских лиц или определять тепловую характеристику транспортного средства ночью. Эти транспортные средства будут развернуты в Буаре, Берберати, Бамбари, Сибуте и Бангассу на площади около 150 км, чтобы оказать поддержку командующему миссией генерал-лейтенанту Даниэлю Сидики Траоре  сборе разведданных для различных контингентов. В Мали миротворческая миссия ООН там (МИНУСМА) также наращивает свои возможности, особенно с учетом состояния ее  воздушных возможностей, будь то в плане транспорта или разведки. Миссия только что отправила запрос на информацию для выбора поставщика-оператора беспилотных летательных аппаратов, снова на трехлетний период, после того, как впервые обратилась к частному подрядчику из США, MAG Aerospace, для эксплуатации нескольких разведывательных самолетов Cessna 208. Новый глава сил МИНУСМА генерал-лейтенант Корнелис Йоханнес Матейссен, надеется развернуть по крайней мере два СВВП или катапультируемых беспилотных летательных аппарата с базы в Кидале, важном опорном пункте, с автономностью 6 часов и дальностью полета 250 км. В дополнение к камерам дневного/ночного видения, устройства будут оснащены радаром с синтезированной апертурой (SAR) для получения высококачественных изображений и помощи в идентификации движущихся целей. Однако с начала января миссии мешают новые воздушные ограничения, введенные Бамако и влияющие на использование беспилотных летательных аппаратов, особенно над районами, занятыми подразделениями российской ЧВК  «Вагнер». В качестве примера можно привести немецкий Бундесвер, которому теперь  требуется зеленый свет от малийских властей за 36 часов до того, как его беспилотные летательные аппараты Heron и транспортные вертолеты NH 90 смогут взлететь, что серьезно ограничивает его эффективность. В настоящее время основным оператором беспилотных летательных аппаратов ООН является итальянская компания Leonardo, которая с 2013 года развертывает дроны Falco для миротворческой миссии ООН в Демократической Республике Конго, МОНОСКО. Но у MAG Aerospace, которая была основным подрядчиком  миротворческих сил Африканского союза в Сомали, АМИСОМ, также есть очень хорошие шансы извлечь выгоду из более широкого использования организацией беспилотных летательных аппаратов. А если учесть тесные связи этой компании с Пентагоном, то есть все основания полагать, что американские военные получают и доступ к получаемым таким образом разведданным.

62.87MB | MySQL:102 | 0,637sec