Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2021 г.

2 декабря достаточно противоречивым заявлением отметился генсек ООН Антониуо Гутерриш, призвавший к «здравому рассудку» суданский народ и лиц, которые продолжают выступать против правления военных с тем, чтобы гарантировать мирный переходный процесс к «настоящей демократии в Судане». «Я понимаю реакцию людей, которые говорят — «мы не хотим никакого решения с военными», но «я считаю важной победой то, что премьер-министр (Абдалла Хамдок) был освобожден и восстановлен на своем посту», — сказал он. «Я призываю разные силы и суданский народ поддержать премьер-министра в его следующих шагах по мирному переходу к настоящей демократии в Судане», — отметил А.Гутерриш.

Сам А.Хамдок, согласившись с возвращением на пост, фактически принял свершившийся факт – глава Суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан останется во главе Судана на ближайшие два года.

Днем ранее силы безопасности вновь применили в Хартуме гранаты со слезоточивым газом против тысяч манифестантов, требовавших передачи власти гражданским.

С момента путча 25 октября при подавлении манифестаций против военной хунты погибли 43 человека, сотни получили ранения.

4 декабря глава Суверенного совета Судана генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, возглавивший путч 25 октября, в интервью АФП заявил, что увидел «позитивные сигналы» восстановления поддержки его страны со стороны мирового сообщества. На тот момент Всемирный банк сохранил приостановку помощи Судану, прерванную после 25 октября, равно как осталось в силе решение Африканского Союза приостановить членство Судана в этой организации.

По версии АФП, по словам генерала, в назначенных на 2023 г. выборах смогут принять участие высокопоставленные военные и главари полувоенных формирований, вовлеченные в переходный процесс. Уже на следующий день аль-Бурхан опроверг это сообщение. По его словам, которые привела его канцелярия, в заключенном в августе 2019 г. соглашении о переходном периоде есть «ясное положение о том, что всем участникам переходного процесса не будет позволено участвовать в последующем периоде». Однако он тут же начал противоречить самому себе, заметив, что мирное соглашение, подписанное в 2020 г. между правительством Судана и повстанческими группами, «гарантирует право некоторым участникам переходного процесса входить в состав правительства», которое будет сформировано после завершения переходного периода.

Со своей стороны в отдельном коммюнике Суверенный совет пояснил, что речь в данном случае идет лишь о бывших участниках повстанческих групп, которые подписали мирное соглашение 2020г. Только они из числа участников переходного процесса получат право выставлять свои кандидатуры не предстоящих выборах.

9 декабря стало известно о гибели в Дарфуре в межплеменных конфликтах по меньшей мере 138 человек. За три недели были зафиксированы два столкновения, оба – в штате Западный Дарфур.

13 декабря суданские силы безопасности вновь применили гранаты со слезоточивым газом для того, чтобы рассеять манифестацию противников военных властей, собравшихся у президентского дворца в Хартуме. Аналогичные шествия в тот день прошли в штатах Кассала и Гадареф на востоке страны.

15 декабря Совбез ООН единогласно одобрил резолюцию, продлившую на 5 месяцев мандат миротворческой миссии Fisnua в пограничном регионе Абьей, оспариваемом Суданом и Южным Суданом. Одновременно он сократил численность миссии с 4 тысяч до 3250 человек.

Миссия Fisnua была развернута в 2011 г. после кровопролитных боев в Абьей, вынудивших бежать из региона 100 тысяч человек.

16 декабря Суверенный совет приостановил действие раздела мирного соглашения 2020г., касавшегося восточной части Судана. Жители этого экономически развитого региона оспорили эту часть соглашения и в знак протеста некоторое время блокировали объекты Порт-Судана. Как заявил заместитель главы Суверенного совета влиятельный командующий полувоенными Силами быстрой поддержки (СБП) генерал Мухаммед Хамдан Дагло, действие соответствующего раздела соглашения приостановлено вплоть до выработки его новой трактовки с согласия жителей восточных регионов.

19 декабря, в третью годовщину начала массовых выступлений, приведших к падению режима Омара аль-Башира, сотни тысяч суданцев вновь вышли на улицы Хартума с требованием удаления военных от власти. Шествие проходило под лозунгом «Народ хочет отставки аль-Бурхана». Для снижения численности манифестантов полиция блокировала мосты, связывающие центр Хартума с его западными и северными предместьями. Для рассеивания участников акции полиция применила гранаты со слезоточивым газом. Уже 20 декабря стало известно, что в результате применения силы от пулевого ранения погиб 1 человек, 123 получили ранения. 21 декабря стало известно об еще одном погибшем. Он получил пулю в голову. 13 участниц шествия были изнасилованы. По оценкам экспертов, в этом был виден стиль СБП, уже отметившихся подобными деяниями в Дарфуре.

Накануне очередного шествия, запланированного противниками режима на 25 декабря, власти отключили мобильный интернет и телефонную связь. Это не помешало десяткам тысяч суданцев вновь выйти на манифестацию. Предполагалось, что колонны двинутся к президентскому дворцу, хозяином которого стал аль-Бурхан. Для недопущения этого полиция вновь применила слезоточивый газ. Гранаты полетели даже в больницы, которые принимали раненых. Наиболее ожесточенные столкновения прошли у входов на мосты через Нил, блокированные силами безопасности.

История с отключением Судана от всего мира повторилась 30 декабря, когда противники режима организовали очередную манифестацию. Снова не обошлось без применения силы и реальных боеприпасов. Как следствие – в Омдурмане 4 манифестанта погибли, десятки получили ранения. По данным свидетелей, полицейские мешали каретам скорой помощи проехать к потерпевшим. Вещающий из Дубая спутниковый телеканал «Аль-Арабия» сообщил, что полицейские атаковали его бюро в Хартуме, при этом несколько сотрудников получили ранения.

Миссия ООН в Судане и посольство США в Хартуме осудили гибель манифестантов и атаки против представителей СМИ.

 

Относительно Южного Судана специальный посланник ООН в этой стране Николас Хейсом 8 декабря заявил, что мирный процесс в этой стране подвергается серьезной угрозе из-за слишком медленной реализации положений мирного соглашения 2018 г. Он призвал бывшие стороны конфликта (2013 – 2018 гг.), унесшего жизни около 400 тысяч человек, к возобновлению переговоров относительно реализации соглашения.

Согласно этому соглашению, президент Сальва Киир и бывший лидер повстанцев Риек Машар, ставший вице-президентом, участвуют во власти в составе правительства национального единства. Однако это правительство раздирается борьбой за власть, что негативно влияет на реализацию мирного соглашения и провоцирует вооруженные столкновения.

«Говоря простыми словами, подход «бизнес, как обычно» не может продолжаться в дальнейшем», — предупредил он.

9 декабря правозащитная организация «Международная амнистия» сообщила, что с начала года в ходе столкновений между вооруженными проправительственными группами и силами оппозиции гражданское население в штате Западный Экваториальный подверглось «немыслимому насилию», сравнимому с «военными преступлениями». По ее данным, в период с июня по октябрь там местное население уничтожалось целыми деревнями. Эпицентр межплеменных столкновений находился в районе города Тамбура. Потом к ним подключились бойцы, аффилированные с противоборствующими политическими сторонами в Джубе, что, по мнению правозащитников, может говорить о том, что они режиссировались на самом высоком уровне.

В целом, подводя итоги декабря в Судане, можно констатировать, что страна скатывается в пучину еще более острого кризиса, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями, особенно с учетом того, что у суданцев на руках, согласно оценкам, 5 млн единиц огнестрельного оружия.

52.29MB | MySQL:103 | 0,476sec