О прогнозах турецких экспертов по внешней и оборонной политике Турции на 2022 год

В докладе, опубликованном на этой неделе  Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV), финансируемым правительством пропагандистским аналитическим центром правящей партии Турции, говорится, что дипломатический и военный баланс между Грецией и Турцией изменился в ущерб Турции, и что Анкаре было бы лучше отказаться от покупки второй партии ракет С-400 у России, чтобы восстановить хрупкий баланс в двусторонних отношениях. Доклад, в котором также указывается, что SETAV отказалась от своих прежних популистских взглядов, является косвенным признанием ошибок, допущенных правительством президента Реджепа Тайипа Эрдогана в его внешнеполитическом выборе. Доклад под названием SETAV Security Radar — геополитический ландшафт Турции в 2022 году» содержит ожидания и прогнозы на 2022 год во внешней и оборонной политике Турции, широко освещая греко-турецкие отношения и рассматривая Грецию как пятую по величине угрозу для Турции. По мнению экспертов SETAV, Греция нашла удобную площадку для дипломатии, а антитурецкое лобби в США окрепло в результате санкций, введенных США в отношении Анкары из-за ЗРК С-400, которые Турция закупила у России в 2017 году. В докладе также упоминается, что исключение Турции из престижной программы совместных ударных истребителей F-35, неопределенность вокруг покупки новых истребителей F-16 Block 70/72 и неспособность модернизировать свой стареющий парк F-16 привели к тому, что Греция, которая вложила значительные средства в свои ВВС, получила превосходство в воздухе. «Греция запустила комплексную программу военной модернизации, для которой закупила 18 французских передовых истребителей Rafale с дополнительными шестью самолетами. … В то время как французские Rafale технологически превосходят даже модернизированные F-16, возможная поставка F-35 в Грецию создаст значительный разрыв в потенциале между Грецией и Турцией с точки зрения воздушной мощи в пользу первой. Учитывая особые инвестиции Греции в ее военно-воздушные силы, стратегический акт, направленный на то, чтобы заставить Турцию отказаться от господства в воздухе, модернизация ВВС стала для Турции серьезной оперативной необходимостью».  – говориться в докладе.  Месут Хакки Кашин, советник президента Турции по безопасности и внешней политике, также признал в декабре прошлого года, что баланс сил между Турцией и Грецией изменился после оказания западной военной помощи Афинам, добавив, что работа турецких военных стала более сложной. Исключение Турции из программы F-35 стало серьезным ударом по турецким ВВС.  Согласно информации, представленной парламенту правительством Эрдогана в 2007 году для объяснения причин присоединения к программе F-35, турецкие истребители F-4s и F-16 Block-30 устареют к 2010 году с точки зрения их технологических возможностей и стоимости эксплуатации. Утверждая, что Греция проводит все более агрессивную внешнюю политику с помощью своего превосходства в воздухе в Эгейском море и Восточном Средиземноморье, в докладе говорится, что Турции необходимо сбалансировать свою авиацию, рекомендуя приобрести новые истребители F-16, учитывая тот факт, что в настоящее время она вряд ли будет снова включена в программу F-35. «Удовлетворение все более насущных потребностей турецких ВВС должно быть приоритетом, и, как показывает десятилетний военный опыт, получение новейшей модели F-16 было бы лучшим способом достижения этой цели для Турции»,- говорится в докладе.

Однако в нем констатируется, что Турции, по-видимому, будет нелегко приобрести новые самолеты F-16. В настоящее время Турция ведет переговоры с США о покупке 40 истребителей Lockheed Martin F-16 и почти 80 комплектов модернизации для обновления своего парка F-16. Неизвестно, одобрит ли Конгресс США просьбу Турции, учитывая негативное отношение значительной части конгрессменов к Эрдогану по многим вопросам. Прежде всего подразумевается, что Турция должна отказаться от ЗРК С-400 и не закупать вторую партию, что стало бы первым шагом к преодолению сопротивления администрации США и Конгресса. Хотя в докладе прямо об этом не говорится, скорее всего, чтобы не злить турецкое правительство, в нем косвенно подчеркивается, что эти условия должны быть выполнены.

В докладе также оценивается возможность покупки Турцией второй партии ЗРК   С-400 «как низкая», и  прогнозируется, что Россия будет оказывать соответствующее давление на Турцию по этому вопросу. Эксперты SETAV также утверждают, что если Турция перейдет на франко-итальянскую систему противоракетной обороны ASTER 30 и откажется от С-400, это может существенно изменить восприятие на коллективном Западе, добавив, что трехстороннее сотрудничество между Францией, Италией и Турцией в оборонном секторе восходит к 2017 году, когда Турция подписала декларацию о намерениях с обеими странами по совместному производству систем противовоздушной и противоракетной обороны. Однако этот процесс был остановлен из-за политической позиции Франции и Италии по отношению к Турции в свете событий в Ливии, Сирии, Восточном Средиземноморье и Нагорном Карабахе.

«В негативной тени продолжающейся проблемы российской системы противоракетной обороны С-400 трехстороннее оборонное сотрудничество вновь укрепит политические отношения Турции с крупнейшими европейскими странами. Поскольку, с одной стороны, Турция стремится укрепить свою систему противоракетной обороны, а с другой стороны, поскольку Франция и Италия сигнализируют о заинтересованности в развитии отношений с Турцией в оборонном секторе, возможное трехстороннее сотрудничество представляется хорошей возможностью для сторон нормализовать и еще больше углубить отношения», — говорится в докладе.

Анализ доклада SETAV о том, что покупка ЗРК С-400 не отвечает интересам Турции, также указывает на интересный разворот в настроениях части проправительственных экспертов. В 2019 году генеральный координатор SETAV Бурханеттин Дюран, фанатичный сторонник правительства, указал, что проект С-400 является вопросом национальной безопасности Турции, резко критикуя ее противников. По словам Дюрана, покупка ЗРК С-400 укрепит позиции Турции в Восточном Средиземноморье, и он призвал оппозиционные партии поддержать этот проект. Похоже, что даже теперь SETAV, который многие справедливо полагают одним из серьезных  пропагандистских инструментов правительства Эрдогана, считает, что его выбор  в рамках развития ВТС на данный момент неправильный.

52.24MB | MySQL:103 | 0,428sec