Об использовании шпионской программы Pegasus от израильской компании NSO Group. Часть 10

Скандал вокруг следственной комиссии и позиция коалиции

Телеканал «Кешет» сообщил, что 22 февраля, спустя два часа после публикации отчета комиссии, проверявшей данные о незаконном использовании полицией программы Pegasus, редакция газеты «Калькалист», чьи публикации стали причиной скандала, объявила о начале внутренней проверки. В то же время представители полиции потребовали от редакции объяснений.

Вечером 21 февраля комиссия под руководством заместителя юридического советника правительства Амит Марари, проверявшая использование полицией программного обеспечения компании NSO Group, сообщила: нет никаких признаков того, что полиция Израиля без судебного ордера устанавливала имеющееся у нее программное обеспечение Pegasus на телефоны граждан, перечисленных в СМИ. Свои выводы комиссия представила юридическому советнику правительства.

В сообщении комиссии говорилось, что со следственной группой работала команда экспертов, которая проверила мобильные телефоны людей из списка, опубликованного ранее в СМИ, и не обнаружила на них следов программного обеспечения. Эти данные были переданы юридическому советнику правительства.

Комиссия была создана по следам публикаций «Калькалист», в которых утверждалось, что в последние годы полиция вела слежку за десятками граждан с помощью программы Pegasus компании NSO Group. В частности, в статье, опубликованной 7 февраля, говорилось, что, по имеющейся у редакции информации, полиция, действуя без санкции суда, взламывала телефонные аппараты людей, принадлежащих к ближайшему окружению бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

«Калькалист» утверждала, что полиция получила доступ и к содержимому телефонного аппарата Ирис Алович, жены Шауля Аловича, являющейся одним из фигурантов «Дела 4000». По сведениям издания, полиция проникла в ее телефон во время расследования.

Согласно публикации «Калькалист», полиция проникла в телефонные аппараты генеральных директоров четырех министерств: бывшего гендиректора Министерства транспорта Керен Тернер, бывшего гендиректора Министерства финансов Шая Баабада, бывшего гендиректора Министерства юстиции Эми Пальмор и бывшего генерального директора Министерства связи Ави Бергера. Последний является одним из свидетелей по «делу 4000» и, как утверждает издание, его телефон был взят на контроль для того, чтобы проверить достоверность его показаний.

С тех пор прошло две недели и казалось, что события в мире и вокруг Украины, практически свели на нет другие новости. Но тем не менее расследование вызвало в Израиле огромный общественный резонанс, потому что до этого момента лишь немногие за пределами подразделения полиции знали о том, что она владеет и использует инструмент NSO Group.

В этой связи ряд депутатов, в основном от оппозиции, даже попытались внести ряд законопроектов по данной теме, о создании парламентской следственной комиссии, но пока все они были провалены коалицией. Естественно, с трудом стоящее на одной ноге правительство, не захотело лишних проблем ни с полицией, ни с прокуратурой, а тем боле с министром внутренней безопасности Омером Бар-Левом, который бросился защищать своих подопечных. При этом в такой комиссии должны были быть представлены депутаты от оппозиции, которые бы получили хорошую трибуну для критики правительства, в не зависимости от любых решений парламентской комиссии.

В итоге Кнессет отклонил все четыре предложения депутатов о создании парламентской следственной комиссии, которая бы расследовала использование полицией программного обеспечения Pegasus. Предложения были представлены отдельно от нескольких депутатов после расследования «Калькалист», но коалиция провалила их после возражения министра внутренней безопасности Омера Бар-Лева.

15 депутатов Кнессета выступили против и 10 поддержали предложение, внесенное депутатом Моше Гафни («Еврейство Торы»); 14 выступили против и 10 поддержали предложение депутата Моше Арбеля (ШАС); 14 выступили против и 10 поддержали предложение депутата Мики Зоар (Ликуд). Депутат Кнессета Муси Раз (МЕРЕЦ) от коалиции также хотел внести предложение о создании парламентской комиссии по расследованию, но после возражений Бар-Лева понял, что он не получит большинства, и поэтому в конечном итоге не поднял предложение.

Но тем не менее, даже это голосования  оппозиция попыталась использовать  для критики правительства и действий полиции, что естественно было отмечено многими СМИ. А это в принципе все то, что и хотели депутаты, еще раз засветиться на станицах газет.

Так выступая с трибуны Кнессета депутат Гафни заявил: «В стране есть кто-то, у кого есть устройство, с помощью которого он может следить за гражданином иррациональным и неприемлемым образом. Мы были уверены, что у нас это не так. Но после расследования  авторитетной газеты ужасно, что полиция говорит, что его не было и не создавалось».

Депутат Арбель сказал: «Я хотел бы поблагодарить журналиста Томера Гануна и газету «Калькалист», которые не только проделали отличную, но и смелую журналистскую работу. Нелегко критиковать правоохранительные органы, и особенно полицию. Решение опубликовать заслуживает всяческих похвал и наград, и я приветствую его отсюда. Израильская полиция шпионила за гражданами Израиля. Речь идет не о проведении следственных действий, а о слежке за гражданскими лицами, которые ни в чем не подозреваются и по делам не ведется активного расследования».

Арбель добавил: «Министр Бар-Лев объявил через час, что это неправда. Он сказал, что расследование «Калькалист» было ложным, и здесь мы видим, что это не так».

Арбель утверждал, что заместитель министра внутренней безопасности Йоав Саглович («Еш атид») действовал, чтобы убедить депутатов коалиции выступить против решения Комитета внутренних дел о создании парламентской комиссии по расследованию, утверждая, что «неправильно то, что Саглович был главой полицейского следственного отдела, и должен был самоустраниться от дела».

Депутат Кнессета Мики Зоар заявил: «Это межпартийный вопрос. Комиссия по расследованию может привести к тому, что кто-то, кто совершил преступление, заплатит цену. Есть закон и его надо соблюдать. Оппозиция правительству — это плохое решение, потому что это означает, что мы узакониваем такие серьезные действия. Если мы не воспримем всерьез комиссию по расследованию — в будущем все может повториться».

Депутат  Сулейман (Объединенный арабский список) сказал: «Нельзя игнорировать прекрасную работу, проделанную Томером Гануном. Многие граждане ценят, когда их слушают. Pegasus превратил любого, кто использует мобильный телефон, в открытую книгу в руках правительства, и каждый должен опасаться, что его телефон полностью взломан правительством со всеми личными данными. Теперь мы все жертвы этого, и это страшно, напряженно и угрожающе».

Заместитель министра Саглович сказал: «В демократическом государстве правительство должно иметь более высокий уровень надзора и контроля. Была информация, которая подняла, казалось бы, проблемные вопросы, требующие тщательного изучения. Возникает вопрос, каков правильный формат для изучения. Независимо от того, какой инструмент, я не буду ссылаться ни на какое программное обеспечение. Технологии изменились, а закон не изменился. Я не обслуживаю ничьих интересов, в том числе своих друзей».  Однако в заключение, говоря о том, как и кто должен проверить обнародованные газетой факты, он заявил: «Команда во главе с заместителем генерального прокурора Амит Мерари, а не команда депутатов Кнессета».

Это замечания Сагловича вызвали гнев депутатов. Ицхак Пиндрос («Еврейство Торы») заявил, что Саглович «представляет собой самый коррумпированный орган в Израиле» и добавил: «Саглович, хорошо, что ты сказал то, что сказал, потому что теперь мы знаем, кто ты».

Журналисты «Калькалист»  реагируя на «завершение работы» специальной комиссии во главе с заместителем юридического советника правительства Израиля Амит Марари, заявили , что хотя в их информацию могли вкрасться неточности, она основывается на данных, предоставленных их источниками в  полиции и они продолжат свои расследования и публикации.

52.37MB | MySQL:106 | 0,741sec