Новые меры по обеспечению продовольственной безопасности в Алжире

На фоне угрожающего миру продовольственного кризиса Алжир недавно принял целый ряд важных односторонних мер внутреннего порядка по укреплению своей национальной продовольственной безопасности.

В частности, в середине марта с.г. по итогам совещания с кабинетом министров президент страны Абдельмаджид Теббун принял решение наложить полный запрет на экспорт из Алжира всех основых потребительских товаров, включая сахар, пасту, оливковое масло, а также пшеницу и все производимые из нее продукты. При этом, согласно распоряжению А.Теббуна производители и операторы не имеют права экспортировать переработанную продукцию, произведенную на основе импортированных материалов. В противном случае, они рискуют быть осуждены в случае совершения таких действий.

Одновременно с этим алжирское правительство анонсировало, что продолжит курс на полный запрет замороженного мяса, что по мысли авторов будет содействовать расширению локального (местного) производства той же мясной продукции.

В то же самое время, принимаемые алжирскими властями меры могут оказаться недостаточными и неспособными удержать стремительный рост продовольственных цен, который начался осенью прошлого года. Воздействие на этот процесс оказывает засуха и климатические катаклизмы в регионе Северной Африки, что сокращает объемы локального аграрного производства и создает риски в плане роста безработицы. В частности, в декабре-января объем дождевых осадков резко сократился по сравнению в прошлогодним показателем и в конечном счете составил менее трети от средневзвешенной нормы в указанный период. Мощность плотин в Алжире не превышала 38% от их потенциала по состоянию на начало февраля.

Кроме того, рост продовольственных цен с конца 2021 года в Алжире местные экономисты связывают с отложенным негативным эффектом от коронавируса, который связан с нарушением логистических цепочек поставок продовольствия.

На продовольственную ситуацию в Алжире воздействует и весь комплекс постковидных социально-экономических последствий.  Главным образом, это набирающий обороты глобальный рост цен на зерновые, ежегодный прирост которых составил 27% и которые являются одной из главных статей алжирского импорта. Другой важной продовольственной номенклатурой в Алжире является растительное масло, дефицит которого наблюдается в последние месяцы.

Поэтому восстановление и расширение торговых связей и разорванных после коронавируса логистических и продовольственных цепочек должно стать поистине приоритетным в действиях алжирских властей. Однако по мере эскалации взаимоотношений между Россией и западным миром в контексте событий на Украине, угроза дальнейшего разрыва торговых связей и логистики для обеспечения устойчивых поставок зерна из черноморских портовых терминалов в Алжир сегодня многократно возросла. Это может иметь катастрофические последствия для Алжира уже в 2022 году. По состоянию на сегодня Россия и Украина занимают вторую и третью позиции (после Франции) по объемам экспорта пшеницы в Алжир, соответственно обеспечивая потребности этой страны в объемах 25% и 11% соответственно. На фоне торпедирования поставок из черноморского региона власти Алжира были вынуждены вновь обратиться за помощью к французам, которые являлись до  недавного времени являлись первым торговым партнером по поставкам зерна.

В то же время, следует признать, что на фоне своих северо-африканских соседей Алжир неплохо защищен от таких колебаний, поскольку продолжает извлекать значительную прибыль от продажи возросших в цене нефтегазовых ресурсов, что позволяет целенаправленно инвестировать в укрепление национальных механизмов социальной защиты и наращивать субсидии и пособии на поддержку фермерам и производителям. Также Алжир инвестирует в создание стратегических запасов зерновых на национальном уровне. На середину марта объем этих запасов оценивался на уровне 600-700 тысяч тонн, которых должно хватить на 6-7 месяцев.

Нефтегазовый сектор можно по праву считать главным фактором экономической стабильности Алжира и важнейшим элементом укрепления ее продовольственной безопасности. На его долю приходится 95% всех доходов от экспорта Алжира и 60% дохода национального бюджета. Именно поэтому власти в Алжире делают на углеводороды главную ставку в рамках охватившего мир нового сырьевого цикла в целях повышения эффективности, производительности и тотальной модернизации агро-промышленного комплекса.  Так, доходы Алжира от экспорта нефти и газа в 2020-2021 гг. выросли с 20 до 35 млрд долларов, а в 2022 году будут еще выше.

Наконец, для достижения целей внутренней политики президент и правительство используют высокие доходы от нефтегазового экспорта для заморозки повышения налоговых ставок и дополнительных социальных выплат безработным и другим уязвимым слоям. Более того, в планах правительства на 2022 год в качестве шага по контролю над продовольственными ценами,  отменить все субсидии на растительное масло, пшеничную муку, а также внутренние цены на газ и электроэнергию.

62.82MB | MySQL:102 | 0,543sec