О продовольственной ситуации в Марокко

На фоне поступающих из Алжира, Ливии и Туниса тревожных сигналов об угрозе продовольственного кризиса Марокко находится в наименее сложной ситуации, поскольку в наименьшей степени зависит от поставок зерна из черноморского региона. По сравнению с соседними странами, доля поставок пшеницы из Украины и России в совокупном импорте Марокко составляет около 36%. Ведущим поставщиком пшеницы в Марокко традиционно является Франция. Кроме того, сразу с началом кризисной ситуации правительство Марокко выступило с заявлением, что успело закупить в январе и феврале 2022 года «значительные партии» пшеницы и потому национальному рынку зерновых ничего не угрожает. По заверениям правительства, стратегических запасов пшеницы, в том числе мягких сортов, сегодня в Марокко достаточно и о каком-либо дефиците либо угрозе продовольственного кризиса не может быть и речи.

Внушает оптимизм и прозвучавшее рефреном заявление Министерства сельского хозяйства Марокко в начале марта с.г. о том, что местное аграрное производство по итогам 2021 года показало превосходные результаты, что позволяет Марокко последовательно наращивать потенциал экспорта в другие страны. В частности, в 2021 году совокупный экспорт сельскохозяйственной и рыбной продукции в Марокко вырос на 9% по сравнению с 2020 годом и в стоимостном выражении достиг 6.9 млрд долларов. В частности, рост экспорта овощной продукции составил за прошлый год 18%, а цитрусовых – 37%. Эти показатели говорят сами за себя и создают прочную основу для поддержания стабильности в сфере национальной продовольственной безопасности в обозримой перспективе.

Одновременно, правительство предпринимает шаги по нивелированию негативного эффекта глобальной продовольственной инфляции на местное население. Здесь речь идет от адресной политике субсидирования цен на ряд важных продовольственных товаров.

При этом, разумеется, несмотря на оптимистичные заявления правительства, возникшие на фоне пандемии и сильнейшей в регионе за последние годы засухи угрозы в сфере продовольственной безопасности не следует преуменьшать. Прерывание поставок зерна из черноморского региона также становится серьезным триггером для дальнейшего ухудшения продовольственной безопасности. Только по причине засухи в 2021-2022 гг. уровень дождевых осадков в стране сократился на 64% по сравнению с обычным показателем. В феврале 2022 года власти Марокко объявили наступивший год «особенным» в плане угрозы засухи. Было принято беспрецедентное решение о выделении 1 млрд долларов в качестве финансовой поддержки для преодоления последствий засухи для аграрного сектора.

Значительное воздействие на агропродовольственный сектор Марокко продолжает оказывать и пандемия коронавируса. В января 2022 года инфляция Марокко достигла нового рекорда в 3.1%, в первую очередь ввиду роста продовольственной инфляции в стране за прошедший год на 4.3%. Разумеется, в феврале-марте с.г. рост продовольственной инфляции в стране еще более ускорился.

Также, несмотря на оптимистичные заявления правительства по поводу достаточности стратегических резервов пшеницы, Марокко необходимо с каждым годом наращивать импорт, в том числе ввиду демографических факторов и роста населения. По оценкам экспертов, в 2022 году стране потребуется закупить 10 млн тонн зерновых, что на 2 млн больше, чем в 2021 году. Это требует от властей Марокко увеличения бюджетных ассигнований на закупку мягких сортов пшеницы с 340 до 400 млн долларов. Также власти Марокко вынуждены увеличить субсидирование хлебобулочных изделий под воздействием украинского кризиса. Изначально, на эти цели правительство планировало выделить 162 млн долларов США, но сейчас будет вынуждено эти расходы увеличить для того, чтобы минимизировать риски и защитить как производственные мощности (сети частных хлебных пекарен), так и конечного потребителя. В конкретном плане в свете выросших закупочных цен на пшеницу на международных рынках, правительству предстоит компенсировать разницу поставщикам, чтобы удерживать фиксированные цены на продажу пшеницы мукомольным предприятиям, которым таким образом будет оказываться системообразующая поддержка. Эта разница будет скорее всего возрастать по мере увеличения глобальной продовольственной инфляции, и покрываться данные расходы будут непосредственно из бюджета.

Также прямое негативное воздействие на агропродовольственный сектор будет оказывать и ситуация с ростом цен на энергию и топливо. Марокко сегодня импортирует углеводородные ресурсы, в том числе газ, нефть и уголь, из других стран для удовлетворения почти 90% своих внутренних потребностей, включая аграрное производство и системы ирригации. Возобновляемая энергия, несмотря на достигнутый в последние годы значительный прогресс, пока способна обеспечивать не более 37% всех внутренних потребностей местной экономики. При этом, впереди еще долгий путь – только к 2030 году власти страны рассчитывают при оптимистичном сценарии выйти на цель производства 52% энергии на основе возобновляемых источников, в первую очередь солнечной энергии (20%), ветряных электростанций (20%) и гидроэнергетики (12%).

Наконец, несмотря на масштабные интервенции по закупке пшеницы на внешнем рынке в начале текущего года, ее запасы и предложение не бесконечны и в случае затягивания украинского кризиса властям придется искать альтернативные источники поставок пшеницы при среднесрочном планировании на вторую половину 2022 года. Тем более, что в условиях угрозы продовольственного кризиса, несмотря на успокаивающую риторику правительства, население все-равно наращивает закупки для пополнения запасов продовольствия, что сокращает объемы предложения на рынке.

52.21MB | MySQL:103 | 0,432sec