Об обострении алжиро-испанских отношений

18 марта в отношениях между Алжиром и Испанией произошло знаковое событие – отзыв посла АНДР из Мадрида в знак протеста против выражения им явной поддержки Марокко по западно-сахарскому вопросу. Причем это обострение непосредственно сказалось на отношении алжирского руководства к российско-украинскому «вопросу».

По мнению директора Центра средиземноморских исследований в Женеве Хасни Абиди, «Отзыв посла АНДР из Мадрида после решения Испании поддержать план автономии Марокко является прямым и откровенным ответом, означающим плохое настроение Алжира. Это также означает, что двусторонние отношения переходят в зону настоящей турбулентности».

Причем Алжир, судя по всему, явно не ожидал такого поворота событий, когда Испания, заявлявшая о своей «равноудаленности» от сторон конфликта, внезапно и конкретно поддержала претензии Марокко на Западную Сахару.

В первую очередь, о чем думают в данном случае представители алжирских властей, что Испания оказалась очень уязвимой к применению против нее Марокко «миграционного оружия». Наглядным тому проявлением стало в апреле 2021 года массовое прибытие оттуда на ее территорию мигрантов, которых Рабат использовал в качестве мощного рычага давления на Мадрид.

Причем это совпало с прибытием туда для лечения от коронавируса лидера борющегося за независимость Западной Сахары Фронта ПОЛИСАРИО Брахима Гали, заклятого врага марокканской монархии.

Однако это далеко не все. Во многом на подобное решение повлияла позиция относительно происходящего США и ряда монархий Персидского залива. Напомним, что перед самым своим уходом с поста президента в 2020 году уже бывший американский президент Д.Трамп фактически поддержал марокканский план урегулирования западно-сахарской проблемы. Причем до сих пор администрация Дж.Байдена не отменила это решение.

И, наконец, некоторые алжирские источники отмечают, что в данном решении проявилось недовольство Мадрида относительно остановки в декабре 2021 года алжирского газопровода, проходящего через территорию Марокко, поскольку на его ресурсы испанские власти сильно рассчитывали на зиму 2021-2022 гг.

Впрочем, такое поведение способно еще негативнее сказаться на энергобезопасности Испании.

Впрочем, это решение Испании явно не было спонтанным. В любом случае, с учетом значимости её отношений с Алжиром по газовому вопросу (является главным ее поставщиком голубого топлива), Мадрид должен был руководствоваться чем-то особенно значимым, чем вопрос энергобезопасности.

Что же касается возможных последствий за это решение, то уже сейчас наступает теплое время и дополнительные объемы газа Испании явно не понадобятся до конца текущего года. И потому Мадрид может рассчитывать разрулить ожидаемое напряжение к этому времени, как, например, это всякий раз происходит регулярно с обостряющимися алжиро-французскими отношениями.

Однако в отличие от скорее эфемерных и «виртуальных» историко-политических разногласий АНДР с Парижем неожиданно возникшие трения между Алжиром и Испании имеют более глубокую природу.

Как бы там ни было, действия Мадрида и контрдействия Алжира способны дополнительно ухудшить ситуацию внутри страны. Ведь нынешнее ее правительство находится под серьезным давлением части представителей испанского общества (гражданское общество и политические партии, представленные в парламенте), считающих, что решение конфликта между Марокко и Западной Сахарой должно осуществляться через деколонизацию, согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, то есть в пику марокканскому варианту «автономии Западной Сахары под покровительством Рабата».

В любом случае, можно предположить, что в случае с Испанией алжирский ответ на это не ограничится лишь отзывом посла. Ведь руководство АНДР опасается того, что решение Мадрида способно подлить масла в огонь западно-сахарского конфликта и действия Марокко способны вызвать соответствующие одобрения со стороны других европейских и неевропейских стран.

Причем ей становится очевидным, что Марокко выиграло значительную часть своей битвы за Западную Сахару. Ведь в результате Рабат приобрел в лице Испании не просто отдельную страну, а весьма крупного союзника, члена ЕС и НАТО. И его позиция которого, несомненно, будет воздействовать на ситуацию в этих влиятельных организациях, причем первый, как ранее и Мадрид, в своем подходе к решению данного вопроса ориентировавшегося на резолюции ООН.

Как бы там ни было, испанские источники указывают, что у Мадрида существует уверенность, что Алжир не будет совершать резких шагов на газовом рынке, поскольку для него критично важно показать, «что он остается стабильным и надежным поставщиком газа и что столь важный вопрос не подчинится лишь настроениям алжирских властей».

Однако действия Мадрида прежде всего затрагивает в данном случае уже более важную политико-экономическую сферу, имеющую для обеих стран стратегическое значение.

В силу значимости Алжира для Испании как партнера по газу руководство АНДР при желании может как следует надавить на проблемные энергетические точки Мадрида даже сейчас, когда надвигается теплое время, несмотря на действующие соглашения, предусматривающие бесперебойные поставки, которыми руководство АНДР может и пренебречь, сославшись на какие-то форс-мажорные обстоятельства. Например, вылазку террористов или сугубо технических проблем на своих газопроводах.

Во всяком случае, газ сегодня является универсальным товаром, который будет реализован во многих странах мира, тогда как Испании будет более сложно найти его новый источник.

Дело в том, что Алжиром уже была сделана очень высокая ставка на конфликт в Западной Сахаре и победа в нем – вопрос стратегической безопасности в условиях обострившейся конкуренции за влияние с Марокко в Магрибе, на которую непосредственно влияет и углубление сотрудничества Рабата с Израилем.

Но главное, что Алжир теперь опасается своей частичной изоляции и вынужден искать союза с более сильными державами, включая Россию и Китай, поскольку действия Испании, отказавшейся от своего исторического нейтралитета, несут в себе, согласно оценке его руководства, нарушение прежних региональных балансов сил и в конечном итоге угрозу самому существованию Алжира.

Во всяком случае, теперь имеются все основания вернуться в Мадрид отозванной «для консультаций» в мае прошлого года посла Марокко в Испании.

Между тем, такой выбор может стоить Мадриду очень дорого. Дело в том, что Алжир в состоянии осложнить жизнь Испании не только по газу. Он вполне также может использовать против нее «миграционное» оружие и также при необходимости переправить на ее территорию по морю не одну сотню тысяч выходцев из других стран.

Как бы там ни было, что-то или точнее «кто-то» предложил Мадриду очень весомые для этого аргументы. Заметим, что все это произошло после продолжительных неофициальных консультаций между Вашингтоном и Мадридом, который якобы настоятельно рекомендовал сменить ему свою позицию.

Такая позиция обусловлена желанием США достигнуть двух целей: дополнительно ослабить политические и экономические позиции своего конкурента в лице Евросоюза, а с другой стороны поиметь дополнительные выгоды. Так, по имеющимся данным, на вопрос представителей испанской стороны, что им следует делать в случае, если Алжир «психанет и наплюет на договоренности по поставкам газа» Вашингтон обещал снабдить его требуемыми объемами своего СПГ.

Между тем, произошедшее так или иначе затронет весь Евросоюз в целом и всерьез рассчитывать на «американское спасение» Испании и ему в целом было бы опрометчиво. Ведь никто в данном случае не застрахован от «технических» и прочих «накладок» — например, очередных пандемийных обострений, возникновения разрушительных тайфунов, от которых нередко страдают США и т.п.

Вместе с тем, кажется, что алжирское руководство догадывается, откуда в данном случае «дует ветер». Так, по странному стечению обстоятельств его решительное изменение позиции по отношению к украинскому кризису произошлобуквально через день после неожиданного испанского «разворота», когда министр иностранных дел АНДР Р.Ламамра открыто поддержал китайскую позицию по отношению к западным санкциям в отношении России, по сути, торпедирующую все его усилия, направленные на прекращение Москвой силовой операции против киевского режима.

Иными словами, произошедшая по западно-сахарскому вопросу «размолвка» между Алжиром и Испанией максимально отвечает российским интересам и ослабляет коллективный Запад, пытающийся сколотить пока еще дипломатическую коалицию против Москвы и обезопасить себя энергетически.

Во всяком случае, теперь гарантировать обеспечение газовой безопасности Европы в пику России со стороны Алжира становится все сложнее даже в перспективе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,521sec