Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 2

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

Военные конфликты в Сирии, Ливии и Йемене

Авторы The Military Balance 2022 обращают внимание читателя на то, что военные конфликты продолжался во всем Ближневосточном регионе в целом. Отмечается, что уровень насилия в Йемене оставался достаточно высоким в течение 2021 года. Вскоре после вступления в должность администрация Дж.Байдена приостановила всю связанную с данным конфликтом военную помощь и экспорт вооружений Саудовской Аравии и указала, что будет добиваться прекращения конфликта путем мирных переговоров. По мнению аналитиков, официальный Эр-Рияд стремился сократить военное участие после того, как не смог достичь своих главных целей, но не был до конца уверен, как это сделать. Чувствуя это, в течение 2021 года повстанческое движение хоуситов стремилось захватить богатый нефтью и стратегически важный город Мариб в центральном Йемене, потеря которого стала бы значительным ударом по фронту, противостоящему хоуситам. Подавляющее большинство воздушных операций Саудовской Аравии проходило вокруг Мариба в поддержку лояльных сил, защищающих его. В сообщениях СМИ указывалось, что потери хоуситов были высокими, но, тем не менее, их силы продолжали набирать силу, что заставило некоторых наблюдателей предположить, что повстанческая группировка, возможно, стремится к полной победе, а не к отступлению.

Исследователи признают, что параллельно хоуситы продемонстрировали возросшие боевые возможности неуправляемых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), совершив десятки атак на военные и гражданские объекты на территории Саудовской Аравии. Добавим, что подобные атаки продолжаются и по настоящее время, например в городе Джидда, где расположены резервуары компании Saudi Aramco. Развертывание указанных сил продемонстрировало непрерывный приток материально-технического обеспечения со стороны Ирана, о чем свидетельствуют отчеты Организации Объединенных Наций и западных стран. Возможность того, что атака может привести к значительному ущербу и гибели людей и перерасти в региональный конфликт, нависла над региональной политикой, что побудило Саудовскую Аравию заняться модернизацией своей противовоздушной обороны и вступить в переговоры с Тегераном.

Боевые действия в Сирии продолжались, но существенных изменений на ключевых линиях фронта после интенсивных боев в конце 2019 и начале 2020 года не произошло. По мнению экспертов, нежелание России и Турции вступать в прямые боевые действия привело к тому, что регулярные столкновения вдоль линии фронта в Идлибе не обострились, хотя в некоторых местах картина начала меняться к концу 2021 года. Силы режима в целом сосредоточились на консолидации власти в бывших районах, удерживаемых повстанцами.

В районах, номинально находящихся под контролем правящего в САР с 2018 г. политического режима, но где силам повстанцев предоставлена некоторая автономия под наблюдением России, экспансия Ирана и жестокость режима вызвали напряженность летом 2021 года, кульминацией которой стали осады городов и изгнание боевиков и граждан, поддерживающих восстания. В городе Дераа Россия развернула свои собственные силы в начале сентября в рамках плана по остановке правительственного наступления и попытке убедить повстанцев передислоцироваться на север. На северо-востоке Сирии продолжались непростые отношения между поддерживаемыми США курдскими силами, поддерживаемыми Россией и Ираном, подразделениями режима и турецкими силами, поддерживаемыми сирийскими доверенными лицами. Террористическая организация «Исламское государство» (организация запрещена на территории России) вела боевые действия низкой интенсивности, проводя повстанческие операции в районах восточной и центральной Сирии.

По мнению авторов The Military Balance 2022, Сирийская арабская армия, входящая структурно в вооруженные силы САР, на момент 2021 года все еще была недоукомплектована и недостаточно оснащена в военном отношении. К этому выводу специалисты пришли исходя из нехватки ресурсов в САР и наличия поступивших сообщений о низком моральном духе сирийских военнослужащих. Сирийская военная реформа продвигалась медленно и безрезультатно, чему также препятствовали ограниченные ресурсы, увеличение числа ополченцев, конкуренция между службами безопасности и разногласия между Ираном и Россией на тактическом уровне.

Также в авторитетном справочнике по проблематике военных потенциалов сообщается, что, говоря о разведывательных службах авторы документа выделяют существование противоречий и конкуренции за влияние на юге Сирии и вокруг Дамаска между сирийской военной разведкой и разведкой военно-воздушных сил САР, которая согласовывает свою деятельность с Ираном.

Отмечается, что иностранные воинские контингенты продолжали проявлять военную активность, хотя и значительно меньшими темпами. Американские войска численностью менее 1000 человек сосредоточили свою деятельность на разгроме «Исламского государства» (организация запрещена на территории России), в то время как турецкие вооруженные силы полагались на прокси-силы для контроля территории на севере Сирии, но воздерживались от проведения крупных операций против курдского ополчения, которому удалось укрепить свои позиции в восточной Сирии. В свою очередь, Израиль и Иран оказались втянутыми в конфронтацию, в ходе которой Израиль регулярно проводил воздушные удары в ночное время суток по поставкам оружия из Ирана.

В Ливии военно-политическая ситуация развивалась в рамках военной кампании фельдмаршала Халифы Хафтара по расширению своего влияния в Триполи. Это привело к политическому процессу, поддерживаемому Западом при посредничестве ООН, который значительно снизил уровень насилия по всей стране в течение 2021 года. Внутреннее соглашение предусматривало вывод всех иностранных войск, но Ливия продолжила оставаться ареной соперничества. Развертывание передовых систем вооружения, которое наблюдалось в 2019 и 2020 годах, в основном прекратилось, но турецкие силы сохраняли присутствие в стране, в то время как продолжают поступать сообщения о присутствии наемников и персонала частных военных компаний. Другой целью была реформа сектора безопасности и интеграция ополченцев в национальные силы.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

62.85MB | MySQL:102 | 0,594sec