О политической и экономической ситуации в Судане

Генерал Мухаммед Хамдан Дагало (он же Хемити), заместитель главы Суверенного совета  Судана и командующий наиболее серьезной военной силы страны в лице Сил быстрого реагирования (СБР), недавно заявил средствам массовой информации, что посольства Судана за рубежом не получали никакого финансирования в течение последних 18 месяцев. Это признание является косвенным подтверждением серьезных экономических сложностей режима, который уже сталкивается с последствиями санкционного давления со стороны стран коллективного Запада.  Почти пять месяцев прошло с момента военного переворота 25 октября, который прервал переходный период Судана, который  бывший премьер-министр Абдалла Хамдок позиционировал  как  «уникальное военно-гражданское партнерство». После свержения в результате переворота Хамдок был первоначально помещен под домашний арест, затем восстановлен в должности премьер-министра в соответствии с недолгой сделкой с военными лидерами, а затем ушел в отставку в январе. Сейчас  он находится в Дубае. Будущее Судана теперь находится в руках широкого круга военных офицеров, сил безопасности и бывших повстанцев, не имеющих единой структуры или публично идентифицируемого процесса принятия решений для посредничества в их противоречивых интересах. В этом контексте эксперты все больше говорят о нарастающих центробежных тенденциях в военном руководстве.   В прошлом месяце, когда Хемити посетил Москву в явной попытке таким образом послать соответствующий сигнал США о негативных последствиях их политики санкций, генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, формальный глава Судана пожаловался египетским чиновникам на маневры своего заместителя, выразив опасения, что Хемити может замышлять свергнуть его с помощью иностранных сил. Тем не менее, за  несколько дней  до этого Хемити был тепло принят наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заидом. В тот день, когда Хемити вылетел в Москву, аль-Бурхан посетил военный лагерь к югу от Хартума и подчеркнул, что армия передаст власть только правительству, сформированному на основе «национального консенсуса» или прозрачных выборов. Достижение такого консенсуса — это основная задача, которая стоит сейчас перед Фолькером Пертесом, главой Комплексной миссии Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в переходный период в Судане (UNITAMS).  Мандат этой специальной миссии, учрежденной в июне 2020 года, первоначально состоял в оказании поддержки Судану в период его политического перехода к демократическому правлению, в том числе путем поощрения соблюдения прав человека и мобилизации экономической помощи. В течение короткого периода «модельного» военно-гражданского партнерства миссия действовала в основном в фоновом режиме, хотя Пертес публично говорил о необходимости ускорить темпы реформ. Но с переворотом в октябре прошлого года UNITAMS фактически потеряла смысл своего существования. С тех пор Пертес взял на себя роль посредника по особым поручениям, быстро став одним из самых активных политических голосов в стране. После начала серии консультаций по политическому процессу в Судане в прошлом месяце он опубликовал краткий документ, который, по его словам, явился результатом более 110 заседаний, в которых приняли участие 800 человек из числа местной  политической и племенной элит, а также более 80 экспертов. Местные обозреватели сразу отметили узкий охват этих встреч, учитывая, что общая численность населения Судана превышает 45 млн человек, что должно было сказаться на репрезентативности этого доклада. Неудивительно, что этот доклад в конечном счете читается скорее как список пожеланий, а не как руководство к действию или «дорожная карта». Результаты консультаций, подчеркиваемые во всем тексте документа, сводятся к переформативным требованиям, таким как прекращение убийств протестующих, отмена чрезвычайного положения, гарантия ответственности за нарушения прав человека, изменение фактически утратившего силу конституционного документа 2019 года и срочное формирование переходного законодательного совета и единой беспартийной армии. Исходя из вышеизложенного, в докладе предлагается, чтобы следующие шаги включали «i) определение приоритетов важнейших шагов; ii) инклюзивность и национальную ответственность; iii) комплексные решения; iv) эффективное содействие и сопровождение». Что на самом деле означают эти пункты, можно только догадываться, но они кажутся скорее декларациями, оторванными из общего контекста,  чем конкретными мерами. То, что в докладе UNITAMS не признается, — это грубые факты насилия власти на местах. После переворота более 80 суданских протестующих были убиты и десятки арестованы на фоне регулярных демонстраций против военного правления. При этом Вашингтон уже ввел санкции против всего корпуса суданской полиции, что является первым шагом к помещению под санкции всей военной хунты.

В то же время, по данным Всемирной продовольственной программы (ВПП), к сентябрю почти две трети населения Судана — более 18 млн человек — неизбежно столкнутся с острой проблемой голода. В недавнем докладе ВПП ссылается на вооруженные конфликты, экономический кризис и неурожай в качестве причин своих прогнозов. К этому сейчас прибавляется кризис на Украине, который в этом докладе не учитывался.  В докладе отмечается: «По всей стране в среднем 13,6 процента детей в возрасте до пяти лет страдают от недоедания. В некоторых районах распространенность глобального острого недоедания достигает 30 процентов или выше — катастрофического уровня». В то же время растут расходы на продовольствие, и правительство, не имея возможности финансировать собственные посольства, прибегает к повышению налогов и сокращению субсидий на топливо, электроэнергию и хлеб. Сообщается, что бюджет на 2022 год предусматривает увеличение налоговых поступлений на 145% и увеличение доходов от товаров и услуг на 140%. Кроме того, Судан в значительной степени полагается на российскую пшеницу, чтобы прокормить свое население. В январе этого года Судан, Египет и Иран получили две трети российского экспорта пшеницы. Но российская военная операция на Украине — вместе на эти две страны приходится 29% мирового экспорта пшеницы — грозит привести к перебоям в поставках, росту цен на пшеницу и росту уровня голода.

52.27MB | MySQL:103 | 0,471sec