О политической ситуации в Ливии в условиях двоевластия

Специальный представитель ООН по Ливии Сирена Уильямс заявила на прошлой неделе ряду СМИ, что «продвижение вперед с выборами было лучшим выходом страны из многолетнего конфликта за доступ к власти и ресурсам».  Она подчеркнула, что «всемирный орган сосредоточен на формировании консенсуса на конституционной основе и установлении твердых временных рамок для проведения национальных выборов». Ливия не смогла провести президентские выборы в декабре 2021 г. на фоне споров о избирательном законодательстве и приемлемости кандидатов. С тех пор политические проблемы страны усугубились спором об исполнительной власти. Ранее в этом месяце парламент Ливии утвердил правительство во главе с бывшим министром внутренних дел Фатхи Башагой. Однако  премьер-министр Правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба отказывается уступить власть. Он пришел к власти в прошлом году в рамках соглашения о разделе власти при посредничестве ООН с мандатом организовать в Ливии выборы в декабре 2021 года. За обоими премьерами стоят вооруженные группировки, и многие обеспокоены тем, что напряженная ситуация может взорваться, отправив Ливию обратно в новый цикл насилия. В этой связи отметим, что Дбейба в рамках усиления своего именно военного влияния в конце прошлой неделе назначил командира мощного триполитанского ополчения «Гинева» Абдальгани Кикли начальником нового подразделения МВД Аппарата по поддержанию национальной безопасности.   Уильямс подчеркнула, что у обычных ливийцев «нет аппетита» к возвращению к вооруженному конфликту, и указала на «мудрое ограничение» среди местных лидеров, которое деэскалировало напряженность 10 марта после того, как вооруженный конвой, связанный с Башагой, начал пробираться в Триполи. В то время как Ливия оставалась в целом спокойной, ООН пришлось балансировать между двумя соперничающими премьер-министрами, поскольку она продолжает призывать все стороны провести выборы как можно скорее. «Вы можете переходить от одного временного правительства к другому временному правительству и этим вечным соглашениям о разделении власти, но вы не можете избежать того факта, что вам нужно привести страну к выборам»,- считает Уильямс. Она указала, что это «простой факт», что любое временное правительство будет страдать от определенного отсутствия легитимности, и именно по этой причине   необходимо проведение выборов как можно скорее.

Как полагают турецкие аналитики, нынешний политический тупик в Ливии вряд ли будет решен в течение следующих двух месяцев. К июню это, вероятно, станет еще более сложным, потому что спонсируемая ООН «дорожная карта», которая привела к назначению Абдель Хамида Дбейбы на пост  премьер-министра, истекает. Это может создать вакуум власти в и без того нестабильной Ливии. Эта «дорожная карта» была одобрена Палатой представителей, Высшим государственным советом и другими фракциями, но она не была реализована с момента ее принятия в 2020 году. В настоящее время у всех сторон нет готовых планов действий в чрезвычайных ситуациях о том, как справиться с возможностью вакуума власти. Еще один осложняющий фактор вступил в игру 10 февраля, когда Палата представителей  назначил Фатхи Башагу новым премьер-министром, что Дбейба не признает. Он   до сих пор отказался передать власть, в результате чего новая правительственная команда не смогла войти в столицу, чтобы приступить к работе. Два заместителя Башаги создали офисы в Восточной и Южной Ливии, где правительство Дбейбы практически не имеет власти. Этот шаг может снова расколоть страну; однако это сейчас маловероятно. Дбейба утверждает, что он является законным премьер-министром, основываясь на «дорожной карте» ООН, срок действия которой истекает в июне, в то время как Башага это оспаривает, утверждая, что его легитимность основана на «дорожной карте» Палаты представителей, согласно  которой он и был избран премьер-министром. Интересно, что Дбейба никогда не говорил этого публично, но всегда подразумевал, что «дорожная карта» Палаты представителей находится в конфликте с ООН по одному важному вопросу: когда могут состояться выборы. В то время как «дорожная карта» ООН санкционировала выборы 24 декабря 2021 года (этого так и не произошло), собственный план Палаты представителей, принятый 7 февраля, призывает к выборам через 14 месяцев, начиная с февраля прошлого года, после того, как план был закреплен во временной Конституционной декларации страны. Стефани Уильямс этим фактом не впечатлена и не доверяет ливийской политической элите, особенно когда ее представители  пытаются отодвинуть на второй план ее усилия по проведению выборов как можно скорее. Чтобы решить спорный вопрос о конституционной базе для выборов, как Палата представителей, так и Высший государственный совет договорились сформировать комитет для разработки необходимого законодательства. Уильямс приветствовала это  шаг, но хотела бы, чтобы такой комитет работал под ее эгидой в качестве беспристрастного посредника. Уильямс слишком хорошо знает, что Палата представителей   и ВГС пытаются лишь затянуть время. Ее предыдущий опыт, так как она впервые приехала в Ливию в 2018 году, научил ее не доверять им обоим. В начале этого месяца она предсказала, что «тупик» между Палатой представителей и ВГС неизбежен. Это произошло довольно скоро, так как ВГС не признал избрание Фатхи Башаги премьер-министром, неявно, но отклонив тем самым  «дорожную карту Палаты представителей, несмотря на согласие принять ее ранее. Такой поворот заставил Уильямса настаивать на том, чтобы играть роль посредника в любых переговорах между ними. Пока формирование совета идет не очень гладко: ВГС назначил шесть членов для встречи в Тунисе 22 марта, которые даже приехали туда, но представители Палаты представителей  там так не появились.  Июнь этого года остается важной вехой в длительном переходном периоде Ливии.   Похоже, что ни нынешние институты в стране, ни ООН не имеют никаких реальных планов относительно того, какие шаги следует предпринять, если нынешнее правительство не сможет, как и ожидалось, организовать выборы к тому времени.

Дау аль-Мансури, профессор права и член конституционного собрания Ливии, считает, что есть планы заполнить любой потенциальный исполнительный вакуум, который может возникнуть. Он полагает,  что Президентский совет из трех членов имеет законные полномочия управлять страной до тех пор, пока не состоятся выборы. В этом сценарии, который обсуждается по словам аль-Мансури, Мухаммед Аль-Манфи, председатель Президентского совета будет «управлять страной через издание указов». При этом он должен  распустить все нынешние институты, включая Палату представителей. Аль-Мансури считает, что правовая основа для такого шага уже существует и  что «необходимость» позволяет аль-Манфи, как временному президенту, предпринять такие «законные действия», чтобы выйти из правового тупика, который парализует страну, особенно в связи с выборами. Таким образом, профессор проектирует на Ливию своего рода исправленную тунисскую модель, где президент Кайс Саид распустил парламент и захватил власть в июле прошлого года.

Но может ли такая модель действительно работать в Ливии?

Профессор аль-Мансури считает, что это сработает просто потому, что существует широкая поддержка этого варианта как на местном, так и на международном уровне. Он указывает, что война в Украине выдвинула Ливию в список международных приоритетов, учитывая ее нефтегазовый потенциал, и многие европейские страны импортируют  часть своих энергетических потребностей из этой североафриканской страны. Это означает, что, по словам аль-Мансури, все страны ЕС, США и другие предпочли бы видеть стабильную Ливию, которая могла бы помочь облегчить энергетический кризис, охвативший мир после  войны на Украине.

Однако внутри страны далеко не все игроки согласны с тем, чтобы  Президентский совет действительно управлял страной через издание указов. Это важно, особенно   если учесть тот  факт, что Президентский совет почти не контролирует ни одну из различных вооруженных группировок в Ливии, особенно в Триполи. Аль-Мансури считает, что большинство вооруженных группировок поддержат аль-Манфи, если он распустит как Палату представителей, так и Высший государственный совет. Большинство ополченцев, по его мнению, предпочли бы, чтобы оба этих  института исчезли. Но в этом утверждении существует много противоречий, и одно из главных – на это никогда не пойдет Халифа Хафтар, ЛНА и Палата представителей. С этим не согласен также  Дбейба.  Турция, которая на прошлой неделе принимала у себя представителей назначенного премьер-министра Ливии Фатхи Башаги, намерена использовать свое влияние на уходящего главу правительства Абдель Дамида Дбайбу, чтобы оказать на него давление в поисках переговорного решения. Если перевести это на простой язык, то это означает по факту, что Анкара не готова активно вмешиваться в эту ситуацию и предлагает сторонам полюбовно договориться. Собственно ничего нового в этой позиции нет. Еще 24 марта Турция призвала противоборствующие стороны воздержаться от любых шагов, которые могли бы привести к возобновлению вооруженного конфликт, и призвала их следовать демократическим процессам на фоне кризиса контроля над исполнительной властью в стране, сообщают турецкие СМИ. Совет национальной безопасности Турции (MGK) призвал обе  стороны   «воздерживаться от шагов, которые могут вызвать новые столкновения», а также «следовать демократическим процессам на основе легитимности для достижения прочного мира и стабильности». И Башага вынужден учитывать эту позицию Анкары, поскольку для него Турция один из главных союзников. В частности, он заявил сразу после переговоров с турками в конце марта, что у него «очень прочные отношения» с Турцией.  В интервью местному телеканалу Alwasat Башага сказал, что некоторые стороны пытаются нарушить его отношения с Турцией, не называя их.

«Мои отношения с Турцией сильны, и у нас очень крепкая дружба», — сказал он. «Наши отношения с турецким государством никогда не были затронуты. Мои отношения с Турцией были построены в трудные времена и не изменятся ни при каких обстоятельствах», — добавил Башага.

Это означает, что двоевластие в стране продлиться в среднесрочной перспективе, а вероятность проведения выборов становится все более туманной.

62.42MB | MySQL:104 | 0,730sec