О возможных сценариях выхода из политического кризиса в Пакистане

Как полагают американские эксперты, предстоящее решение Верховного суда Пакистана может не только решить судьбу правительства премьер-министра Имрана Хана, но и иметь долгосрочные последствия для развития демократических институтов Пакистана. 3 апреля, в день, когда Национальная ассамблея Пакистана должна была обсудить и провести голосование по выдвижению вотума недоверия Хану  вице-спикер отклонил голосование на фоне обвинений со стороны  правительства в иностранном заговоре. Позже в тот же день Хан поручил президенту Пакистана Арифу Алви распустить парламент, назначить новые выборы и временное правительство. Хан сделал эти шаги, потому что он, вероятно, получил бы вотум доверия, поскольку оппозиция имела большинство в Национальном собрании после того, как ряд законодателей из правительственной коалиции публично перешли на сторону оппозиции, которая утверждает, что вотум недоверия связан с тяжелой экономической ситуацией в Пакистане и неэффективным  управлением экономикой со стороны  правительства. Хан, однако, настаивал на том, что существует иностранный заговор с целью его свержения, и обвинил Соединенные Штаты в том, что они настаивают на смене правительства в Пакистане, якобы в ответ на нейтральную позицию Исламабада по поводу военной операции России на Украине. От себя отметим, что каких-то внятных доказательств этого не представлено. Но в данном случае, как полагают британские  эксперты, речь идет прежде всего о том, что Имран Хан старается эксплуатировать  традиционный и болезненный для большинства населения страны тезис о подрывной роли американцев в пакистанской истории. США относились к Пакистану как к фактически вассальному государству с момента обретения независимости в 1947 году. ЦРУ организовало переворот, который положил конец 11 годам гражданского правления в 1958 году и привел к власти первого военного диктатора Пакистана Аюба Хана. Тогдашний президент Дуайт Эйзенхауэр  дал понять, что США одобряют этот диктаторский режим и посетил Пакистан вскоре после этого. Показательно, что только пять президентов США когда — либо посещали Пакистан — Эйзенхауэр, Линдон Джонсон, Ричард Никсон, Билл Клинтон и Джордж Буш — и никогда этого не происходило в периоды гражданского правления. Помощь США Пакистану всегда увеличивается во время правления военных диктатур, что ставит под сомнение  претензии США на поддержку демократических институтов в этой стране. Что касается президента Джо Байдена, Имран Хан заявил в одном из интервью прошлой осенью, что нынешний  лидер США никогда не звонил ему. Это примечательно,  учитывая остроту кризиса в Афганистане, и очень ясно декларирует уровень нынешних  отношений между странами.  Причина помимо афганского досье прозаичны.

  1. Имран Хан заработал репутацию крайне принципиального критика роли США в Пакистане и, в частности, очень жесткого критика молчаливого согласия его страны на удары американских беспилотников по подозреваемым лидерам талибов. В этой связи отметим, что Хан запретил пролет американских военных самолетов над пакистанской территорией, что резко осложнило операции против талибов и последующую эвакуацию американцев из Афганистана.
  2. Экономическое положение Пакистана поставило его в зависимость от своих кредиторов, особенно Саудовской Аравии и Китая, двух государств, у которых с американцами сейчас напряженные отношения . Эта зависимость является основной причиной, по которой Хан публично не выступил против жестокого обращения китайцев с уйгурскими мусульманами в Синьцзяне. Хан также молчит о продолжающейся трагедии в Йемене, где сотни тысяч людей погибли в результате прямой или косвенной войны под руководством Саудовской Аравии. Тот факт, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман (MБС) является во всех отношениях неформальным управляющим государственной казной Пакистана, что удерживает его от высказываний — и не только из-за Йемена. Когда Хан хотел присоединиться к Малайзии и Турции в исламском альянсе, MБС вмешался и эта тема заглохла.
  3. Это тот факт, что Исламабад отказался присоединяться к санкциям против Москвы и, более того, договорился с российской стороной о начале строительства газопровода в Пакистане.

 

В ближайшие дни Верховный суд Пакистана вынесет свой вердикт о решении спикера отменить голосование по вотуму недоверия Хану. Как полагают американские эксперты, по мере углубления политического кризиса в Пакистане  возможны несколько сценариев:

 

  1. Верховный суд постановит, что отклонение ходатайства о вынесении вотума недоверия было незаконным

Если Верховный суд решит, что отмена голосования по вынесению вотума   недоверия Хану была неконституционной, Национальная ассамблея должна будет назначить новую дату голосования. В этом сценарии Хан будет настаивать на своих заявлениях о международном заговоре в последней отчаянной попытке задержать голосование и вернуть в ряды своей коалиции некоторых дезертировавших законодателей. Если Хан переживет вотум недоверия, его правительство будет слабым и подверженным будущим попыткам оппозиции свергнуть его. Если Хан проиграет голосование, он будет фактически отстранен от должности, и оппозиция будет стремиться назначить нового премьер-министра. Если Национальное собрание не назначит премьер — министра, президент Пакистана, скорее всего, призовет к досрочным всеобщим выборам. Этот сценарий продемонстрирует силу политических институтов Пакистана, а также независимость судебной власти, поскольку события будут разворачиваться в соответствии с пакистанской конституцией. Хотя будет короткий период политической нестабильности, этот сценарий, вероятно, обеспечит подотчетность исполнительной власти в долгосрочной перспективе. Версия  Хана о том, что против него существует международный заговор, может привести к возникновению социальных беспорядков, особенно если его последователи выйдут на улицы в знак протеста против действий оппозиции по его смещению. Социальные волнения могут быть особенно сильными, если Хан проиграет вотум недоверия.

 

  1. Верховный суд постановил, что блокирование вынесения вотума недоверия было законным

Если Верховный суд подтвердит отмену голосования по вотуму недоверия Хану, запланированный роспуск Национального собрания будет продолжен, и новые выборы, вероятно, состоятся потенциально в течение трех месяцев. За таким решением могут последовать насильственные протесты, поскольку оппозиционные партии призывают к массовым демонстрациям в этом случае. Это также может произойти, если Верховный суд решит, что он не обладает компетенцией выносить решения по этому вопросу, что будет означать, что план Хана распустить Национальное собрание может продолжаться. Верховный суд также может объявить, что отклонение ходатайства о вынесении вотума недоверия было неконституционным, но приказать провести досрочные выборы независимо от того, потому что избирательная комиссия уже установила даты для них. В любом случае Национальная ассамблея должна будет назначить временного премьер-министра. Всеобщие выборы пройдут в сильно поляризованной политической среде, поскольку партия Хана «Техрик-е-Инсаф» (PTI) имеет значительную общественную поддержку, основанную на националистической и антиамериканской риторике (сторонники Хана, похоже, верят утверждению об иностранном вмешательстве во внутреннюю политику и считают нынешних членов оппозиции действующими против национальных интересов.) Этот сценарий приведет к деградации демократических институтов Пакистана из-за спорных средств, которые правительство использовало для отклонения вотума недоверия, что создаст рискованный прецедент для будущих политических кризисов.

 

  1. Продолжающаяся политическая нестабильность вынуждает военных вмешаться

Пакистанские военные исторически играли центральную политическую роль в стране. Но в последние годы военные держались подальше от повседневной политики, сосредоточившись вместо этого на вопросах национальной безопасности. Тем не менее, пакистанские правительства нуждаются в скрытой поддержке военных для управления страной. Нежелание военного истеблишмента поддержать заявления Хана о том, что международное сообщество сговорилось против него (что, если это правда и будет проблемой национальной безопасности), указывает на разрыв между премьер-министром и военными. Пакистанские военные в значительной степени воздерживаются от публичного вмешательства в продолжающийся политический кризис; Начальник штаба армии  недавно заявил, что военные останутся нейтральными в дебатах по поводу вотума недоверия и позволят демократическому процессу идти своим чередом. Но если Хан публично бросит вызов решениям Верховного суда, который посчитает  его действия незаконными, военные могут сыграть более заметную роль в купировании политическом кризисе. Если политический кризис затянется, военные также могут стать более громкими в своей критике правительства и политически поддержать шаги оппозиции по свержению Хана. Прямой военный переворот остается маловероятным, но его нельзя исключать — особенно если Хан продолжит делать, казалось бы, неконституционные шаги для поддержания власти, которые могут убедить военных насильственно свергнуть его и взять под прямой контроль пакистанское правительство, чтобы восстановить политическую стабильность в стране.

53.02MB | MySQL:103 | 0,445sec