Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 6

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

Обстановка в Сирии и Иране

С точки зрения израильских аналитиков по вопросам безопасности, ситуация в Сирии за период 2020-2021 гг. с военной точки зрения не претерпела значительных изменений. Авторы издания The Military Balance 2022 оценивают отношения между Сирией, Россией и Ираном как напряженные. В связи с этим, израильская сторона использует сложившиеся противоречия для продолжения нанесения авиаударов, в основном направленных на иранские цели на территории Сирии. Оценочно, эти цели включают автоколонны с контрабандным оружием для «Хизбаллы» в Ливане, а также базы проиранских боевиков. Хотя сирийские зенитные батареи регулярно обстреливают израильские самолеты, им не удалось поразить ни один из них с момента как в феврале 2018 года был сбит израильский истребитель F-16. Израиль также периодически наносит удары по позициям «Хизбаллы» вблизи сирийской границы на Голанских высотах. Боевики «Хизбаллы» прибыли туда в конце 2018 года, проигнорировав договоренности держать иранские и союзнические формирования на расстоянии не менее 50 миль от израильской границы. Израиль по-прежнему продолжает пристально наблюдать за развитием ядерной программы Ирана. Если СВПД будет возобновлен, Израиль может попросить США о какой-либо форме компенсации, как в виде дальнейшей финансовой военной помощи, так и в виде укрепления связей в области разведки и безопасности. Израильское руководство также может принять решение продолжить свою кампанию, направленную против иранских ядерных объектов и объектов производства баллистического вооружения. Высокопоставленные израильские чиновники считают необходимым улучшить возможности страны по нанесению ударов по Ирану в одностороннем порядке. Такая позиция рассматривается как важное усилие на случай, если окажется, что Иран нарушил свои новые обязательства.

«Авраамовы соглашения»

Спустя год после подписания израильско-эмиратского мирного договора между Израилем, ОАЭ и Бахрейном нормализация отношений со странами Персидского залива, по-видимому, является одним из наиболее значительных внешнеполитических достижений бывшего премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху. Израиль также улучшил свои отношения с Марокко и Суданом, но добился меньшего прогресса в попытках улучшить отношения с Саудовской Аравией. Нормализация ситуации в Персидском заливе включает в себя налаживание связей между специальными службами стран субрегиона, совместные кибероперации и другую высокотехнологическую деятельность. Однако аналитики The Military Balance понимают, что отношения региональных государств с Израилем в этой области могут быть ограничены возможностью иранского возмездия. Тем не менее, в конце 2020 года в прессе обсуждался вопрос о том, может ли быть будущее сотрудничество в области региональной противоракетной обороны, возможно, включая радиолокационные станции и системы-перехватчики, в то время как в конце 2021 года израильские военно-морские силы приняли участие в учениях по обеспечению безопасности в Красном море с Бахрейном, ОАЭ и США. В более широком плане международное военное сотрудничество расширилось в 2021 году, будучи ограниченным в 2020 году из-за пандемии. В июле 2021 года были проведены учения ВВС Blue Guardian с участием команд беспилотных летательных аппаратов из Израиля, Франции, Германии, Италии, Великобритании и США. В марте 2021 года ВВС провели учения с участием американских истребителей F-35 в Израиле.

Рост военной мощи США

Израиль при Б.Нетаньяху поддерживал тесные отношения с администрацией Д.Трампа, которые несколько изменились при Д.Байдене; например, новая администрация США оказала давление на Израиль, чтобы прекратить боевые действия в Газе в мае 2021 года. В августе Н.Беннет посетил Вашингтон, где Байден вновь подтвердил «историческое партнерство» между США и Израилем и выразил свою «железную поддержку» безопасности Израиля. В сентябре 2021 года США передали ответственность за военные контакты с Израилем от Европейского командования США (EUCOM) Центральному командованию (CENTCOM). Передача полномочий происходила в течение нескольких лет, поскольку такое решение могло оказать негативное влияние на отношения США с арабскими странами. Администрация Д.Байдена все еще рассматривает просьбу Израиля о выделении дополнительного 1 млрд долл. для покрытия расходов как на боеприпасы ВВС, так и на перехватчики «Железный купол» во время последней операции в Газе. Тем временем озабоченность США в отношении развития отношений Израиля с Китаем возросла при администрации Д.Байдена, и США усилили политическое давление на Израиль. Вашингтон выразил несогласие с участием Пекина в крупных инфраструктурных проектах и строительстве сетей 5G в Израиле.

Многолетний план

Более двух лет начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Авив Кохави наблюдал, как его пятилетний план для армии, Tnufa, был отложен из-за неспособности правительства принять бюджет. Новый бюджет, утвержденный в августе 2021 года, показал, что А.Кохави удалось, вопреки ожиданиям, обеспечить увеличение ассигнований на оборону, несмотря на экономические проблемы, связанные с пандемией. Кроме того, правительство одобрило предложение армии о механизме, который обеспечил бы относительно высокие пенсии для старших офицеров, и отменило план сокращения обязательной военной службы для мужчин еще на два месяца (до 30 месяцев). У Кохави осталось чуть больше одного года полномочий, чтобы реализовать свои планы в отношении ЦАХАЛа. Tnufa выступает за значительное обновление воздушных, разведывательных и технологических возможностей армии с акцентом на возможности противостояния технологически превосходящему противнику. Возможно, будут выделены дополнительные средства, но сохраняется риск того, что планы могут быть сорваны непредвиденным кризисом.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

52.21MB | MySQL:103 | 0,481sec