Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 9

С момента начала Россией 24 февраля с.г. военной операции на Украине, в израильском экспертном сообществе анализируют различные аспекты конфликта, оценивают действия израильского руководства и других участников международных отношений, а также происходящие и потенциальные изменения в мире и на Ближнем Востоке.

Вопросы, связанные с событиями на Украине обсуждались на брифинге, организованном Европейско-израильской ассоциацией прессы (Europe Israel Press Association, EIPA). Это организация, которая занимается предоставлением журналистам по всей Европе информации о процессах в Израиле и ближневосточном регионе в целом. В частности, Эхуд Яари, израильский журналист и политический комментатор по Ближнему Востоку на телеканале Channel 12, сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy), полагает, что «поразительно плохие действия российской армии на Украине вызывают резонанс на всем Ближнем Востоке». По его словам, «не только плохая работа российских вооруженных сил, но и их систем вооружения, вызвало довольно интересную реакцию со стороны всех заказчиков российского оружия». «Хотя многие арабские государства не хотели открыто осуждать вторжение на Украину, все в регионе, с которыми я разговаривал, сомневаются в России. По престижу России в регионе был нанесен колоссальный удар, и я не думаю, что им будет очень легко вернуть прежний престиж; сомневаюсь, что это произойдет», – сказал Э.Яари.

Он напомнил, что российская армия подготовилась к украинской войне в Сирии. «Они испытали в Сирии не менее 320 новых систем вооружения, включая новый танк, лучшие новые вертолеты, крылатые ракеты «Калибр», которые запускались из Каспийского моря… В регионе понимают, что Сирия была очень легким случаем для русской армии. Не было способного противника противостоять им. Только разного рода повстанческие ополчения, не вооруженные тяжелым оружием». Сейчас же «русские платят высокую цену за то, что положились на военные уроки, извлеченные из Сирии», – говорит Э.Яари.

Российская армия «находилась в процессе преобразования со времен войны в Грузии, в которой русские также очень хорошо справились, но оказалось, что эта модернизация в действительности не сработала». Он отметил, что «90% пилотов, участвующих в войне на Украине, служили в Сирии. С сентября 2015 г. в Сирии прошли службу 70 тысяч российских солдат и офицеров. Большинство генералов сухопутных войск побывали или находились в Сирии». Сегодня «так много друзей арабов говорят: они платят за то, что сделали в Сирии».

По словам Э.Яари, многие арабы дистанцируются от четкой и прозападной позиции в отношении войны на Украине, но в то же время все больше отдаляются от Владимира Путина.

Израильский эксперт считает, что президент В.Зеленский и президент В.Путин подталкивали Израиль к роли, но отнюдь не посреднической, как это полагал премьер-министр Н.Беннет. В любом случае, это уже не имеет никакого значения.

В регионе, особенно в Персидском заливе, а также в других местах, таких как Египет, многие лидеры и политические аналитики снова смотрят на Китай. «Они знают, что если Китай и придет в регион, то в качестве торгового партнера, инвестора. Когда таким странам, как ОАЭ, придется выбирать основные системы вооружений, они будут рассматривать то, что могут предложить китайцы. Особенно в части самолетов 5-го поколения».

По мнению Э.Яари, непосредственным следствием войны на Украине является то, что она приводит к остановке переговоров в Вене по ядерной сделке с Ираном. «Я считаю, что русские говорят американцам: вы хотите эту сделку, у нас есть своя цена – мы хотим послаблений. Мы хотим, чтобы «Росатом» смог завершить строительство в Иране реактора на 10 миллиардов долларов. Мы хотим иметь возможность в следующем году продавать иранцам, например, ракеты, которые ему будет разрешено приобретать в соответствии с первоначальными условиями СВПД. Внутренние дебаты в Тегеране тоже очень интересны. Потому что там очень четкое разделение между радикалами, сторонниками жесткой линии, поддерживающими Россию, и теми, кого иногда называют «реформистами», критикующими Москву». Он считает, что «в Иране и в арабском мире будет все больше сомнений относительно того, в какой степени им следует полагаться на Россию».

Что касается Турции, Э.Яари напоминает о растущей конкуренции и соперничестве между Турцией и Ираном, двумя неарабскими мусульманскими державами в регионе. «Это соперничество проявляется на многих фронтах, от Южного Кавказа до Северо-Западного Ирака, Сирии и Ливана, где в мае пройдут всеобщие выборы. В Ливане турки пытаются помочь суннитам перегруппироваться для участия в выборах, в то время как Иран и «Хизбалла» хотят убедиться, что смогут воспользоваться политическим крахом суннитского руководства». Он считает, что «если европейцы не вмешаются в дела Ливана перед всеобщими выборами, «Хизбалла» может получить большинство в ливанском парламенте, что создаст новое поддерживаемое Ираном государство». Кроме того, «растущая напряженность между (турецким) президентом Эрдоганом и русскими из-за Украины ускоряет поиск Анкарой новых партнерских отношений и сотрудничества с предыдущими [дружественными] игроками, включая Израиль».

«Впервые после терактов в израильских городах Эрдоган выступил с решительным осуждением. Он делал это несмотря на то, что все еще принимает у себя в Стамбуле руководство и оперативный штаб ХАМАСа. Он пытается наладить отношения с Египтом, что уже сделал с ОАЭ, и пошел на огромные уступки саудовцам, согласившись перенести суд над подозреваемыми в убийстве Джамаля Хашогги в Саудовскую Аравию. Мы видим, как турки идут на сближение», – отметил Э.Яари.

В таких условиях, полагает он, «сейчас может возникнуть новый баланс сил, т.к. люди осознают относительную слабость России, впечатлены тем, как американцы справились с украинским кризисом и создали эффективную систему санкций». Поэтому в регионе задаются вопросом: «может быть, США не ушли с Ближнего Востока», «может быть, они не ушли из региона так быстро, как все ожидали». Израильский комментатор считает, что «чем больше будет понимания между Турцией и США, между Турцией и местными игроками – арабами и Израилем, – тем более тесным будет сотрудничество между арабскими суннитскими государствами, Турцией и Израилем, чтобы попытаться заблокировать продвижение Ирана».

Он отметил, что две опоры этой новой формирующейся системы базируются в Каире. Во-первых, проект газопровода EastMed в Восточном Средиземноморье с участием Израиля, Палестинской национальной администрации (ПНА), Египта, а также Кипра, Греции, Италии и ОАЭ в качестве наблюдателей, уже приобрел военное измерение с совместными учениями. Во-вторых, Совет Красного моря (Red Sea Council), инициированный саудовцами, который также начинает приобретать военное измерение.

Отметим, что региональный совет в районе Красного моря во главе с Саудовской Аравией с участием восьми стран был создан в январе 2020 г. для решения проблемы пиратства, контрабанды и других связанных с этим вопросов. Совет нацелен на укрепление стабильности в регионе, тем не менее камнем преткновения остается региональное соперничество. В Совет входят Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Эритрея, Йемен, Судан, Джибути и Сомали, однако исключены такие игроки, как Эфиопия, Сомалиленд, Турция и ОАЭ. В связи с этим были опасения, что саудовцы намерены использовать его в качестве прокси для противодействия своим региональным соперникам. Как бы там ни было, аспект пиратства/безопасности на море был удачным способом инициировать сотрудничество между странами региона, оставаясь в стороне от политических вопросов, которые могут их разделять[i].

Несмотря на то, что Израиль и ОАЭ на данный момент не являются частью Совета Красного моря, Э.Яари полагает, что «в определенный момент появится сигнал об их присоединении»[ii].

[i] Red Sea Multilateralism: Power Politics or Unlocked Potential. https://www.stimson.org/2021/red-sea-multilateralism-power-politics-or-unlocked-potential/

[ii] A new balance of power may be emerging in the Middle East. With people realizing Russia’s relative weakness // Eureporter. 13.04.2022. https://www.eureporter.co/world/russia/2022/04/13/a-new-balance-of-power-may-be-emerging-in-the-middle-east-with-people-realizing-russias-relative-weakness/

52.33MB | MySQL:103 | 0,496sec