О продовольственной ситуации в Египте в апреле 2022 г.

Cпустя месяц после первых оценок угроз продовольственной безопасности Египта вследствие сокращения поставок пшеницы и другой номенклатуры из черноморского региона, cегодня несколько стабилизировалась.

С учетом того, что на Россию и Украину приходится 80% поставок зерновых для удовлетворения продовольственных нужд Египта, общий объем которых в 2021 году составил 13 млн тонн, эти угрозы представлялись экспертам весьма реалистичными. Наряду с этим, рост цен на топливо и разрушение логистических поставок вследствие пандемии и введенных западными странами санкций против России грозит дополнительными расходами на закупку продовольствия для нужд более чем 100-миллионого населения Египта.

Сегодня, благодаря предпринимаемым Каиром мерам по наращиванию локального производства и оптимизации стратегических резервов продовольствия удалось несколько снять напряженность. Судя по оптимистичным заявлениям египетского правительства в последние недели, в стране имеется достаточно запасов продовольствия, включая зерновых, для удовлетворения внутренних нужд в обозримой перспективе, то есть как минимум на период от шести до девяти месяцев. Одновременно, министр сельского хозяйства Египта анонсировал меры правительства по удержанию дальнейшего резкого роста цен на местных продовольственных рынках. В частности, в конце марта с. г. правительство заморозило рост цен на хлеб благодаря таргетированной политике субсидий. Эта мера была принята после того, как с конца февраля цена на хлеб в Египте выросло на 50%.

Тем не менее, в более долгосрочной перспективе ситуация с продовольственным обеспечением Египта – ведущего импортера пшеницы в мире – пока остается неопределенной. Пшеница остается сырьем стратегической важности для экономической и социальной жизни Египта, и любые колебания и неопределенности в этом комплексном секторе, включая местное производство, рынки и поставки, энергетику и удобрения и прочее могут стать фактором дестабилизации ситуации в стране. Очень многое будет зависеть и от финансовой стабильности Египта и финансовых возможностей правительства оказывать устойчивую поддержку продовольственному рынку через систему субсидирования. В частности, cегодня для фиксации удержания роста продовольственных цен правительство вынуждено расходовать колоссальные ресурсы для ежедневной социальной поддержки свыше 70 миллионов египтян через программу субсидируемого хлеба.

Однако, рост финансовых расходов правительства наряду с угрозой нарушения поставок пшеницы из черноморского региона привел к существенному оттоку иностранного капитала. Египет в течение марта был вынужден пойти на дальнейшую девальвацию национальной валюты на 15% по отношению к доллару США и повысить процентную ставку. Также египетские власти приступили к новому раунду переговоров с Международным валютным фондом в контексте доступа к дополнительным кредитам в обмен на реформирование банковской и налоговой системы. Одновременно, за последние недели богатые арабские страны-партнеры Египта активизировали усилия по выделению многомиллиардных инвестиций и прямой поддержки Центральному банку Египта для преодоления экономического кризиса и стабилизации финансовой ситуации.

Другой превентивной защитной мерой, принятой Каиром в марте с. г. стал запрет на экспорт ключевых видов продовольствия из страны, включая пшеницу и растительное масло. По оценкам кабинета министров Египта по состоянию на середину апреля 2022 года, в стратегических резервах сегодня имеется порядка 2.6 млн тонн импортированного зерна. Также правительство рассчитывает закупить у местных фермеров еще около 6 млн тонн зерна для пополнения этих резервов (совокупный урожай зерновых в текущем посевном сезоне в Египте может превысить 10 млн тонн). Для cтимулирования этого процесса, введен закон об обязательной оплате закупок у фермеров наличными в течение 48 часов после поставок продукции. Запрещен вывоз произведенной продукции фермерами на рынки в период посевного сезона без выдачи властями специального разрешения.

Таким образом, аккумулировав более 8 млн тонн пшеницы в своих резервах, Каир действительно сможет рассчитывать на гарантированное обеспечение продовольственной безопасности в стране до конца 2022 года в случае непредвиденной ситуации и непредвиденного прерывания цепочки поставок. В то же время, в долгосрочной перспективе 2023-2024 сохранение неопределенностей и нестабильности поставок пшеницы из черноморского региона может потребовать от Египта более нетривиальных решений и поиска альтернативных, пусть даже менее выгодных и дорогостоящих источников поставки пшеницы. По заявлению властей Египта, они прорабатывают альтернативные источники поставок пшеницы с 22 странами.

Одним из таких потенциальных поставщиков может стать Индия, которая способна предложить пшеницу по привлекательной цене 330 долларов за тонну, что на 100 долларов дешевле предложений из стран Евросоюза. Однако, дорогая стоимость перевозки (вдвое дороже, чем из черноморского региона) и проблема технических требований и стандартов (Индия использует чрезмерное количество пестицидов для производства) являются объективными сдерживающими факторами для ускоренной переориентации Египта на новые источники поставок пшеницы. Однако в случае нарастания угрозы продовольственного кризиса и отсутствия других альтернатив Каиру придется воспользоваться этой возможностью. Накануне Индия была официально одобрена египетскими властями в качестве поставщика пшеницы.

Одновременно с решением вопроса по пшенице, египетские власти наращивают усилия по увеличению импортозамещения по другим ключевым видам продовольствия. В частности, в стране производится 75% от всего потребляемого сахара, а к 2023 году Каир рассчитывает увеличить долю собственного производства до 90% от потребностей. Важно, что Египет стопроцентно обеспечивает себя рисом. Проблемными являются пока такие виды продовольствия как красное мясо и растительное масло – Египет производит только 60% и 42% от требуемых внутренних потребностей соответственно.

52.26MB | MySQL:103 | 0,472sec