О ситуации с продовольственной безопасности в Тунисе

В Тунисе в контексте эскалации внутриполитического кризиса после роспуска президентом К.Саидом в начале апреля с.г. парламента ситуация в сфере национальной продовольственной безопасности вышла на новый уровень.

Наряду с усилением контроля К.Саида во внутриполитической сфере и переносу на неопределенный срок  президентских выборов, происходит ужесточение на законодательном уровне в сфере продовольственной безопасности.

В частности, в контексте угрозы продовольственного дефицита и голода в стране как следствие прекращения поставок пшеницы из черноморского региона (47% тунисского импорта мягких сортов пшеницы обеспечивала Украина), ужесточаются механизмы контроля  и ценообразования. В конце марта 2022 г. в Тунисе издан новый закон, который предполагает уголовное наказание сроком от 10 до 30 лет тюремного заключения за любые «cпекуляции относительно продовольствия», в том числе картельного сговора и мер по произвольному спекулятивному повышению производителями и крупными игроками продовольственного рынка цен на продовольственные товары, особенно на пшеничную муку. Более того, новый закон предусматривает наказание также за публичное обсуждение тему возможного продовольственного дефицита на тунисском рынке. Как отмечают местные обозреватели, в стране началась настоящая «охота» на малые и средние фермерские предприятия с полицейскими рейдами по обнаружению и изъятию запасов продовольствия, особенно пшеничной муки, растительного масла и сахара. На это в частности указывают представители палаты оптовой торговли Туниса.

С одной стороны, ужесточение контроля за потреблением продовольствия в стране на фоне украинского кризиса и зависимости Туниса от поставок пшеницы и растительного масла из черноморского региона кажется резонным. Ситуация с продовольствием является угрозой национальной безопасности, и с учетом текущего в стране политического кризиса и роста социально-экономических и финансовых проблем, ситуацию в продовольственной сфере просто необходимо брать под национальный контроль, чтобы упреждать спекулятивные действия со стороны крупных торговцев и гарантировать субсидирование ключевых видов продовольствия по линии государства. Эскалация кризиса ожидается сразу после завершения месяца Рамадан в начале мая, когда после длительного поста потребление продовольствия и соответственно рыночный спрос на него резко вырастет. Правительство, предпринимая данные шаги, cтремится предотвратить панику на продовольственных рынках в среднесрочной перспективы.

При этом реальных рычагов и возможностей для проведения эффективной политики предотвращения приближающегося кризиса у Туниса немного. С конца 2019 г. ввиду финансовой нестабильности и негативного воздействия пандемии коронавируса на экономику Туниса (в том числе из-за коллапса туристической отрасли и нарушения глобальных цепочек поставок), правительство фактически оказалось лишено льготных механизмов кредитования и было вынуждено оплачивать любые импортные операции, в том числе продовольственный импорт, только путем оплаты наличными. Соответственно, дефицит наличной денежной массы сразу же создает угрозы для стабильного обеспечения импорта продовольствия и национальной продовольственной безопасности в целом.

В таких условиях, начиная с 2020-2021 гг. Тунис неоднократно прибегал к кредитным заимствованиям у частных банков под высокие коммерческие процентные ставки. В начале марте государственная компания по закупкам зерна была вынуждена задержать оплату зафрахтованного зерна, поскольку вела переговоры с частным банком о выделении очередного кредита на закупку зерна, а такого рода простои оборачиваются дополнительными штрафами.

Соответственно, c учетом незавидных перспектив финансово-экономического положения Туниса, для продолжения адекватной и сбалансированной политики субсидирования продовольственного сектора стране необходимы значительные финансовые заимствования по линии международных институтов. Только такая мера позволит Тунису обеспечить требуемый уровень социальной поддержки населения и субсидировать производство хлеба, а также обеспечить достаточные объемы  внешней закупки продовольствия. Последнее будет обходиться Тунису все более дороже с учетом неустойчивости черноморского канала поставок, роста цен на топливо и необходимостью поиска более дорогих альтернативных источников поставки пшеницы. Только за последние недели стоимость хлеба в тунисских пекарнях, которые не субсидируются государством, выросла на 25%.

Наряду с переговорами по новому кредиту по линии МВФ, власти стремятся ограничить потребление продовольствия и вводят режимы экономии, чтобы отсрочить наступление продовольственного дефицита на рынках. С начала года приобретение муки, cахара и риса ограничено 2 кг на одного покупателя.

Таким образом, зависимость национальной продовольственной безопасности Туниса от международных финансовых институтов будет все более возрастать, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. По заверениям властей Туниса в начале апреля, внутренних продовольственных резервов пока достаточно на ближайшие несколько месяцев, но если угроза на глобальном продовольственном рынке не будет устранена, то уже в конце 2022 – начале 2023 года возникнут существенные риски.

В марте с.г. был одобрен новый национальный бюджетный план Туниса на 2022 год. Для поддержания продовольственной безопасности и социальных обязательств правительства в этой сфере на текущем уровне власти Туниса заложили в бюджет серьезные финансовые задачи. Для исполнения бюджета, в том числе задач в сфере продовольственной безопасности, Тунису только в текущем году необходимо заимствовать у Международного валютного фонда заемные средства на сумму 7 млрд долларов.

При этом cтартовавшие весной этого года переговоры с МВФ пока буксуют и периодически переносятся на новый срок. Недавний роспуск президентом К.Саидом парламента и начавшиеся гонения на малый бизнес в агропродовольственном секторе являются не лучшим фоном для достижения положительного результата в этих переговорах. При этом, руководство Туниса ставит приоритетную задачу достичь такой договоренности до конца апреля с. г., c учетом стремительно растущей продовольственной инфляции и безработицы.

62.83MB | MySQL:102 | 0,541sec