Турецкая военная операция против РПК на севере Ирака: энергетический аспект

Минобороны Турции 18 апреля объявило о начале проведения новой военной операции «Коготь-Замок» (Pençe Kilit) против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака. В операции задействован спецназ и ВВС. Район проведения – север Ирака (районы: Метина, Зап и Авасин-Басян). В нынешней операции «Коготь-Замок» Турция рассчитывает на тесное взаимодействие с курдскими силами Пешмерга (курдские военизированные формирования в Иракском Курдистане).

Пешмерга, хотя номинально является единой структурой, но состоит из двух составляющих. Это Пешмерга Демократической партии Курдистана (ДПН) клана Барзани и Пешмерга Патриотического союза Курдистана (ПСК) клана  Талабани. В свое время, в 90-е годы ХХ века  Турция помогла Барзани в его противостоянии с Талабани, находившемся в союзе с РПК. После заключения мира между Барзани и Талабани была создана единая Пешмерга, в то время как отряды РПК были объявлены в Иракском Курдистане вне закона. Против них проводят операции как Пешмерга, так и турецкие войска. При этом талабанисты представляют интересы прежде всего светских курдов левой ориентации,  в то время как барзанисты выступают с консервативных, традиционалистских  и исламских позиций. В частности, бойцы Пешмерга ДПК читают коллективные молитвы во главе со своими офицерами и выполняют иные религиозные предписания.

На настоящий момент представляется возможным выделить следующие особенности оперативной обстановки в зоне проведения спецоперации Pençe Kilit:

– завершился первый этап операции;

– официально подтверждена ликвидация 36 сторонников РПК;

– МИД Ирака опроверг утверждения Анкары о координации с ней военных операций (ранее Р.Т.Эрдоган поблагодарил центральную администрацию Ирака и власти Иракского Курдистана за их поддержку операции);

– В регионе Метина ожидается совместная операция турецкой армии и Пешмерга в районах Girê Hakkari, Çarçel and Ortê;

– проведено несколько воздушных операций против целей РПК на холмах Рашава и Амеди, расположенных на линиях Зап/Метина.

В тоже время, на фоне усугубляющейся энергетической ситуации в мире, ЕС ищет новые источники поставок природного газа. Среди альтернатив – газ Иракского Курдистана. Глава регионального правительства Масрур Барзани заявил, что Иракский Курдистан планирует в ближайшем будущем начать экспорт природного газа в Турцию и Европу. Доказанные запасы природного газа Ирака, составляющие около 3,5 трлн куб. м, 900 млрд которых приходится на Северный Ирак. Они ставят страну на 12-е место стран с крупнейшими в мире запасами газа.

Администрация М.Барзани нуждается в серьезной международной поддержке в связи с продолжающимся юридическим спором с центральным правительством Ирака по поводу нефти и газа. Федеральный Верховный суд Ирака 15 февраля постановил, что закон о природном газе и нефти, изданный автономным правительством на севере Ирака, «противоречит Конституции Ирака», поэтому регион должен передавать Багдаду все доходы, связанные с добычей и продажей нефти и природного газа. Это означает, что администрация М.Барзани в Северном Ираке теряет всю свою финансовую автономию. Для решения этого вопроса, Барзани стремится получить международное одобрение на фактическую продажу нефти и природного газа, используя возможность, созданную украинским кризисом.

Самым главным возможным «союзником» для администрации М.Барзани здесь является, конечно же, Турция. Доказательством тому является, тот факт, что в последние месяцы участились контакты между Турцией и правительством Иракского Курдистана. Кроме того, операция «Коготь-Замок» состоялась после встречи М.Барзани с Р.Т.Эрдоганом. Барзани заехал в Турцию по пути в Лондон, чтобы обсудить поставки нефти и газа на Запад. Очевидно, что М.Барзани, которого принял Борис Джонсон, предпочел пойти на эту встречу при поддержке Турции.

Всего через несколько часов после начала операции в Северном Ираке стали приходить новости о том, что Анкара получила поддержку от Пешмерга. В международной прессе сразу же появились новости о том, что турецкие и северные иракские силы действуют сообща.

Кроме того, Турция может разрабатывать и эксплуатировать соответствующие месторождения, строящиеся трубопроводы, наземные объекты с точки зрения технических, технологических, логистических и экономических аспектов, а также ускорять разработку путем обеспечения безопасности области.

Для обеспечения безопасности регион должен быть полностью очищен от сторонников РПК. Одна из стратегических целей операции «Коготь-Замок» – создать коридор безопасности нового энергетического коридора из Ирака в Европу.

Поставки газа можно будет осуществлять через Трансанатолийский газопровод TANAP. Ранее в Азербайджане также заявляли о готовности поставлять газ из Ирака в Европу по Южному газовому коридору. Однако Иран не хочет, чтобы этот газ транспортировался через Турцию. Подавляющее большинство ракет, выпущенных Ираном 13 марта, попали вблизи энергетических центров, расположенных на севере Ирака.

В заключение отметим, что Турция продолжает уверенно выполнять роль энергетического и логистического «хаба», заполняя собой пространство другого субрегиона – Центральной Азии и Закавказья. При этом России ни в этом, ни в ряде других аналогичных энергетических проектов нет.  Анкара будет усиленно развивать связи с Казахстаном, используя русофобские настроения части его политической элиты и его недружественный нейтралитет по отношению к России в украинских событиях. В Закавказье Анкара продолжит сотрудничество с Баку и Тбилиси, а также дальнейшее давление на Армению с целью окончательно оторвать ее от России.

52.99MB | MySQL:103 | 0,581sec