О готовности Иордании к продовольственному кризису

Среди всех крупных ближневосточных нетто-импортеров продовольствия Иордания оказалась одной из наиболее подготовленных к угрозе глобального продовольственного кризиса вследствие угрозы прекращения поставок пшеницы и других стратегических видов продовольственного сырья из черноморского региона.

По крайней мере, судя по недавнему утверждению министра финансов Иордании, в стране накоплены стратегические резервы зерновых на период более 13 месяцев, что является весьма показательным на фоне остальных уязвимых с точки зрения импорта продовольствия стран региона, где таких запасов накоплено на 3-6 месяцев.

Это обстоятельство подкрепляется еще и другим важным фактором. Иордании удалось обезопасить свою экономику от нынешнего скачка цен на топливо благодаря заблаговременно заключенным долгосрочным контрактам на закупку топлива по уже фиксированным ценам.

Таким образом, первые прямые последствия украинского кризиса на местную экономику оказались нивелированы благодаря превентивным, упреждающим мерам иорданского правительства, которому к тому же удалось аккумулировать рекордные за последнее время валютные резервы на сумму более 17 млрд долларов.

Этот исходящий от официальных властей в Аммане оптимизм разделяется и международными экспертами. По оценке представителей Международного валютного фонда, Иордания лучше многих других оказалась готова к разразившемуся кризису и способна преодолеть угрозу возникновения массового голода и бедности в обозримой перспективе.

Также, объективности ради, зависимость Иордании от поставок пшеницы и другой продовольственной номенклатуры из России и Украине существенно ниже, чем во многих других странах. Только по импорту пшеницы доля черноморского регионе не превышает 20%, что позволяет местным властям в спокойном ритме переориентироваться на другие альтернативные ресурсы.

Однако несмотря на этот оптимизм, думается, что в более длительной перспективе и особенно в случае сохранения негативного сценария глобального экономического развития с разрушенными цепочками поставок продовольствия и подорванной мировой торговлей Амману неизбежно придется столкнуться с целым рядом серьезных вызовов.

В первую очередь, речь идет о подрыве перспектив экономического роста, который до начала украинского кризиса прогнозировался в Иордании на уровне 2.4% в 2022 году. Столь положительный прогноз для иорданской экономики был сформулирован не только как результат начавшегося выхода из пандемии коронавируса, но и впервые за последнее десятилетие. Сейчас в условиях угрозы глобального топливного, энергетического, продовольственного и финансового кризиса, особенно для развивающегося мира, прогноз экономического роста Иордании может быть существенно скорректирован, особенно с учетом роста инфляции.

Во-вторых, существенные риски для экономического развития Иордании могут возникнуть ввиду сильной финансовой зависимости Аммана от кредитных заимствований по линии МВФ, которые требуют беспрекословного выполнения соответствующих реформ и условий. В частности, выделенная фондом кредитная линии в размере 1.3 млрд долларов США на программу социальной поддержки и социальной защиты населения является недостаточной и не позволяет создавать адекватное количество новых рабочих мест. Среди иорданской молодежи уровень безработицы достигает 50% (при том, что общий показатель безработицы в стране составляет 25%), что является поводом для серьезного беспокойства и пока не имеет эффективного решения.

Следование требованиям МВФ также накладывает ограничения на маневрирование Аммана в плане наращивания субсидий на широкую и массовую поддержку как продовольственного обеспечения (через льготные или бесплатные схемы распределения хлеба), так и на субсидирование топлива. На сегодня такой механизм работает, позволяя властям оказывать адресную и целенаправленную социальную и продовольственную поддержку отдельным узким категориям наиболее нуждающихся. Однако в случае ухудшения продовольственной ситуации и в условиях высокого уровня безработицы Амману придется искать способы оказания более широкой поддержки различным слоям населения. В то же время, в отличие от Египта со 100-миллионным населением, в Иордании демографический фактор не является столь критичным, поэтому и решение продовольственной проблемы в целом реализуется достаточно эффективным способом. При этом порядка 6% населения страны составляют сирийские и палестинские беженцы, которым оказывается регулярная гуманитарная помощь, в том числе продовольственная, по линии профильных институтов ООН.

В-третьих, отсутствие собственных энергетических, агро-продовольственных или иных стратегических ресурсов исторически обусловили сильную финансовую зависимость Аммана от Вашингтона. В отличие от своих богатых соседей Иордания среди арабских стран находится, пожалуй, в наиболее уязвимом энергетическом положении и в случае эскалации долгосрочного и затяжного финансового, энергетического и продовольственного кризиса в мире будет вынуждена полагаться исключительно на помощь со стороны США, не имея свободы маневра. Отсутствие земельных и водных ресурсов не позволяет Иордании самостоятельно, cобственными силами обеспечить национальную продовольственную безопасность в долгосрочном периоде. Это означает, что рост глобальной инфляции, особенно рост цен на энергоресурсы, топливо и продовольственное сырье могут в перспективе стать серьезными угрозами на пути социально-экономического развития Иордании.

62.84MB | MySQL:102 | 0,515sec