Опыт становления и развития отношений между Узбекистаном и Ираном за прошедшие 30 лет

Коренные политические перемены планетарного масштаба, имевшие место на стыке XX-XXI веков вследствие распада Советского Союза и социалистической системы, обусловили активизацию деятельности различных внешнеполитических игроков, к числу которых, несомненно, относится и Исламская Республика Иран, на всем постсоветском пространстве, и, в частности, в  регионе Центральной Азии, Тегеран уже в начале 1991 года предпринял шаги по установлению прямых контактов с республиками Средней Азии бывшего СССР, что нашло свое отражение во встречах на высоком уровне между высокопоставленными представителями иранского руководства и лидерами Узбекистана[i].
В указанный период в Узбекистан прибыла правительственная делегация ИРИ во главе с ближайшим сподвижником покойного аятоллы Р. Хомейни аятоллой А.К.Мусави-Ардебили. Целью визита высокопоставленной иранской делегации было выяснение возможности налаживания непосредственных контактов между Узбекистаном и Ираном в дипломатической и других сферах взаимодействия. С начала 1990-х годов Узбекистан был воспринят руководством ИРИ как значимый геополитический объект, в чем не последнюю роль сыграли многовековые культурные и исторические связи сторон.

Реальностью было и то, что в Узбекистане, обретшем независимость, рассматривали сотрудничество с Ираном как возможность минимизировать ущерб, который был вызван коллапсом устоявшихся торгово-экономических связей в рамках бывшего Советского Союза. Уже на начальном этапе формирования своих внешнеполитических ориентиров и выстраивания приоритетов практической дипломатии  Узбекистан уделял существенное внимание развитию своих отношений с Ираном, игравшего одну из ведущих ролей в регионе Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива. Установление дипломатических отношений 10 мая 1992 г., государственные визиты глав двух государств – И.Каримова в Иран в ноябре 1992 г. и иранского президента А.А.Хашеми-Рафсанджани в Узбекистан в октябре 1993 г. — заложили основы последующего поступательного развития многостороннего сотрудничества и политического взаимодействия сторон. При этом соглашения о сотрудничестве в области экономики и торговли, связи и телекоммуникаций, воздушного транспорта, культуры и туризма, коммюнике о развитии взаимоотношений в различных сферах, которые были согласованы и подписаны во время первого визита Президента Республики Узбекистан в Тегеран, стали базовыми документами, практически определившими основные направления партнерских отношений двух государств. Как отмечает иранский эксперт М.Ферузи, «после визита И.Каримова отношения сотрудничества между странами развились быстрыми темпами, товарооборот в течение последующих восьми месяцев увеличился на 80%, в этот период в Узбекистане начали функционировать компании «Парс» и «Сепанд»[ii].

Последующие официальные визиты И.Каримова в ИРИ в 1996  и 2003 годах, в том числе в рамках саммитов Организации экономического сотрудничества (ECO),  а также президента Ирана С.М.Хатами в апреле 2002 года в Узбекистан во многом способствовали расширению связей между сторонами[iii], основные задачи которых заключались в  диверсификации сотрудничества в сферах экономики, торговли, науки, образования, медицины. При этом в Тегеране понимали, что на указанном этапе такие тактические приоритеты обеспечат ИРИ более весомый стратегический капитал, дадут возможность сформировать прочную и устойчивую базу для дальнейшего продвижения своих интересов в Узбекистане.

Анализ развития отношений между Ираном и Узбекистаном в 1990-е и 2000-е годы показывает, что торгово-экономическая сфера стала основой двустороннего сотрудничества. В тот период ИРИ вошла в первую десятку внешнеэкономических партнеров Узбекистана. Основу номенклатуры иранского экспорта в Узбекистан составили нефть, стройматериалы, автомашины с запчастями, медицинское оборудование и медикаменты, сухофрукты, соки. В узбекском экспорте в Иран преобладали хлопок-сырец, продукция текстильной промышленности, газ и пластмассовые изделия.

Наряду с этим в повестке дня встреч руководителей двух стран значились вопросы политического характера, исходя из особенностей развития ситуации в сфере региональной безопасности и стабильности. Так, в ходе визита И.Каримова в июне 2003 года в ИРИ между правительствами Узбекистана и Ирана были подписаны документы о торгово-экономических связях, торговых преференциях и сотрудничестве в области карантина растений. Между Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана и Банком развития экспорта Ирана было заключено кредитное соглашение. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан и Министерство безопасности ИРИ подписали Меморандум о сотрудничестве, также состоялся обмен ратификационными грамотами по соглашению об экстрадиции, подписанному в 2000 году. Поездка также была ознаменована тем, что с участием Председателя переходного правительства Афганистана Х.Карзая был обсужден проект строительства трансафганского коридора, в который были вовлечены Узбекистан, Афганистан, Иран, Исламский банк развития и Азиатский банк развития. Планировалось, что коридор соединит южный узбекский город Термез с Ираном через афганские города Мазари-Шариф и Герат. При этом узбекской стороной учитывалось, что маршрут будет иметь важное значение для Узбекистана, поскольку транспортная инфраструктура Ирана даст возможность выхода на новые рынки и поднимет на новый уровень торгово-экономические отношения между странами региона. По итогам переговоров главы трех государств подписали соглашение о международных транспортных коридорах[iv].

В указанный период развития двусторонних отношений в Узбекистане действовали 120 узбекско-иранских совместных предприятий, 20 из них были созданы со 100-процентным участием иранского капитала, приоритетными областями сотрудничества являлись  сферы транспортных коммуникаций, энергетики, текстильной промышленности и сельского хозяйства. Одновременно поддерживалось развитие взаимодействия в области безопасности, включавшие вопросы борьбы с наркотрафиком и организованной преступности.

Новая прагматическая и взвешенная внешняя политика Республики Узбекистан, инициированная и проводимая Президентом Ш.М.Мирзиёевым с конца 2016 года, в том числе на региональном уровне, способствовала  утверждению Узбекистана в качестве ведущего игрока Центральной Азии, оказывающего позитивное влияние на характер отношений стран Центральной и Южной Азии, а также Среднего Востока. Новые качественные изменения во внешней политике Узбекистана, главной целью которой стало создание пояса безопасности и внешних благоприятных условий для поступательного развития страны, посредством расширения равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и политических отношений с зарубежными странами, были своевременно замечены иранским истеблишментом и послужили толчком для активизации узбекско-иранских многосторонних отношений. В этом свою положительную роль также сыграла встреча главы Узбекистана Ш.Мирзиёева с президентом Ирана Х.Роухани, состоявшаяся в 2017 году в рамках саммита ОИС по науке и технологиям в Астане. Указанное дипломатическое событие вызвало к жизни серию обоюдных мероприятий, нацеленных на вывод двусторонних отношений на более высокий, практический уровень, где проблемы регионального характера, включая ситуацию в Афганистане, занимали не последнее место. Так, визит главы внешнеполитического ведомства Узбекистана А.Камилова в феврале 2018 года в Тегеран и его встречи с главой МИД ИРИ Дж.Зарифом и Президентом Х.Роухани позволили определить основные контуры сотрудничества двух стран на ближайшую и среднесрочную перспективу.

В октябре 2018 года во время пребывания в Тегеране делегации Узбекистана во главе с А.Камиловым был подписан ряд соглашений по сотрудничеству в сфере сельскохозяйственной и текстильной промышленности, а также положено начало обсуждению вопросов поставок из Ирана в Узбекистан нефти по железной дороге[v]. По утверждению вице-президента ИРИ по экономическим вопросам
М.Нахавандиана, в 2019 году товарооборот между двумя странами увеличился на 40%[vi].

Проведенные 25 июля 2020 года переговоры между заместителем премьер-министра Республики Узбекистан С.Умурзаковым и вице-президентом ИРИ М.Нахавандианом в формате видеоконференцсвязи были посвящены обсуждению актуальных вопросов сотрудничества в целях смягчения последствий пандемии на экономики двух стран, а также узбекско-иранского торгово-экономического, инвестиционного, финансово-технического и транспортно-логистического партнерства. В рамках беседы также были рассмотрены двусторонние торгово-экономические отношения, обозначен ряд предпосылок для наращивания объемов взаимной торговли, в частности, географическая близость двух стран и наличие развитой транспортной инфраструктуры.

Следует отметить, что в повестке дня встреч полномочных представителей Узбекистана и Ирана были и вопросы урегулирования афганского конфликта. Так, в ходе переговоров глав внешнеполитических ведомств двух стран Х.А.Абдоллахиана и А.Камилова, состоявшихся в октябре 2021 года в Тегеране, были обсуждены вопросы последних изменений в Афганистане, экономическое сотрудничество между Тегераном и Ташкентом в сферах транзитных перевозок, энергетики, а также взаимодействие по вопросам принятия ИРИ в ШОС[vii]. Известно, что участие сторон в восстановлении Афганистана после поражения талибов (2001 год) еще более сблизило позиции Ирана и Узбекистана, которые в последующем стали реализовывать на афганской территории совместные проекты.

Накопленные в предыдущие годы результаты совместной работы по наращиванию сотрудничества между ИРИ и Узбекистаном получили логическое продолжение в ходе дальнейших контактов глав государств и представителей правительств двух стран.

Этому значительно способствовала встреча Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева и президента ИРИ Э.Раиси, проведенная в рамках саммита ШОС в Душанбе 18 сентября 2021 года, в ходе которой новый президент Ирана подчеркнул целесообразность активизации деятельности совместной межправительственной комиссии, а также указал на то, что участие представителей частного сектора придаст необходимый импульс двустороннему сотрудничеству. В свою очередь Ш.Мирзиёев отметил, что сферу двусторонних политических отношений Ирана и Узбекистана отличает высокий уровень взаимопонимания. Обладая исторической и цивилизационной близостью, обе страны могут существенно повысить роль представителей соответствующих структур в расширении экономических и культурных связей[viii].

В ходе состоявшейся 21 февраля 2022 года встречи сопредседателей узбекско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству — заместителя премьер-министра Республики Узбекистан, министра инвестиций и внешней торговли С.Умурзакова и министра промышленности, рудников и торговли Исламской Республики Иран С.Р. Фатими Амина были рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой к подписанию проекта Соглашения о преференциальной торговле между Узбекистаном и Ираном, выработаны и согласованы взаимоприемлемые решения. Достигнута договоренность об ускорении работ по подписанию Меморандума
о взаимопонимании между таможенными ведомствами двух стран по обмену электронной информацией о перемещении товаров и транспортных средств между двумя странами[ix].

Ташкентом и Тегераном уделяется должное внимание и вопросам безопасности. Так, в ходе официального визита в Узбекистан в марте т.г. секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ А.Шамхани состоялось первое заседание Совместной комиссии двух стран по безопасности. Сторонами особо подчеркнута востребованность создания постоянного механизма консультаций между аппаратами Советов безопасности Узбекистана и Ирана для координации взаимодействия компетентных органов двух стран и своевременной выработки совместных решений по актуальным вопросам региональной безопасности и устойчивого развития, а также двусторонней повестки. Подписанный по итогам пребывания иранского гостя Протокол первого заседания узбекско-иран­ской Совместной комиссии по безопасности предусматривает конкретные меры по дальнейшему углублению и расширению сотрудничества двух стран в сфере обеспечения безопасности.

 

Заключение

Краткий анализ состояния и перспектив ирано-узбекских отношений
в контексте современных геополитических перемен вокруг Центральной Азии, включая нынешние реалии в Афганистане, указывает на целесообразность налаживания и поддержки эффективного всестороннего сотрудничества между Узбекистаном и Ираном — государствами, обладающими достаточным уровнем и потенциалом влияния на ход политических процессов в данном регионе. Ташкент и Тегеран имеют много общих черт и особенностей по реализации региональной политики благодаря многолетнему опыту сотрудничества в политической, торгово-экономической области, а также в сфере безопасности. Нацеленность Республики Узбекистан и ИРИ  на решение проблем, охватывающих не только двустороннюю повестку, но и актуальные вопросы регионального характера, а также твердая политическая воля руководителей двух государств создают прочные основы для выведения межгосударственных отношений на качественно более высокий уровень. Этому будет способствовать готовность сторон идти на обсуждение острых вопросов и поиск разумных компромиссов, что, в конечном итоге, будет служить общему делу обеспечения безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии и Ближнего Востока. Ожидаемый прием ИРИ в состав полноправных членов ШОС в ходе предстоящего в сентябре т.г. саммита Организации в Самарканде также создаст необходимые условия для более эффективного и разнопланового сотрудничества Тегерана и Ташкента по наиболее важным аспектам региональной политики.

Вместе с тем нельзя исключать, что в условиях сохранения напряженных отношений между ИРИ и США и их главного атрибута — санкционной политики Вашингтона, критическое отношение последнего к ядерной программе Тегерана способно и дальше оказывать негативное воздействие на попытки Ирана поддерживать активные и позитивные отношения с Узбекистаном, а также с остальными странами Центральной Азии.

При выстраивании дальнейших шагов в двусторонних отношениях Ташкенту и Тегерану придется учитывать особенности соперничества в регионе таких государств как Россия, США, Китай, Турция, что будет подталкивать ИРИ и Узбекистан действовать более гибко и осторожно, опираясь, прежде всего на свой политико-экономический и дипломатический потенциал, а также принимать во внимание  установившийся баланс сил и интересов различных игроков в регионе.

[i] Месамед В.И. Иран — Республика Узбекистан: трудный диалог. Ближний Восток и современность. Сборник статей (Выпуск 40). М., 2009.  С. 99-121.

[ii] مرتضی فیروزی نگاهی بر روابط ایران و ازبکستان در دوران اسلام کریم‌اف چهارشنبه 14 مهر 1395     https://tisri.org/?id=k1ffrlw9

[iii] http://www.uzbekembassy.ir/bilateral-relations.aspx.

[iv] Президент Узбекистана И.Каримов завершил официальный визит в Иран. — 19.06.2003. https://www.fergananews.com/articles/1739.

[v] What Did the Uzbek Foreign Minister’s Iran Visit Achieve? https://thediplomat.com/2018/02/what-did-the-uzbek-foreign-ministers-iran-visit-achieve/

[vi] https://www.irna.ir/news/435756.

[vii]  https://en.mfa.gov.ir/portal/newsview/656829/Iranian-Uzbek-FMs-discuss-bilateral-ties-Afghanistan.

[viii] https://www.mehrnews.com/news/5363042  ۷ آذر ۱۴۰۰،‏ ۱۸:۲

[ix] https://kun.uz/ru/news/2022/02/21/uzbekistan-i-iran-podpishut-soglasheniye-o-preferensialnoy-torgovle. 21.02.2022.

 

53.67MB | MySQL:103 | 0,599sec