О факторах, влияющих на позицию Турции по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО

Турция заявила, что Швеция и Финляндия должны предоставить гарантии безопасности от Рабочей партии Курдистана (РПК) и отменить все эмбарго на поставки оружия, введенные против Анкары, прежде чем она сможет поддержать их заявки на членство в НАТО. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара добивается прогресса с Финляндией по этому вопросу, но Швеция продолжает вести себя «провокационно», и что Турция «будет удовлетворена» только после получения гарантий безопасности. Турция также попросила обе страны выдать подозреваемых членов РПК. Чавушоглу сказал, что поделился фотографиями и документами со шведскими властями, которые показывают, что РПК свободно действует в Швеции. «Мы сказали им, что не можем быть удовлетворены уже существующим заявлением Швеции о том, что РПК находится в их террористическом списке. Они сказали нам, что придумают новый план. То, что нужно сделать, ясно. Они должны прекратить разрешать выходам, деятельности, организациям, отдельным лицам и другим видам присутствия РПК … существовать в этих странах», — заявил Чавушоглу после встречи министров иностранных дел Швеции и Финляндии в Берлине на прошлой неделе.  Турецкие официальные лица считают, что Финляндия ближе к заключению сделки с Турцией по РПК, чем Швеция. «Они более отзывчивы и конструктивны», — сказал Чавушоглу.    Министерство юстиции Турции 15 мая заявило, что Анкара запросила экстрадицию шести предполагаемых членов РПК из Финляндии и 11 предполагаемых членов РПК из Швеции. Ответа пока не поступало.  В лучшем случае их попросят просто уехать из стран нынешнего пребывания. Правительство Швеции заявило, что в ближайшие дни направит делегацию в Турцию для обсуждения этого вопроса. «Посмотрим, какие гарантии безопасности они придумают», — сказал Чавушоглу. Турция также хочет, чтобы все запреты на экспорт оружия из Финляндии и Швеции были сняты до вступления в НАТО. Обе страны ввели эмбарго на ВТС с Турцией после вторжения последней в 2019 году в Северную Сирию против сирийского филиала РПК, «Сил народной самообороны» (СНС).

В этой связи отметим, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон провели 20 мая телефонные переговоры, сообщили журналистам в канцелярии турецкого лидера.  «В ходе переговоров обсуждались региональные события, в том числе отношения Турции и Великобритании, просьба Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО, а также война между Украиной и Россией», — отметили в канцелярии. В этой связи, некоторые источники в британской армии утверждают,  что позицию Эрдогана по торговле за членство в НАТО Финляндии и Швеции негласно поддерживает Б,Джонсон. Речь идет именно о торговле, а не о принципиальном решении Анкары. Британский премьер-министр решает свои задачи.

  1. Он таким образом убирает в тень министр иностранных дел Лиз Трасс, которая была главным инициатором этого вступления и тянула «одеяло на себя» в этом вопросе перед США, имея в виду свое потенциальное премьерство. Джонсон и Трасс сильно разругались, кстати.  Джонсон мнит себя «вторым Черчиллем» и хочет играть ведущую и главное позитивную роль в этом вопросе. Затяжка и его участие «в уговорах» Эрдогана дает ему козырь в глазах Вашингтона. Интересно после этих переговоров проследит трансформацию линию поведения Эрдогана в этом вопросе, а она однозначно будет смягчаться, поскольку классика «восточного торга» предусматривает максимальное завышение цены на первом этапе.
  2. Борис Джонсон хочет снять с Турции эмбарго на поставки вооружения и военной техники (ВВТ), в интересах британского ВПК в обмен на его поддержку.  Кстати, как раз накануне нынешнего телефонного разговора пришли новости о том, что  Великобритания сняла запрет на экспорт продукции оборонной промышленности в Турцию, о чем сообщил 20 мая глава турецкого Управления оборонной промышленности Исмаил Демир.«Введенные Великобританией ограничения в отношении экспорта оборонной продукции отменены», — приводит слова чиновника телеканал ТРТ.
    Ранее сообщалось, что Великобритания в 2019 году приостановила выдачу Турции лицензий на экспорт ВВТ, которое может использоваться в операциях в Сирии против  курдских отрядов СНС, которые по факту являются теми же сторонниками РПК, но поддерживаются США. Это является еще одним косвенном свидетельством участия Б.Джонсона  во всей этой истории.

В этой связи напомним, что правительство Великобритании в декабре объявило, что отменило приостановку экспорта ВВТ в Турцию, но добавило, что все существующие и новые заявки на экспорт и торговлю лицензиями для Турции будут оцениваться в каждом конкретном случае в соответствии с «стратегическими критериями лицензирования экспорта». Высокопоставленный турецкий чиновник заявил, что, несмотря на декабрьское заявление, существуют лицензии на экспорт ВВТ для некоторых наименований, которые ожидают одобрения британского правительства, и на практике ограничения продолжались. «Однако на сегодняшний день все ограничения сняты, и ни один запрос на получение лицензии на оборонную статью не ожидает подтверждения», — указали дипломатические источники в Турции.  Анкара и Лондон имеют тесные оборонные отношения из-за партнерства с НАТО, но есть и промышленное сотрудничество. Ожидается, что британский производитель двигателей Rolls-Royce и его местный турецкий  партнер Kale поставят двигатель для первого национального истребителя Анкары TF-X. Британская BAE Systems также тесно сотрудничает с Turkish Aerospace Industries (TAI) в разработке самолета, включая его стелс-технологию. Проект стал чрезвычайно важным для турецких военных, поскольку Турция была исключена из американской программы истребителей пятого поколения F-35  после покупки российских ракетных систем С-400. Теперь Анкаре нужен проект TF-X, чтобы успешно заменить стареющий и менее технически продвинутый авиапарк своих ВВС.  Правительство Великобритании также, как сообщается, выразило интерес к турецким вооруженным беспилотникам, таким как Bayraktar TB2, который применялся против российского вооружения в Сирии, Ливии, Азербайджане и в последнее время на Украине. В прошлом году министр промышленности Турции Мустафа Варанк заявил журналистам, что Анкара представила правительству Великобритании набор вариантов поставок вооруженных беспилотников. Несколько источников сообщили также, что Лондон также заинтересован в аренде вооруженных беспилотников, а не в их покупке. Это, кстати, свидетельствует о том, что британцы хотят по этой схеме снабжать ими Украину. Недавняя поставка Анкарой Bayraktar TB2 Киеву, побудила европейские и канадские правительства пересмотреть свои ограничения на поставки ВВТ Турции, поскольку некоторые компоненты беспилотника поставляются западными производителями. Повторим, что президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно пригрозил заблокировать заявку Финляндии и Швеции на вступление в НАТО в том числе из-за  ограничений на экспорт ВВТ, наложенных на Турцию.

52.19MB | MySQL:103 | 0,464sec