Об успехах турецкого военного судостроения в первой половине 2022 года

Турция, ставшая одной из немногих стран, способных строить собственные надводные боевые корабли, продолжает наращивать свою военно-морскую мощь.  Президент Р.Т.Эрдоган, объявив об успешном завершении морских учений Mavi Vatan – 2022 («Голубая Родина – 2022») по координации в Черном и Эгейском морях, а также в Восточном Средиземноморье, отметил, что «с построенными нами кораблями, подводными лодками и системами вооружения мы будем продолжать работу до тех пор, пока не станем самой мощной армией региона». При этом президент Турции оставил без ответа вопрос, какой конкретно регион имелся в виду. Возможно, лидер Турции (или его окружение) переосмыслил труды американского геополитика А.Т.Мэхэна, утверждавшего, что успех в вооруженном противостоянии кроется в борьбе за господство на море.

Несмотря на работу в условиях кризиса, вызванного последствиями COVID-19 и началом специальной военной операции ВС РФ на территории Украины, турецкие оборонщики, в целом, в плановом порядке продолжили работу в первой половине 2022 года по реализации государственного оборонного заказа в интересах ВМС Турции. Представляется возможным утверждать, что 14 января в состав турецкого флота вошел первый разведывательный корабль TCG Ufuk (A-591), построенный по проекту корветов класса Ada национальной постройки. Планируется, что возможности корабля будут задействованы в интересах Национальной разведывательной организацией Турции (тур. Milli İstihbarat Teşkilatı, MİT) для решения задач сбора и обработки разведывательной информации. Генеральным подрядчиком проекта TCG Ufuk, официально заявленного как «испытательное и учебное судно», в 2016 году стала компания Savunma Teknolojileri Mühendislik (STM). Строительство корабля началось в 2017 году, но из-за пандемии COVID-19 официальная церемония ввода в эксплуатацию несколько раз переносилась. При общей длине 99,5 метра, максимальной ширине 14,4 метра, экипажем 110 человек, водоизмещении 2400 тонн и осадке 3,6 метра корабль типа Ufuk способен принято на палубе вертолет весом около 10 тонн и находиться в открытом море 45 суток без перерыва в различных климатических и морских условиях.

27 февраля на турецкой судостроительной верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле (южная окраина азиатской части Стамбула) была осуществлена перебуксировка практически законченного там турецкого универсального десантного корабля (УДК)  Anadolu (проект L-400) в преддверии его выхода на заводские ходовые испытания. 4 марта на Anadolu был поднят турецкий военный флаг, а первый выход корабля в море на испытания выполнен 7 марта. Исходя из тактико-технических требований, надводный корабль способен нести четыре танко-десантных катера типа LCM, два десантных катера типа LCVP и 27 амфибийных гусеничных бронетранспортеров AAV.

Получили развитие и НИОКР в области турецкой палубной авиации. В новом проморолике Управления оборонной промышленности (SSB) Турецкой Республики, посвященном целям и задачам турецкой оборонной промышленности в 2022 году, продемонстрирован первый турецкий УДК L-400 Anadolu с 36 разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами палубного базирования Bayraktar TB3 на палубе. Содержание ролика позволяет сделать вывод о стремлении командования ВМС Турции разместить на УДК три эскадрильи БПЛА для решения задач разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов о противнику. В части касающейся дальнейшего развития палубной авиации для турецкого УДК компания Baykar Makina также провела презентацию прототипа нового ударного БПЛА Kızılelma, полеты которого запланированы на 2023 год. Дрон сможет взлетать и приземляться на десантный корабль Турции Anadolu в автоматическом режиме. В ноябре 2021 года Baykar заказала у украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» реактивные двигатели АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ для Kızılelma. Заявленные технические характеристики: максимальная скорость — 800 км/ч, грузоподъемность – 1500 кг.

20 мая в порту города Карачи (Пакистан) состоялся спуск на воду третьего корвета BADR (бортовой номер 281) турецкого проекта MILGEM (типа Ada) для ВМС Пакистана. Программа MILGEM стартовала 11 марта 2019 года и включает строительство четырех кораблей, двух – на Стамбульской верфи и двух – на пакистанском предприятии Karachi Shipyard  Engineering Works. Заявленные следующие сроки поставок надводных кораблей: август 2023 года, февраль 2024 года, август 2024 года и февраль 2025 года соответственно. Надводные корабли данного типа предназначены для борьбы с подводными лодками противника и патрулирования территориальных вод.

Представляется возможным рассмотреть планы турецкой обороной промышленности на текущий год по развитию ВМС страны:

– модернизация системы запуска/обеспечения безопасности беспилотных летательных аппаратов на универсальном десантном корабле (УДК) Anadolu (после отказа США от поставок Анкаре истребителей F-35, было принято решение переоборудовать корабль для использования БПЛА Bayraktar TB3);

– подписание контракта на строительство трех фрегатов в рамках программы MILGEM;

– спуск на воду второй подводной лодки типа 214TN REIS (TCG Hizir Reis). При этом подтверждение ранее объявленных планов о постановке в 2022 году на вооружение первой подлодки данного класса (TCG Piri Reis) пока отсутствует;

– начало строительства ракетных катеров FAC-55 STM;

– поставка двух патрульных/противолодочных самолетов ATR-72;

– поставка первой боевой машины десанта (Marine Assault Vehicle) ZAHA, которая будет использоваться на УДК Anadolu;

– первый полет БПЛА Bayraktar TB3, который в перспективе может быть вооружен  высокоточными боеприпасами семейства MAM, ракетами L-UMTAS и CIRIT, а также различными управляемыми бомбами;

– продолжение работы над различными надводными беспилотными системами, в том числе NB57 ASW и RD09 ASuW USV;

– постановка на вооружение противокорабельной ракеты Atmaca.

В заключение отметим, что наиболее перспективными турецкими проектами в сфере военного кораблестроения являются корветы проекта MILGEM и универсальный десантный корабль Anadolu. Предполагается, что уже в перспективе до 2025 года турецкие инженеры и кораблестроители не только существенно нарастят свои компетенции для производства различных типов изделий в интересах надводного корабельного состава, но и будут способны разрабатывать надводные беспилотные системы с элементами искусственного интеллекта.

52.18MB | MySQL:103 | 0,535sec