На фоне роста напряженности между Афганстаном и Катаром талибы передают ОАЭ управление аэропортами

После нескольких месяцев переговоров между талибами, Катаром и Турцией по управлению аэропортами Афганистана ОАЭ было выбрано Кабулом в качестве предпочтительного партнера, что, по оценке местных экспертов,  сигнализирует о напряженности между «Талибаном» и Дохой. 24 мая Афганистан объявил, что ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании с Исламским Эмиратом Афганистан, возглавляемым талибами, который позволит ОАЭ управлять тремя аэропортами. Абдул Гани Барадар, заместитель премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам, присутствовал на подписании соглашения, в результате которого консорциум GAAC / G42, базирующийся в ОАЭ, возьмет на себя ответственность за работу наземных служб в международных аэропортах в Кабуле, Герате и Кандагаре. Выступая на мероприятии, Барадар сказал, что соглашение проложит путь для всех международных авиакомпаний, чтобы вернуться в Афганистан. Turkish Airlines, Emirates, flydubai и перевозчики из Индии приостановили полеты в страну вскоре после вывода всех международных сил в конце августа 2021 года. Объявление стало неожиданностью не только из-за продолжающихся переговоров Кабула на эту тему с Дохой и Анкарой, которые, казалось, двигались в темпе stop-start в течение последних восьми месяцев, но и потому, что немногие наблюдатели ожидали, что визит Барадара в ОАЭ на прошлой неделе приведет к такому итогу. Находясь в Эмиратах, Барадар взял за правило посещать афганских предпринимателей, базирующихся в стране, и умолял их инвестировать в свою родину, которая сталкивается с серьезными экономическими препятствиями из-за того, что Вашингтон удерживает миллиарды в активах Центрального банка Афганистана и сокращает помощь и инвестиции после того, как талибы вернулись к власти 15 августа прошлого года. «К счастью, с появлением исламского эмирата в Афганистане коррупция закончилась, и у всех есть возможность работать», — сказал Барадар во время встречи с афганскими торговцами и бизнесменами в ОАЭ. Его заявление было связано с многолетними обвинениями в коррупции, мошенничестве и отсутствии прозрачности в бывшем поддерживаемом западом правительстве Кабула. В 2021 году тогдашнее афганское правительство было поставлено  Международным монитором прозрачности на 174 из 180 стран. «Мы несем ответственность за создание безопасного пространства для вас и вашего бизнеса и за восстановление этой страны вместе», — сказал Барадар предпринимателям.  Во время своих встреч с потенциальными инвесторами Барадар специально поднял вопрос о том, чтобы ОАЭ взяли на себя управление аэропортами Афганистана, но это заявление в значительной степени не попало в новости во время его поездки. Соглашение было подписано в течение нескольких дней после его возвращения в Кабул. Соглашение, подписанное на этой неделе — не первый случай, когда GAAC / G42 взял на себя эту роль в Афганистане. В 2020 году группа подписала аналогичное соглашение с предыдущим правительством. Но когда Ашраф Гани и его правительство скрылись, а международные силы ушли, аэропорт Кабула в основном остался без управления. В сентябре прошлого года, когда афганские перевозчики возобновили свои собственные операции в стране, катарцы взяли на себя ответственность за безопасность аэропорта. Катарцы также помогли отремонтировать помещения аэропорта, включая международный терминал, который был сильно поврежден.   Специфика сделки в ОАЭ до сих пор неизвестна, но прошлой осенью катарские источники сообщили, что уже были признаки напряженности между Дохой и талибами. Источник в Катаре заявил, что талибы категорически против того, чтобы катарские силы безопасности носили какую-либо военную форму. Поэтому, когда катарская безопасность сопровождала эвакуированных в аэропорт Кабула прошлым летом, они надели черные рубашки поло и брюки-карго. Единственным доказательством их связей с катарскими силами были маленькие фиолетовые и белые нашивки флага на их пуленепробиваемых жилетах. При этом местные источники завили практически солидарно, что катарцы эффективно контролировали и организовывали работу внутри аэропорта, в то время как единственная роль талибов заключалась в охране главного входа в комплекс. Вся остальная часть процесса вылетов из Афганистана была под контролем катарцев, которые сопровождали пассажиров на летное поле и охраняли самолеты Qatar Airways до их взлета.  Несмотря на это тесное и успешное сотрудничество во время эвакуаций прошлым летом, долгосрочная договоренность не могла быть достигнута. Источник в Катаре указал, что талибы не выполнили просьбы Дохи об обеспечении безопасности за пределами аэропорта и обеспечении безопасного прибытия пассажиров внутрь комплекса. «У нас были определенные условия, и они просто не слушали. Безопасность — это не просто сканеры и  досмотр людей», — сказал источник. В отношениях между Кабулом и Дохой уже несколько месяцев наблюдаются признаки напряженности. Доха несколько раз призывала талибов к снятию введенных ограничений для  женщин и девочек-подростков, с точки зрения их работы и учебы.  Катар поддерживает отношения с талибами по крайней мере с 2011 года, когда по приказу бывшего президента США Барака Обамы и его афганского коллеги Хамида Карзая Доха была выбрана в качестве места расположения офиса талибов, которому поручено вести переговоры о мире между группой и правительством, поддерживаемым Западом. Эти отношения, казалось, укрепились в ноябре, когда Доха была названа главным дипломатическим представителем Вашингтона в Афганистане, управляемом талибами. Несмотря на это, их региональным конкурентам в Абу-Даби удалось опередить их в соглашении об облуживании  аэропортов с талибами. Анкара тоже, похоже, проиграла в этой сделке. Хотя Турция также активно участвовала в переговорах по управлению аэропортами, правительство жаловалось, что отсутствие «инклюзивного» правительства в Афганистане препятствует отношениям Турции с талибами. При этом Турция является одной из немногих стран, которая возобновляет депортацию афганских беженцев, причем рейсы перевозят сотни афганцев обратно в страну каждую неделю. Эта практика привела к тому, что афганские владельцы бизнесов и группы по защите прав беженцев в Стамбуле и Анкаре обвинили Турцию в «неофициально официальных» отношениях с Исламским Эмиратом Афганистан.

52.62MB | MySQL:103 | 0,412sec