О потенциале стран Ближнего Востока и Северной Африки в замещении российских поставок газа в Европу

В последние недели на фоне украинского конфликта и объявленной России со стороны западных стран санкционной войны в экспертном сообществе немало рассуждений на тему перспектив глобального газового рынка в случае введения европейскими странами эмбарго на поставки российского газа.

В этом контексте, с учетом объективных факторов экономической целесообразности и физической доступности необходимых объемов газа, эксперты единодушны во мнении, что реальных предпосылок для полного замещения странами Евросоюза российского природного газа поставками из других регионов сегодня нет.

При этом, несмотря на активную лоббистскую позицию США по продвижению своего сниженного газа ближневосточный регион считается наиболее перспективным кандидатом на частичную компенсацию дефицита на европейском газовом рынке в случае отказа от российских поставок.

Это означает, что в среднесрочной перспективе 2022-2024 гг. следует ожидать новой динамики на газовых рынках ближневосточных стран. При этом именно фактор экономической целесообразности в данном контексте будет играть ключевую роль. С одной стороны, ближневосточные производители газа будут стремиться сдерживать наращивание добычи и экспорта, стремясь извлекать наибольшую выгоду в результате максимизации цен, которые и так бьют сегодня исторические рекорды на рынках. С другой стороны, предлагаемые ближневосточными странами поставки сжиженного газа будут на порядок дороже по себестоимости, и никак не смогут конкурировать с дешевым трубопроводным газом из России. Более того, для налаживания поставок сжиженного газа в требуемых Европе объемах необходимы капитальные инвестиции в расширение и модернизацию инфраструктуры газовых терминалов, что тоже отразится на ценообразовании. Предстоит также определить, за чей счет будет осуществляться модернизация этих терминалов.

Тем не менее, даже несмотря на имеющиеся экономические барьеры, ближневосточные газовые компании будут естественно стремиться на европейский рынок для завоевания перспективных ниш, видя в этом важную стратегическую и маркетинговую задачу и возможность реализации своих конкурентных преимуществ.

С апреля с. г. наблюдается прямое и открытое лоббирование со стороны ближневосточных поставщиков газа на предмет увеличения квот поставок в Европу из этой группы стран, в первую очередь дорогостоящего сжиженного газа. В настоящее время Европейский союз, Великобритания и Турция в совокупности импортируют из стран Ближнего Востока и Северной Африки в среднем 60-70 тонн газа в год, при том что 60% этого объема составляет доля сжиженного газа, а 40% поставляется по трубопроводам, в частности из Ливии и Алжира соответственно в Италию и Испанию.

При этом, по совокупным объемам и возможности их наращивания, маневры ближневосточных стран сильно ограничены. Например, в случае резкого прекращения поставок газа из России в Европу, поставщики из региона не смогут предложить такие объемы на замещение. При таком сценарии страны Ближнего Востока и Северной Африки в совокупности смогут обеспечить европейские потребности лишь на 10-15% из требуемых 112 млн тонн, ежегодно поставляемых Россией. Отметим также, что 91% российского газа поставлялся по трубопроводам по очень привлекательным ценам, конкурировать с которыми ближневосточные страны не в состоянии.

Суть также в том, что страны Ближнего Востока, конечно, видят перспективу в расширении своей доли на европейском рынке, но при этом и сами не сильно заинтересованы в кардинальной сломке существующей системы и массовой переориентации своих поставок на Европу за счет потери позиций в более перспективной и стабильной Азии. Многие крупные производители сжиженного газа из ближневосточного региона уже имеют налаженные и эффективные логистические цепочки поставок в азиатские страны, прежде всего Китай и Японию. Речь в первую очередь идет о Катаре, который является лидером в регионе и производит ежегодно 45% всего сжиженного газа (77 млн тонн, а также об Алжире (доля в производстве в регионе – 15%), Египте (7%) и Омане (6%). В совокупности, доля стран этого региона в мировом экспорте сжиженного газа составляет 36%.

При этом с учетом диверсификации продаж, по итогам прошлого года в Европу было поставлено менее трети всего производимого сжиженного газа, а большая доля поставок все-таки приходится на азиатские рынка. Катар как лидер по поставкам, экспортирует в Азию 72% производимого газа, Египет – 65%. Со снятием ограничительных коронавирусных мер китайская экономика начинает восстанавливаться, и спрос на местном рынке на поставки сжиженного газа будет только расти.

Таким образом, в краткосрочной перспективе (2022 г.) страны ближневосточного региона способы обеспечить покрытие лишь 15% российского газового экспорта в Европу. При том, что с точки зрения экономической целесообразности, предлагаемый преимущественно сжиженный газ будет менее конкурентоспособным, чем российский. В более долгосрочной перспективе, по мнению ряда экспертов, страны региона, особенно Катар, Алжир, Египет и ОАЭ способны нарастить объемы экспорта, в том числе за счет инвестирования в современные терминалы для сжиженного газа. В то же время, присущая региону политическая турбулентность, и грозящий многим странам энергетический, финансовый и продовольственный кризисы могут свести эти усилия на нет. Например, длительный вооруженный и гуманитарный кризис в Йемене свел на нет эксплуатацию терминала Балхаф, из-за чего ежегодно недопоставляется 5-7 млн тонн газа. Вопрос непростых взаимоотношений Алжира и Ливии с бывшими метрополиями европейского континента также ставит под угрозу стабильность и надежность поставок по трубопроводам. В 2021 году из-за политических разногласий с Марокко по статусу Западной Сахары, Алжир приостановил поставки газа по трубопроводу через территорию Марокко в союзническую марокканцам Испанию.

Резюмируя, в ближайшей перспективе целый ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки, особенно Катар, Ливия, Алжир и Египет, могут получить конкурентные преимущества по расширению поставок сжиженного природного газа в Европу. При этом, страны эти будут действовать достаточно осторожно и сбалансировано, чтобы не потерять свои устоявшиеся рыночные позиции в других регионах, особенно в Азии. Одновременно, сдерживать газовую экспансию ближневосточных стран на европейский газовый рынок по меньшей мере в 2022-2023 гг. будут объективные факторы, включая ограниченность объемов производства и предложения и высокую себестоимость продукции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,467sec