О попытке Багдада взять под контроль нефтяные и газовые доходы Иракского Курдистана

Ирак предпринял новую попытку контролировать доходы от автономного Иракского Курдистан, попросив нефтяные и газовые компании, работающие там, подписать новые контракты с государственной компанией SOMO, а не с Региональным правительством Курдистана (KRG), сообщает Reuters. Министр нефти Ихсан Исмаил 7 мая заявил, что Министерство нефти Ирака начнет реализацию февральского решения федерального суда, которое считает правовые основы нефтегазового сектора Иракского Курдистана неконституционными. Текст письма показывает, что Министерство нефти назначило международную юридическую фирму Cleary Gottlieb Steen and Hamilton с целью «начать обсуждения с заинтересованными фирмами, чтобы привести свои операции в соответствие с применимым иракским законодательством». Реализация решения суда «потребует изменений в контрактном режиме» для компаний, говорится в письме. Другие компании получили письмо непосредственно от министра нефти, заявил  один правительственный  источник. KRG ранее неоднократно отклоняло это решение федерального суда. Письма компаниям, которые были отправлены 8 мая, знаменуют собой первый прямой контакт между Министерством нефти Ирака и нефтяными компаниями, работающими в Иракском Курдистане. Этот шаг следует за годами попыток федерального правительства взять доходы KRG под свой контроль, включая решения местных судов и угрозы международного арбитража. Последствия последнего шага не совсем ясны, поскольку более семи месяцев после выборов в Ираке формирование правительства все еще продолжается. Юрисконсульт Министерства нефти Ирака, который говорил на условиях анонимности, сообщил, что совместный правительственный комитет, включающий представителей Министерства нефти, включая министра, Национальную нефтяную компанию Ирака (Inoc), а также Федеральный совет высшего аудита (FBSA), проведет обзор контрактов. Цель состоит в том, чтобы в конечном итоге вынудить компании подписать контракты с центральным правительством, а не с KRG, добавил он. Иностранные нефтяные компании, присутствующие в Иракском  Курдистане, включая Genel Energy, Chevron и Gulf Keystone, а также юридичесая компания Cleary Gottlieb отказались от комментариев.  Министерство нефти еще не получило ответов от соответствующих компаний и может принять дальнейшие юридические меры в случае отсутствия ответа, дал понять один чиновник Министерства нефти, не вдаваясь в подробности. При этом ряд источников в иностранных компаниях дали понять, что «они вряд ли будут напрямую взаимодействовать с Багдадом без координации с Эрбилем». Местные эксперты отмечают, что новые и настойчивые попытки Багдада реализовать постановление могут усугубить и без того чреватую напряженность в отношениях с Эрбилем. Иракская государственная компания North Oil (NOC) заявила на прошлой неделе, что силы KRG взяли под контроль некоторые нефтяные скважины в спорном районе Киркука, но Эрбиль опроверг это утверждение, заявив, что оно было предназначено для создания хаоса. 12 мая NOC опубликовал анализ, в котором подробно описывалось, что контракты KRG о разделе продукции являются финансово более невыгодными как для правительства, так и для иностранных нефтяных компаний, чем собственные контракты федерального Ирака на техническое обслуживание. На этом фоне Ирак изо всех сил пытается привлечь крупные новые инвестиции в свою федеральную энергетическую отрасль с момента подписания множества сделок после вторжения США более десяти лет назад. При этом львиная доля этих компаний уже ушла с иракского рынка  из-за плохой отдачи. Ихсан Исмаил на прошлой неделе заявил, что Ирак теперь планирует увеличить свои производственные мощности по добыче нефти примерно с 5 млн баррелей в сутки до 6 млн баррелей в сутки к концу 2027 года, что является резким понижением уровня по сравнению с предыдущей целью в 8 млн баррелей в сутки к этому году.

Новый нюанс всей этой борьбе между Багдадом и Эрбилем придают и некие проекты по началу поставок природного газа из KRG в ЕС.  И в данном контексте решение иракского суда, направленное на лишение автономного региона его энергетического сектора, может внести в эти проекты не только серьезные коррективы, но и вообще поставить на повестку дня вопрос об   упразднении KRG, поскольку оно не обладает объединенными военными, разведывательными и охранными службами и  платит федеральным силам, чтобы держать различные силы региона под контролем. Багдад помимо армии на своей стороне имеет конституцию и через решение суда может теоретически отодвинуть границы KRG дальше на север. Но пока работают только финансовые рычаги. В течение последних восьми лет Багдад ввел финансовое эмбарго на Иракский Курдистан. 1,3 млн сотрудников KRG, большинство работающего населения, имеют недостаточную заработную плату в результате длительной борьбы за курдскую политику в Ираке. В 2014 году Эрбиль выбрал независимый экспорт нефти через Турцию, но это не облегчило его проблемы. Нефть продавалась со значительной скидкой, и Эрбиль заплатил солидную плату за транзит через Турцию. Однако он мог выплачивать только часть заработной платы сотрудников, что вызвало протесты по всему региону и вызвало серьезные вопросы о легитимности KRG. Некоторые протестующие даже хотели вернуться к эпохе Саддама Хусейна. Затем премьер-министр KRG Масрур Барзани заявил, что он больше не хочет денег Багдада и в его планах замена российского и иранского экспорта нефти в Европу. Иран ответил, выпустив 12 баллистических ракет по Эрбилю, разрушив виллу курдского нефтяного магната Бин База, который владеет нефтяной компанией Kar, которая планировала участвовать в этом проекте. Как полагают турецкие эксперты, теоретически из-за своей непосредственной близости Иракский Курдистана может быть важен для Европы, которая хочет отказаться  от российских углеводородов, особенно учитывая, что другие поставщики ненадежны в данный момент. Доход от этого даст KRG то, что ему нужно: пополнить свою казну и принять более курдскую внешнюю политику, независимую от Багдада.  14 мая иракская государственная Северная нефтяная компания (NOC) объявила что она подала в суд на Эрбиль, который развернул свои силы безопасности на нефтяных месторождениях Хор Мор, Хурмала, Авана и Сафия, которые управлялись  NOC до 2008 года.  К тому же Эрбиль нарушил квоту ОПЕК, выделенную Ираку, что дает Багдаду еще одну причину для того, чтобы оправдать соответствующее решение суда. Дело будет рассматривать Мидхат Мухаммед, который  был верховным судьей Ирака с 2005 года и является близким другом бывшего премьер-министра Нури аль-Малики и лидеров, которые выступают против независимого курдского управления энергетическим сектором региона. Статья 110 конституции Ирака 2005 года, состоящая из девяти пунктов, предоставляет Багдаду исключительные права на подписание и ратификацию соглашений и управление ресурсами. Мухаммед имеет свободу интерпретировать статью в пользу Багдада KRG развивает свой нефтегазовый сектор независимо от Багдада на основе закона 2007 года и разделил свои доходы от энергетики, экспортируя сырую нефть через Турцию в 2014 году. Региональное правительство назвало претензии NOC «необоснованными» и поставило под сомнение законность ее деятельности в Хурмале в предыдущие годы. Нефтяные месторождения Хурмала и Хор Мор являются основой производства энергии в регионе и его основным источником дохода. Месторождения составляют 42% запасов Иракского Курдистана и на них добывают лучший газ и нефть. Хор Мор считается одним из самых важных месторождений природного газа в мире, добывая более 7 млрд куб. м газа в год. Оно управляется Dana Gas, базирующейся в  KRG компанией,  руководство которой имеет обширные связи с руководством  ДПК. Месторождение Хор Мор управляется исключительно курдами. KRG планирует экспортировать газ именно от этих двух нефтяных месторождений. Хор Мор находится в Сулеймании, а Хурмала — в Эрбиле, что делает его юрисдикцией KRG. Иракские ополченцы осадили Хурмалу в октябре прошлого года, но не взяли под свой контроль, так как это привело бы к вооруженному столкновению между курдскими силами безопасности и ополченцами. За силы безопасности в Эрбиле отвечают ДПК, в то время как силы безопасности в Сулеймании связаны с Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). Арам Хаджи, конституционный эксперт, полагает, что Багдад может управлять этими областями в соответствии с федеральной конституцией, что делает это возможной горячей точкой, что может закончиться ликвидацией KRG. Лидер ПСК Бафель Талабани контролирует силы безопасности мухафаз Сулеймани и Халабджа, где находится большинство нефтяных и газовых месторождений KRG. Он возражает против экспорта природного газа в Европу.  Талабани сослался на опыт региона в рамках проведения независимой нефтяной политики, где ДПК стала самой богатой партией за счет этих ресурсов, в то время как население пострадало, поскольку началась инфляция, рост цен и снизилась заработная плата. Отдельная энергетическая политика Иракского Курдистана увеличила цены на энергоносители почти в три раза по сравнению с соседними иракскими мухафазами.  Иракский Курдистан как конфедерация между ДПК и ПСК находится под угрозой из-за сильных  разногласий между ними.   Споры по поводу должности президента Ирака приблизили две курдские партии к сценарию фактического упразднения KRG и созданию независимых администраций. Напряженность между ПСК и ДПК является главным препятствием для формирования следующего правительства Ирака. Сроки решения суда совпадают с этой патовой ситуацией в Багдаде. ДПК, ключевой союзник Муктады ас-Садра, нацелена на победу на президентских выборах в Ираке и формирование правительства большинства, что серьезно угрожает интересам Тегерана.  Таким образом, решение может также обязать ДПК пересмотреть свою позицию, поскольку без ДПК ас-Садр не сможет реализовать свои планы.

Большинство нефтяных государств имеют только одну национальную нефтяную компанию, в то время как в Иракском Курдистане есть несколько нефтяных компаний, принадлежащих двум правящим партиям.

Таким образом, Багдад будет иметь международную поддержку для переноса контроля над энергетическим сектором в иракскую столицу.

В 2015 году Турция подписала 50-летний контракт с Эрбилем  на поставку 100 000 баррелей для удовлетворения своих ежедневных потребностей в нефти. Теперь Багдад считает контракт незаконным, но это не совершенно не означает полную и безоговорочную поддержку KRG со стороны президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Исторически Анкара лучше ладила с Багдадом. Однако природный газ, направленный в Европу через Турцию, даст Анкаре сильный козырь в урегулировании ее спора с Брюсселем и членами ЕС. Высокие цены на нефть устранили еще одно препятствие для Багдада, выполняющего решение суда. KRG накопил долг в размере 23 млрд долларов с момента начала независимой политики экспорта нефти в 2014 году. Если бы Багдад взял на себя энергоносители KRG на законных основаниях, он взял бы на себя эту ответственность. Однако с большим нефтедолларовым доходом Ирак не будет рассматривать это как проблему. Бывший премьер-министр Адель Абдель Махди и действующий премьер-министр Мустафа аль-Казыми, которые имеют давние и сердечные отношения с курдами, до сих пор откладывали это решение суда, в том числе и потому что Ирак столкнулся с серьезной финансовой проблемой во время пандемии и имел большой дефицит бюджета. Европейцы являются основными бенефициарами KRG. Курдская автономия является дружественной к Европе, поскольку почти каждая семья в Иракском Курдистане имеет родственника, живущего в Европе; следовательно, это был бы отличный выбор для Брюсселя. Тем не менее, KRG нуждается в значительных улучшениях своей энергетической инфраструктуры, и еще слишком рано говорить о прибыльном контракте. Силы безопасности Иракского Курдистана вряд ли не могут защитить нефтяные месторождения от гораздо большей и лучше вооруженной иракской армии. Таким образом, будущее Иракского Курдистана и его возможное падение также звисит  от Багдада, а не от Европы или кого нибудь еще.

52.26MB | MySQL:103 | 0,481sec