Франция и Запад усиливают давление на африканских союзников России

Прошедшая 4 июня текущего года встреча в верхах Экономического сообщества западноафриканских государств (CEDEAO) или ЭКОВАС в Аккре (Гана) наглядно демонстрирует усиление давления против стран региона, с которыми активно взаимодействует Россия.

Не случайно, что противодействие трем «недемократичным» режимам, пришедшим к власти в Сахеле и Западной Африке за 2020 – 2022 гг. стало основной его темой. Так, президент Ганы Нана Акуфо-Аддо на открытии сессии ЭКОВАС открыто заявил, что «Эта встреча посвящена политической нестабильности в регионе и возобновлению государственных переворотов, обзору и оценке ситуации в Мали, Гвинее и Буркина-Фасо в свете недавних региональных событий и общего контекста, влияющего на наши страны».

Заметим, что за последние полгода данная организация собирается ежемесячно с одной лишь целью – вернуть Мали, Гвинею и Буркина-Фасо в привычное профранцузское политическое «лоно» и не допустить потери в них влияния не только Парижа, но и в целом Евросоюза и Запада.

Чтобы остановить этот процесс, в ход против режимов африканских полковников (все лидеры упомянутых правящих здесь хунт имеют подобные звания) идут санкции. В том или ином виде и с различной степенью суровости с ними столкнулись все они – лидеры Мали Ассими Гойта, Гвинеи Мамади Думбуя и Поль-Анри Сандаого Дамиба из Буркина-Фасо.

Цель – склонить их отдать профранцузским элементам «власть, захваченную силой». Однако пока они не думают капитулировать. Причем с их стороны не отмечается и большого желания реально обсуждать данную тему. В частности, на последнем заседании ЭКОВАС их представителей не было, как и внятных ответов на выдвигаемые им претензии.

Примечательно, что общение лояльных Франции африканских лидеров происходило тайно, за закрытыми дверями, что лишь дополнительно демонстрирует серьезность момента и отсутствие у нее реальных возможностей добиться своего мирными дипломатическими средствами.

Однако многое из происходящего там не удалось утаить. Собравшиеся не скрывали своей тревоги относительно того, что менее чем за два минувших года в Западной Африке и Сахеле произошли четыре удачных переворота. Это путч 18 августа 2020 года в Бамако, после которого был еще один – 24 мая 2021 года, и далее насильственное смещение власти 5 сентября 2021 года в Конакри и 24 января 2022 года в Уагадугу (Буркина-Фасо).

При этом попытки оказания на путчистов политического давления провалились: напротив, их основные фигуранты стали прямо сотрудничать с враждебными или конкурентными Франции и Западу силами в лице России, Китая и России.

И тогда в дело вступили экономические санкции стран ЭКОВАС, разработанные ими при активном участии Парижа, на которые сильно в своей торговле ориентированы Гвинея, Мали и Буркина-Фасо. Руководству последних в ультимативном порядке было заявлено, что их с них не только не снимут, но и усилят в случае сохранения путчистами власти.

Они пытались вести на эту тему переговоры, утверждая, что не могут просто так уйти и оставив свои страны в анархии, которым к тому же угрожают джихадисты и сепаратисты. Страны ЭКОВАС и Франция дали им 16 – 18 месяцев для осуществления переходного периода. За это время они должны были подготовить свои государства к проведению парламентских и президентских выборов, передав власть гражданским.

Захватившие власть военные утверждали, что такого срока крайне недостаточно для проведения столь значимых мероприятий ввиду серьезности и многогранности кризисов, с которыми они сталкиваются, и предложили сроки в три – пять лет.

Подобное предложение было отвергнуто в первую очередь Парижем и вообще Западом, которые от имени руководства стран ЭКОВАС отказались сдвигать переходный период даже до двух лет, продемонстрировав серьезность своих намерений той же Мали, закрыв 9 января 2022 г. свои границы, приостановив торговлю и практически все финансовые операции.

И попытки «торга» со стороны таких путчистов, по мнению французских дипломатов, по сути и организовывавших последние встречи этой организации в верхах, лишь нацелены на введение своих оппонентов в заблуждение.

Бамако предупредили, что санкции постепенно отменят только в случае представления Мали «приемлемого графика демократизации и движения к выборам».

Аналогичное требование было выдвинуто 25 марта «хунтам Конакри и Уагадугу», которые должны были предоставить ЭКОВАС соответствующий план к 25 апреля текущего года, предупредив, что в противном случае против них «немедленно вступят в силу экономические и финансовые санкции». И, видимо для демонстрации серьезности своих намерений лидеры стран ЭКОВАС объявили о замораживании финансовых активов «членов гвинейской хунты и их семей» с запретом въезда на их территорию еще до истечения этого срока.

Санкции же против Буркина-Фасо не были особенно сильными, поскольку его руководство проявило гибкость и пригласило экспертов стран ЭКОВАС на своей территории убедиться в невозможности не только проведения каких-либо реформ, но и их планирования. Причина – крайне тяжелая ситуация, в которой оказалось это государство из-за разгула джихадистов. Они практически ни дня не проводят без нападений на местных силовиков, инфраструктуру и нелояльное им население.

Соответственно, в докладе членов поработавшей там миссии, представленном на последнем саммите в Аккре, отмечалось, что «ситуация в области безопасности и снабжения продовольствием там остается сложными, и это необходимо учесть».

Соответственно, принятые против новых властей Буркина-Фасо меры давления были слабее, чем в отношении Мали и отчасти Гвинеи. Однако и им отчетливо заявили, что санкции против них сохранятся до тех пор, пока их хунты не заявят о своем уходе.

При этом им «прозрачно» намекнули, что в случае невыполнения ими данного ультиматума на новом саммите организации, намеченном на 3 июля, давление против них может быть усилено.

Важно отметить, что Париж настаивал на ужесточении санкций уже сейчас, чему помешал фактический раскол его африканских подопечных особенно в отношении Мали на сторонников «твердости и компромисса».

Противники их усиления отмечают, что эмбарго только «усугубляют экономический и социальный кризис в Мали, бедной стране, не имеющей выхода к морю, делая ее легкой добычей пришлых хищников вроде России и Китая».

Впрочем, основные опасения обусловлены тем, что как в случае с попытками наказать Москву за ее спецоперацию против Украины, в первую очередь пострадают те, кто такие санкции вводит, оказывая негативное влияние на экономику наказующих.

К тому же, как признали собравшиеся на саммит в Гане, «трудности, с которыми сталкивается население Мали, находят отклик во взглядах западноафриканцев».

А это уже косвенное признание снижения авторитета Франции, вызванного ее неспособностью защитить регион, хозяйкой которого она по-прежнему себя считает, и дать его населению минимальные гарантии безопасности, физической и продовольственной. Это и привело к усилению там в прошлом году позиций России и, по данным Парижа, «связанных с ней наемников».

Между тем, сторонники усиления санкций отметили и серьезные негативные последствия украинского кризиса для африканских стран, «поднявшего стоимость продовольствия и способствующего анархии и разнородному бандитизму в регионе», в чем наиболее преданные Франции местные лидеры пытались обвинять Москву.

И, разумеется, одним из центральных связанных с этим вопросов было «что делать с наемниками Вагнера, слетающимися словно грифы на израненные африканские страны». В рамках его обсуждения было выполнение американского требования с закрытием воздушного пространства стран Африи  для «самолетов вагнеровцев».

Однако реализация на практике этой борьбы была признана неэффективной, поскольку когда страны ЭКОВАС продемонстрировали готовность сделать это, «Алжир и хунта Гвинеи, торпедировав такие усилия, предоставляя свою территорию и инфраструктуру для их действий».

Также все три «диктаторские» страны фактически исключили из ЭКОВАС, объявив о назначении туда омбудсменов, предназначенных мониторить ситуацию там на предмет ее улучшения, после чего их статус может быть пересмотрен.

Однако это не значит, что французы и их региональные сателлиты намерены сидеть сложа руки и пассивно ожидать капитуляции «диктаторов». Так, своего рода предостережением в адрес «путчистов» служит выражение членами организации «своей серьезной обеспокоенности относительно проявлений политической напряженностью и растущим недовольством гвинейской хунтой населения». И для создания условий по запуску переходного периода «диктаторов» призвали создать «рамки для ведения диалога с политическими деятелями и гражданским обществом, уважать права человека всех гвинейцев и избегать любого произвола».

В качестве примера было указано, что за последние недели там произошли многочисленные столкновения между лидером хунты Мамади Думбуйей и его премьер-министром Мохаммедом Бивогуи. Это своего рода демонстрация возможностей спецслужб Франции изменить ситуацию в свою пользу силой.

Причем такое волнение Парижа и его региональных подопечных именно к Гвинее обусловлено стремлением внешних игроков, и далеко не только России, осуществить передел местных источников сырья.

Так, в мае текущего года китайско-гвинейские акционеры производителя бокситов компании AGB2A создали специальное подразделение для углубления своего сотрудничества в плане добычи их и другого сырья.

Речь, в частности, идет о проекте создания с участием китайского капитала совместного предприятия между Сенегалом, Гвинеей Конакри и Сьерра-Леоне, который позволит этим странам перерабатывать свои минеральные ресурсы на их территории и извлекать гораздо больше прибыли, чем раньше, когда они были ориентированы в основном на Запад. Который в случае расширения такого сотрудничества рискует лишиться прежнего дешевого сырья.

В этом же месяце свои амбиции на передел африканских сырьевых богатств, в том числе в Гвинее и Демократической Республике Конго заявила холдинговая компания Lidya Madencilik турецкого миллиардера Ахмета Чалыка, близкого к президенту Р.Т.Эрдогану, активно ведущая там геологоразведку.

Успешному осуществлению деятельности ее и других представителей турецкого бизнеса напрямую способствует министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, в последние месяцы создавший в своем ведомстве ряд важных подразделений и должностей, ориентированных строго на поддержку их торгово-производственной деятельности, особенно по добыче сырья.

Впрочем, подобная активность вокруг Гвинеи связана не только с бокситами. Так, сейчас в ней наблюдается «литиевая лихорадка», сопряженная с конкуренцией многих международных компаний за получение соответствующих контрактов. Которая, судя по растущей значимости лития для радиоэлектронной промышленности, будет только увеличиваться.

Причем компании Guinean Lithium Resources и African Lithium Mining Resources, зарегистрированные в Гвинее в апреле, подали заявки на получение разрешений на разведку на юге Гвинеи. С ними готовы побороться и другие международные компании. Разумеется, в данном случае также не обошлось без китайского бизнеса.

Причем такая активность России, Турции и Китая на фоне неспособности Франции помешать их проникновению вызывает все большую обеспокоенность Евросоюза и США, усиливающими свою дипломатическую и разведывательную активность в Африке.

Опасения Запада относительно растущей активности здесь его конкурентов вызваны не только тем, что ресурсы этих стран могут переделить его конкуренты (происходящее в Гвинее затрагивает в том числе производство радиоэлектроники и мировой алюминиевый рынок). Также дальнейший процесс обрушения профранцузских и вообще прозападных африканских режимов в условиях наступления джихадистов в регионе и усугубления последствий от боевых действий на Украине может затронуть и другие государства Черного континента.

Однако успешному осуществлению их действий мешает дурная «колониальная» слава европейских держав, усиленная невысоким американским авторитетом. И основным минусом, способствующим успеху указанных выше держав, является демонстрируемая Францией неспособность контролировать даже отдельные страны региона. В том числе подобный результат вызван ее провалом с поддержанием даже прежде того невысокого африканского уровня жизни, который там был еще недавно.

52.17MB | MySQL:103 | 0,467sec