Во второй половине 2022 года рост внутренней напряженности и обострение противоречий между «Талибаном» и другими военно-политическими группировками в стране может стать главным драйвером обострения гуманитарной ситуации в стране. Разумеется, на это накладываются и внешние факторы, включая глобальный продовольственный кризис и рост цен на энергию, продовольствие, топливо и удобрения, а также беспрецедентно сильная засуха и угроза коллапса финансово-экономической системы. Как следствие, во второй половине 2022 года гуманитарный кризис будет только эскалировать.
В частности, наибольшие риски угрожают Афганистану в области продовольственной безопасности. По оценкам ООН, с июля по ноябрь с.г. общее число нуждающихся в продовольственной помощи афганцев может вырасти вдвое – с нынешних 6.6 млн человек, которые сегодня пребывают в 4 стадии и выше по пятибалльной международной интегрированной шкале продовольственной безопасности IPC, до 13 млн нуждающихся.
В этом контексте, афганскому правительству потребуются принять в ближайшие недели срочные шаги по удержанию контроля в сфере продовольственной безопасности. Эти меры включают оперативные решения по созданию достаточного запаса продовольственных резервов, своевременной закупки семян и удобрений для обеспечения устойчивых посевов и поощрения местного производства в текущем году, а также финансовые стимуляторы для наращивания политики субсидирования в агро-продовольственном секторе. Одновременно, правительству важно продолжать работу по расширению доступа к региональным и глобальным продовольственным рынкам и поддерживать стабильность цепочек поставок импортируемого продовольствия.
Не менее тревожная ситуация складывается и в секторе здравоохранения Афганистана. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2022 году общее число нуждающихся в чрезвычайном содействии с сфере здравоохранения составит 24.4 млн человек, то есть практически две трети всего населения страны. Главная проблема в этом секторе – отсутствие достаточных финансовых ресурсов для поддержания медицинского обслуживания и сохранения национальной системы здравоохранения, которая находится под угрозой коллапса. В частности, текучка квалифицированных медицинских кадров в стране огромная, а большая часть медицинского персонала в течение нескольких месяцев не получает заработную плату. Также большинство больниц и медицинских пунктов лишены стабильных поставок критически важных лекарств и оборудования.
Нужно объективно признать, что прогнозируемый во втором полугодии 2022 г. неконтролируемый рост насилия и вооруженного конфликта внутри страны, либо в отдельных ее провинциях неизбежно спровоцирует обострение гуманитарной ситуации в стране, особенно в продовольственной и здравоохранительной сферах. В частности, это приведет к росту массовой внутренней миграции населения и возникновению ограничений доступа населения к продовольствию и медицинским услугам и лекарствам, а также сбоям в функционировании рынков и цепочек поставок продовольствия.
При этом, судя по всему, «Талибану» в среднесрочной перспективе удастся удержать контроль над ситуацией, по крайней мере в большинстве регионов страны. Наибольшая угроза дестабилизации в ближайшие месяцы будет исходить от оппозиционных сил в Панджшерском ущелье, возглавляемых Ахмадом Масудом, сыном знаменитого Ахмада Шаха Масуда лидера антиталибского движения «Северный альянс». В то же время, в последние месяцы фиксируется активизация возглавляемого А.Масудом Фронта национального сопротивления Афганистана и в других провинциях Афганистана, особенно в северной части страны. На сегодня, оппозиционные «Талибану боевики» Фронта национального сопротивления и союзных сил совершили многочисленные вооруженные атаки на талибов в десяти провинциях страны, включая Кабул. Одновременно, в некоторых провинциях наблюдается также активизация деятельности террористов «ИГ-Хорасан» (запрещено в России).
С другой стороны, угроза военной дестабилизации в Афганистане в обозримой перспективе вероятна также в контексте обострения приграничной ситуации с соседними странами, особенно в случае серьезных внутриполитических потрясений в этих странах, например, в Пакистане либо странах Центральной Азии. Недавние попытки обстрела боевиками «ИГ-Хорасан» территории приграничного Таджикистана – наглядный пример.
В любом случае, в независимости от первопричин дестабилизации и вероятного обострения вооруженного конфликта на территории Афганистана в ближайшие месяцы, последствия такого сценария в плане острой эскалации гуманитарного кризиса в стране очевидны.
Одним из путей превентивного предотвращения гуманитарного кризиса могла бы стать разморозка правительством США государственных резервов афганского правительства на сумму 7 млрд долларов. Однако, по решению американской администрации от февраля текущего года, 50% этих резервов должны быть переданы жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 г., а оставшаяся половина пока остается конфискованной. Такая ситуация усиливает кризисные явления в афганской экономике, и связывает руки талибам в восстановлении экономических потерь и преодолении кризиса ликвидности. Финансовое положение Афганистана в отсутствие наличной денежной массы для исполнения текущих социальных обязательств также сковывает действия правительства и провоцирует эскалацию внутренней напряженности.
Другой ключ к решению назревающих гуманитарных проблем – развитие сельского хозяйства, по-прежнему являющегося источников доходов для большой части афганских хозяйств. Но проблема интеграции на внешние рынки для реализации продукции не позволяет в полной мере задействовать потенциал этого фактора. Также зависимость афганских фермеров от производства опиума как главного источника доходов по-прежнему сильна и схема переключения афганцев на альтернативные виды сельхозпродукции, даже с высокой добавленной стоимостью, пока не срабатывает.
В долгосрочной перспективе, сохранение комплексного режима торгово-экономических санкций против талибских властей в Кабуле со стороны западных стран, будет служить постоянным источником обострения гуманитарного кризиса, особенно при эскалации внутренней напряженности. Речь идет не разумеется, не только о заморозке активов центрального банка, но и мерах по блокированию инвестиций и кредитов на поддержание и развитие национальной экономики, что подстегивает гуманитарный кризис на всех фронтах – от продовольствия до здравоохранения и образования. Санкции по сути лишают власти в Кабуле возможностей для долгосрочного планирования и еще более сажают Афганистан на иглу гуманитарной помощи, что ведет к падению ВВП и устойчивого экономического роста и ограниченным бюджетно-финансовым возможностям. В этом контексте, «Талибан» делает ставку на развитие сотрудничества с соседями по региону, рассчитывая таким образом компенсировать потери и создать плацдарм для стабилизации внутренней ситуации, в том числе на гуманитарном фронте. Среди наиболее перспективных проектов в 2022-2023 гг. фигурирует идея экономической интеграции через Туркменистан, в том числе за счет сооружения газопровода и железнодорожного сообщения, но это потребует существенных капитальных инвестиций.