О встрече аятоллы Али Хаменеи с работниками министерства образования Ирана

На днях состоялась встреча верховного лидера  Исламской Республики Иран аятоллы Али Хаменеи с министром образования и рядом руководящих работников министерства. И в нынешнем, и в прошлом году страна была свидетелем непрерывных и многотысячных  протестных актов и забастовок учителей в знак протеста против условий их работы. Сотни участников этих акций протестов были арестованы и избиты.  Казалось бы, на встрече работников сферы просвещения с лидером страны должны были обсуждаться насущные проблемы, ставшие причиной недовольства. Однако, пишет сайт фарсиязычного  Radio Farda, аятолла ни словом не обмолвился об этом, а посвятил свое общение с чиновниками министерства необходимости  серьезного отношения учителей к реализации «новой исламской цивилизации». Но и в этом его меньше всего беспокоили структурный и инфраструктурный кризисы образовательной системы страны.  Накануне встречи министр образования Ирана Юсеф Нури обратился с письмом к аятолле Али Хаменеи, в котором рассказал о том, что что коллегия Министерства образования одобрила запуск процесса пересмотра текстов всех школьных учебников страны. Аятолла пожелал деятелям просвещения всяческих успехов и выразил надежду на дальнейшие успехи народного образования страны. Как написали иранские СМИ, «это вызвало энтузиазм высокопоставленных работников сферы воспитания и образования и подвигло их на нелегкую работу, рассчитанную на долгие годы». Однако, по сути, ничего выдающегося в этой встрече не было. Это было рутинное бюрократическое общение, призванное показать важность работы ведомства, ее гармоничность и соответствие тем задачам, которые решает  режим Исламской Республики в воспитании подрастающего поколения. Но если в прежние десятилетия у руля иранского образования стояли такие личности национального масштаба как Мохаммад Али Форуги, известный как писатель, дипломат и политик, три раза занимавший пост премьер-министра страны, основатель Академии наук Ирана, или, например, Парвиз Натель Ханлари, крупный грамматист и литератор, то кто теперь правит бал в иранских школах? Там подвизаются назначенцы нынешнего правительства фундаменталистов как вышеупомянутый Юсеф Нури, общение которого с аятоллой Али Хаменеи, по словам СМИ,   выдержано в духе неприкрытой лести и лизоблюдства? Или, например, его предшественник Сейед  Мохаммад  Батхаи,  летом 2018 г. прогремевший на всю страну своим высказыванием о том, что он категорически против предпринимаемых в стране попыток ввести школьное обучение на языках национальных меньшинств страны. Например, таких как азербайджанцы, исчисляемые миллионами и не знающие, что такое школа на их родном языке. «Местные языки надо учить дома, а в школах дети должны овладевать исключительно официальным языком страны, которым и является фарси». Преподавание на фарси Батхаи назвал «красной чертой» исламского режима, отметив, что школьное образование на местных языках опасно и поэтому невозможно. Парламентарий от Тегерана, этнический азербайджанец Мохаммад-Реза Бадамчи, отреагировал на высказывания министра образования Ирана, сказав, что они противоречат духу и букве действующей иранской Конституции. «Прискорбно, что министр высказывается против нашей Конституции, еще более прискорбно, что до сих пор не дезавуировал свои слова». Он написал в Twitter, что министр просвещения не имеет понятия о базовых правах граждан страны. «Надо заставить министра прочитать Конституцию и научить его уважать национальные меньшинства страны».

Наиболее важной частью речи Хаменеи  на вышеупомянутой встрече, которая широко освещалась в СМИ, были его высказывания по поводу содержания образования. Аятолла сделал упор на возможное устранение «бесполезных» уроков и увеличение количества предметов, которые он назвал безусловно полезными. Но если мы внимательно  вдумаемся в его замечания, то увидим, что они никоим образом не соответствуют  сложившимся в современном мире образовательным стандартам, их связи с реальной жизнью учащихся.

Например, он призывает расширить курс  «национальная идентичность», изменить его концепцию. По мнению Хаменеи, в своем нынешнем состоянии курс не дает студентам адекватное понимание предмета. Курс основан на 21-томном собрании трудов аятоллы Рухоллы Хомейни – основателя Исламской Республики Иран, но Хаменеи сомневается, есть ли школьники, которые могут осилить эту глыбу. При этом аятолла советует увеличить количество часов.

А.Хаменеи с гордостью отмечает, что система образования Ирана является одной из самых заидеологизированных и проникнутых религией систем образования в мире, где религиозные предметы занимают как минимум в три раза больше часов, чем в среднем по миру, причем в форме многочисленных курсов и внеклассных занятий. Сюда входят уроки о Исламской революции, биографии и жизнеописания аятоллы Хомейни и других деятелей исламского движения, есть и такие предметы как «Мученики ирано-иракской войны 1980-1988 гг.» и «Мученики-защитники исламских святынь», многие другие курсы религиозного направления. Аятолла А.Хаменеи считает многие из таких курсов недостаточно проработанными и полагает, что правительство как исполнительная структуры должна принять решение по их гармонизации.

У аятоллы есть претензии по обязательному курсу арабского языка, в таком виде, в каком он сейчас преподается. Его обучение включено в Конституцию ИРИ, он декларирован в качестве второго языка, преподается во всех классах начальной и средней школы. Обязателен он и для студентов, изучающих исламскую теологию. Иранские СМИ не раз писали о том, этот предмет, нацеленный на изучение канонических исламских текстов, скучен большинству учеников в целом, но ничего   для исправления создавшейся ситуации, переориентации образования на изучение живого современного арабского языка не предпринимается. При этом вспомним периодические  нападки Хаменеи на преподавание английского языка. Логически все вполне объяснимо: ярый антизападник, как и вся иранская военно-политическая и религиозная элита, он постоянно инициирует общественные дискуссии  о  западном влиянии в стране, что привело к обсуждению проблемы распространения английского языка как инструмента «тлетворного влияния Запада и его ценностей». Несколько лет назад большинство имамов соборных мечетей иранских городов обсуждали в своих проповедях последние заявления аятоллы Али Хаменеи, сказавшего накануне, что английский  язык не должен преподаваться в учебных заведениях страны, ибо это может привести к росту влияния «сатанинской» Америки, которая является вечным врагом Исламской Республики Иран. Хаменеи назвал английский язык наследием времен последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Именно поэтому, сказал аятолла, мы никогда не пойдем на сближение с США. Один из влиятельных клерикалов, аятолла Ахмад Алам-оль-Хода, представитель аятоллы Али Хаменеи в святом шиитском городе Мешхеде, произнося проповедь в соборной мечети, сказал, что английский на самом деле является языком «невежества и мошенничества».

 

На встрече шла речь и о том, что в ИРИ разработана и реализуется программа развития страны до 1404 г. по принятому в стране солнечному календарю (сейчас в Иране 1401 г. – В.М.). В ней сказано, что к этому времени страна станет ведущей в регионе в плане развития науки и экономики.  На основании этой программы правительственные структуры и Высший совет культурной революции разработали документ, которым предусмотрено провести кардинальные изменения в системе образования страны. Отметим, что действующая образовательная системы со временем стала инструментом культурной и образовательной изоляции страны. Она предопределила несоответствие требованиям ЮНЕСКО и международным образовательным стандартам, свела на нет научные и учебные обмены на глобальном и региональном уровнях.

Принятый документ считает конечной целью образования достижение идеалов шиитского понимания исторического развития, что, как не раз подчеркивал духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи, редко достигается во всей полноте. Но для того, чтобы школьное образование более соответствовало идеям исламского режима и официальной идеологии, Организация исследований и планирования в области образования, которая является базовой структурой в этой сфере, отвечая за составление учебников, уполномочена кардинально переработать всю школьную литературу. Переделка учебников связана и с большой общественной критикой, которую вызывают ряд учебников. Подключились к этому и социальные сети, которые часто дискутируют по вопиющим случаям религиозного манипулирования учебной литературой. Так, в одном из произведений известного иранского писателя Хушанга Моради Кермани главному герою, вопреки подлинному тексту книги, навязали молитву, которую он не произносил. Пересмотру подверглись даже списки классиков ХХ в., которых заменили поэтами эпохи исламской революции, не имеющими значительной литературной ценности. Когда Хосейна Гасемпура  Могаддама, директора по учебникам в Исследовательской организации Министерства образования спросили, почему в курсе литературы не нашлось места таким маститым литераторам как Х.Эбтехадж и Н.Юшидж, тот ответил, что для современных школьников важнее знать исламских мучеников. По его же словам, поэты периода ирано-иракской войны имеют несомненный приоритет даже над такими классиками как Хафез и Саади, имеющими мировую известность.

62.84MB | MySQL:102 | 0,553sec