О попытке концептуализации подходов ФРГ к приему афганских беженцев

На текущей неделе министр иностранных дел ФРГ А.Бербок отправилась в Пакистан с целью обсуждения с местными властями ситуации в соседнем Афганистане. Несмотря на то, что в ходе визита глава федерального внешнеполитического ведомства получила положительный тест на коронавирус, в результате чего график поездки был полностью изменен, она все же успела провести встречу со своим контрпартнером Билавалом Бхутто Зардари, сосредоточенную главным образом на проблеме афганских беженцев.

На переговорах в Исламабаде А.Бербок сосредоточилась на нескольких вопросах. Первый из них – поддержка Пакистана в проведении эвакуаций афганцев, сотрудничавших с Бундесвером. Комментируя ее, глава МИД подчеркнула, что Пакистан стал «ближайшим партнером» ФРГ и взял на себя «огромную задачу». Второй темой оказался прием афганских беженцев на фоне притока в Германию украинцев. Здесь представитель коалиции «светофор» обещала на забывать первых. Наиболее развернуто в ходе поездки А.Бербок охарактеризовала проблему оказания Афганистану гуманитарной помощи в условиях, когда власть продолжает оставаться в руках движения «Талибан» (запрещено в РФ). В частности, по словам «зеленого» политика, речь идет о «гуманитарной катастрофе», однако, учитывая действия талибов, которые «не принимают рациональных решений», «все, кроме гуманитарной помощи должно быть жестко ограничено».

Повышенное внимание ФРГ к проблеме приема выходцев из Афганистана в текущих условиях может быть продиктовано несколькими причинами, носящими в большей степени внутриполитический характер. Первая из них касается упорядочения мер поддержки прибывающих с учетом финансовых возможностей Берлина. Еще в коалиционном соглашении СДПГ, СвДП и «Зеленых» было предусмотрено создание «федеральной программы» для афганцев, основой для которой должен стать опыт, приобретенный с сирийцами. Речь в данном случае идет о Программе гуманитарного приема сирийских беженцев, реализованной в 2013-2014 гг. в три этапа.

На нужды афганцев в текущем году в бюджетном комитете Бундестага в мае удалось согласовать выделением 25 млн евро. Сумма эта, как утверждают правозащитники, достаточна лишь для приема 5 тыс. человек, в то время как в декабре 2021- январе 2022 г. власти ФРГ заявляли о планах вывезти от 20 до 25 тыс. человек. С одной стороны, нельзя сказать, что сирийская и новая афганская программы полностью противоречат друг другу, так как первая на начальном этапе также сосредоточилась на приеме 5 тыс чел., а затем была расширена для еще 15 тыс. Однако недовольство правозащитников вызывает то, что Германия в конечном итоге может остановиться на квоте 5 тыс. в год. Так, согласно заявлениям министерства внутренних дел, такое количество будет «осуществимым с оперативной точки зрения». Соответственно, для достижения обозначенного ранее показателя потребуется не один год, а, как минимум четыре.

До начала летних парламентских каникул предстоит создать две комиссии Бундестага: по расследованию обстоятельств эвакуации и изучению всей операции Бундесвера с целью дальнейшего его использования в других миссиях. Как минимум первая из них, как ожидается, должна провести предварительные заседания в конце текущего месяца, а начать полноценную работу осенью. Второй также предстоит действовать оперативно, так как ее итоговые выводы должны быть представлены до начала зимней сессии парламента в 2024 г.

Решения о работе комиссий оказались принципиально важными для правительства О.Шольца, поскольку по ним удалось добиться консенсуса с ныне главной оппозиционной силой – ХДС, которая имела свое видение расследования в том числе по причине своего положения в прошлой коалиции А.Меркель. Более того, обе парламентские структуры возглавят представители текущей старшей коалиционной партии СДПГ. Таким образом, фактически главным противником хода расследования по предложенному сценарию является «Альтернатива для Германии», с точки зрения которой необходимо «получить общую картину политической, военной и гражданской активности ФРГ в Афганистане и определить точные причины ее провала», под чем подразумевается комплексный подход к оценке миссии, а не проблемный. Более того, по сути, АдГ призвала проанализировать не только деятельность Бундесвера, но и НАТО.

В целом работа федерального правительства на афганском направлении, прежде всего относящаяся к приему беженцев, а особенно местных сотрудников миссии, ориентирована на купирование внутренних противоречий, способных  в будущем существенно пошатнуть позиции коалиции О.Шольца, аналогично тому, как положение А.Меркель подорвал миграционный кризис. С этой целью Берлин активизирует контакты с государствами региона, обеспечивающими транзит указанных лиц, а также стремится заручиться максимальной поддержкой оппозиции, оставляя за рамками традиционно лишь АдГ. Вместе с тем полностью такая стратегия давления на федеральное правительство не устраняет, поскольку, с одной стороны, правозащитники продолжают привлекать внимание к многочисленным угрозам для сотрудничавших с иностранными силами афганцев, остающихся в стране, контролируемой талибами и гуманитарному кризису, для разрешения которого Западу необходимо существенно расширить помощь Афганистану. С другой, — сумма, кажущаяся недостаточной для приема заявленного ранее количества беженцев, с точки зрения общественности выглядит довольно весомо для бюджета, особенно если принять во внимание прочие расходы, касающиеся миграции и не завершившееся постковидное восстановление экономики.

52.28MB | MySQL:103 | 0,473sec