Запад готовит контратаку против России в Африке

Запад не намерен пассивно наблюдать за успехами России на африканском континенте, где за последние месяцы и годы она добилась серьезных успехов в наращивании своего всестороннего влияния. Это следует из целого ряда маркеров.

Падение ряда профранцузских режимов (в Мали, Гвинее и Буркина-Фасо) наряду с нежеланием как минимум половины государств Африки поддержать антироссийские резолюции в международных организациях по Украине и западных санкций – с точки зрения Брюсселя и Вашингтона – наглядное тому свидетельство.

Это сопровождается ростом торгово-экономических связей между Москвой и африканскими странами и наращиванием «силового» взаимодействия (на примере проникновения ЧВК Вагнер» на территорию целого ряда государств Африки).

Подобная ситуация создает прямую угрозу интересам западных стран и особенно сохранению поставок из Африки дешевого сырья, до последнего времени служащего одной из причин экономического могущества США и Евросоюза.

В том числе поэтому они намереваются всесторонне противостоять здесь России. Причем эти действия намечаются сразу в нескольких плоскостях:

1 Политико-дипломатическом

2 Сырьевой рынок

3 Продовольственный рынок

4 Военно-техническое сотрудничество

5 «Наемнические» войны

 

Политико-дипломатическое давление

Особая активность Запада отмечается на политико-дипломатическом фронте. Она проявляется одновременно в международных организациях через активизацию отношений по линии отдельных государств и представителей местных элит.

Цель – наглядно показать африканским «лидерам общественного мнения», что отношения с Россией им будут стоить неоправданно дорого.

На первом направлении Запад активизирует усилия, направленные на разрушение имиджа и влияния России. Характерным тому примером служат попытки Франции при поддержке ее европейских и американского союзников осудить через институты ООН действия России в Мали и обвинить ее в совершении массовых военных преступлений.

Заметим, что 7 апреля 2022 года Париж пытался это сделать на заседании Совета Безопасности ООН, но у него для привлечения «широкого» внимания мировой общественности не оказалось достаточных доказательств и в ближайшее время должна последовать соответствующая «попытка №2».

Так, Управление верховного комиссара по правам человека ООН в ближайшее время намеревается передать другим генеральному секретарю этой организации Антониу Гутерришу проведенное им расследование убийств сотен человек, произошедших в марте в деревне Мура в центральной части Мали.

Известно, что в этом документе прямо обвиняются вооруженные силы этой страны и «российская группа Вагнера».

Наряду с этим в последние недели и месяцы Запад резко активизировал свои дипломатические усилия по противодействию укреплению здесь российского влияния.

Особенно заметной здесь стала поездка 22 – 24 мая в Сенегал, Нигер и Южную Африку канцлера Германии Олафа Шольца, пытающегося добиться заключения важных соглашений в области энергетики и безопасности, не скрывающего, что «Россия, газ и ухудшение политической ситуации» будут доминировать в этих обсуждениях.

Это представляется особенно важным в преддверии проведения Германией саммита G7 в июне текущего года, на котором он намерен представить дополнительные инструменты воздействия на Россию с целью заставить ее отказаться от дальнейшего проведения спецоперации против Украины.

По данным немецких источников, поездка Шольца направлена на укрепление связей с «демократиями-единомышленниками», чтобы повлиять на них и вынудить осудить действия Москвы.

Кроме того, растущее беспокойство на Западе вызывает успех ее пропаганды относительно того, что антироссийские санкции Вашингтона и Брюсселя спровоцировали серьезное усугубление продовольственного кризиса на планете, наносящее огромный ущерб экономике Африки.

В Сенегале Шольц встречался с его президентом Маки Саллом, сейчас возглавляющем Африканский союз. По итогам встречи он открыто заявил, что «Германия, работая над альтернативами отмененному газопроводу NordStream II с Россией, рассматривает возможность инвестирования в газовый проект недалеко от границы Сенегала с Мавританией».

Речь идет о крупном – до 2 трлн куб. м месторождении голубого топлива на океаническом шельфе в рамках заявленного Шольцем «справедливого партнерства по переходу на экологичную энергетику».

В Сенегале также планируется разместить одну из первых площадок по производству вакцин немецкого фармацевтического гиганта BioNTech.

И, находясь в Дакаре, Шольц не скрывал этого, мотивируя свое намерение так: «Чтобы эти кризисы не привели к возникновению новых очагов напряженности, мы должны действовать решительно. Потому что мир становится все более многополярным с различными центрами и влияниями».

Из Сенегала Шольц вылетел в Нигер (Ниамей), чтобы обсудить с его президентом Мухаммедом Базумом планы по активизации немецких программ военной подготовки в регионе. Заметим, что в апреле – мае текущего года Германия перебросила свой контингент в Сахеле из Мали в эту страну на помощь Франции, пытающейся не допустить свержения здесь лояльного Западу политического режима и не желая находиться рядом и сотрудничать «с наемниками из российской группы Вагнера».

Выбор ЮАР в качестве еще одной страны для визита Шольца также не случаен. Как и Сенегал, Южная Африка входят в число стран, приглашенных Германией на саммит G7, на котором он рассчитывает добиться от них присоединения к антироссийской позиции Запада.

Это важно для Берлина в том числе потому, что эти африканские государства располагают серьезными запасами сырья, гарантированное получение которого является жизненно важным для него и Запада в целом.

 

Сырьевой сектор

Запад намеревается противодействовать усилению конкуренции с Россией в сырьевом секторе в том числе за счет усиления санкций в отношении компаний и лиц, так или иначе сотрудничающих с Москвой. Особое внимание уделяется тем, кто связан с бизнесменом Пригожиным и структурами компании «Алроса».

Делается это не только с целью уменьшить прибыли России от взаимодействия со странами Африки по добыче золота и алмазов, но и добиться их отказа от любого, в том числе политического и военного взаимодействия с ней.

Это уже серьезно ударило по представителям элиты Анголы и других стран. Однако вместо ожидаемого антироссийского разворота в Вашингтоне и Брюсселе они нередко демонстрируют желание углубить сотрудничество с Москвой, поскольку Запад обычно не дает им иной альтернативы.

Параллельно осуществляется поиск резервных возможностей за пределами Черного континента для гарантированного получения Западом стратегического сырья, включая газ, нефть, уран и цветные металлы. И здесь важно обратить внимание на продолжающееся развитие отношений между США и Казахстаном, осуществляемое в том числе через частные структуры, хотя и тесно связанные с американскими государственными институтами.

Например, это делается с помощью вашингтонской фирмы Greenberg Traurig, с которой тесно работают сотрудники посольства Казахстана в США.

 

Продовольственный рынок

Отсюда же вытекают попытки ограничить «продовольственное» влияние России в Африке. Так, видя в российской операции на Украине в том числе стремление Москвы захватить «зерновой» рынок мира и диктовать на нем цены, Запад включает свои дополнительные инструменты для минимизации реализации такого сценария.

В частности, делается это при участии зарегистрированной в ОАЭ торговой компании Al Ghurair Resources, в том числе специализирующейся на поставках пшеницы для своих североафриканских клиентов. Это второй по величине ее импортер в Алжир и частый участник торгов по контрактам в Египте и Судане. Если раньше она во многом была ориентирована на сырье из Украины, где у нее была дочерняя компания, то теперь делает ставку на зерновые из Северной и Южной Америки, чтобы заменить поставки из Украины. Она пыталась восполнить часть сырья своим клиентам за счет импорта пшеницы из Индии, но недавний запрет на это Нью-Дели заставил этого трейдера изменить свои планы.

Важная деталь – несмотря на наличие в своем составе множества управляющих из ОАЭ, западные представители имеют в этой компании фактически «блокирующий голос», в том числе благодаря присутствию в ее руководстве видного австралийского бизнесмена Джона Иоссифиди.

 

Военно-техническое сотрудничество

Отдельное направление борьбы против влияния России – создание ей помех в развитии военно-технического сотрудничества (ВТС). Так, сейчас усилия США направлены на срыв планов Египта на заключение с Москвой сделки по истребителям Су-35.

Однако их источники указывают, что пока продавить это не удается, индикатором чего служит продолжение подготовки египетских летчиков-офицеров полетам именно на этих машинах в России.

С одной стороны, в Египте раздражены такими попытками контролировать его, а с другой стороны, помня «американские нарушения» по обязательствам в ВТС времен президентства М.Мурси, когда Вашингтон тормозил поставки всего необходимого Каиру и «заморозил» оказание ему военной помощи.

Причем Запада не ограничивается лишь угрозами применения санкций и создания помех ВТС России с государствами Африки. Так, дипломаты и представители разведывательного сообщества из стран Евросоюза и США пытаются внушить руководству африканских государств, что в условиях продолжающейся спецоперации РФ на Украине Москва не в состоянии выполнить все свои обязательства по ВТС. Дескать, ее ВПК, практически полностью задействованный на обеспечение нужд спецоперации, не справится с выполнением дополнительных контрактов.

И, наконец, указывают, что будто она затянулась из-за неспособности российского оружия превзойти по качеству западное, имеющееся на вооружении Украины.

Однако эти выпады в основном не достигают цели. Ведь с точки зрения африканских элит, российская армия в условиях противостояния на Украине в том числе специалистам НАТО и оружию из западных стран достигли серьезных успехов.

 

«Борьба наемников»

Также заметим, что действия ЧВК «Вагнер» и других подобных пророссийских структур (среди них французские источники называют компанию «RSB, состоящую из бывших сотрудников ГРУ, долгое время действовавшую в тени Вагнера») привели к заметному переделу рынка данных услуг в Африке.

Дело в том, что Москва явно преуспела в этом деле, особенно на примере ЦАР и Мали, и к их услугам все чаще прибегают власти стран Африки. И это не говоря уже о том, что именно с их действиями Вашингтон, Париж и Брюссель связывают участившиеся здесь перевороты, угрожающие их интересам.

В этой ситуации они пытаются сдержать «российских наемников» силой. Делается это в том числе усилиями их конкурентов с западной стороны. В частности, исполнительный директор южноафриканский финансист Хайне ван Никерк американской фирмы Studebaker, в которой работают бывшие сотрудники Пентагона и ЦРУ, создал с этой целью альянс с опытным ветераном-наемником Ибеном Барлоу. Задачи последнего в том числе состоят в подготовке специально «заточенных» под условия Африки подразделений.

Они не скрывают своих намерений дать ответ «российским операторам гибридной войны в Африке, включая Вагнер».

Удастся ли Западу сдержать российское «наступление» в Африке? Проблема для него состоит в совершенных им здесь ошибках и в том числе в «остроте» колониального прошлого. В результате он имеет изначально невыгодные для этого позиции. Это Брюссель и Париж при поддержке Вашингтона пытаются компенсировать нынешними выгодными предложениями, в том числе финансово-инвестиционными. На практике порой это означает попытки прямого подкупа в отношении представителей местных элит, сочетаемые с угрозами.

Впрочем, сложность для них ситуации состоит в том, что в Африке им приходится конкурировать отнюдь не с одной Москвой, но и с Китаем, Турцией и другими влиятельными на международной арене государствами. Соответственно, понимающее подобный расклад руководство африканских стран небезуспешно пытается лавировать между этими конкурентами в попытке диверсифицировать свои связи, не желая быть «марионетками» одной страны или их групп. И поэтому добиться поставленных целей Западу будет не так уж и просто.

Разумеется, на исход данной борьбы сильно повлияют конечные результаты российской спецоперации на Украине.

52.24MB | MySQL:103 | 0,488sec