Об участии иностранных партнеров в проектах по добыче газа в Катаре

Итальянская компания Eni присоединилась 19 июня к проекту Qatar Energy по расширению добычи на самом обширном в мире месторождении природного газа, всего через  несколько дней после того, как Россия сократила поставки в Италию. В пятницу Eni заявила, что получит только 50% газа, запрошенного у российского «Газпрома», который  третий день подряд сократил поставки. Рим обвинил «Газпром» в распространении «лжи» по поводу сокращений. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил в четверг, что сокращение поставок не было преднамеренным и было связано с проблемами технического обслуживания, сообщает Reuters. Несмотря на санкции, доходы России вернулись к довоенному уровню и выросли примерно на 20 млрд долларов от экспорта нефти в мае после того, как азиатские страны, включая Китай и Индию, увеличили импорт российского топлива после скидок более чем на 30%.

Санкции вынуждают итальянцев (и не только их) искать новые рынки. Международная нефтегазовая компания Eni теперь будет владеть долей чуть более 3% в проекте North Field East стоимостью 28 млрд долларов, заявил министр энергетики Катара Саад Шерида аль-Кааби, который также является генеральным директором Qatar Energy, во время пресс-конференции в Дохе. «Сегодня я доволен… объявить о выборе Eni в качестве партнера в этом уникальном стратегическом проекте», — сказал он. Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци сказал своему катарскому коллеге: «Нам есть чему поучиться у вашего руководства, а также у ваших стандартов и вашей способности адаптироваться к очень сложным обстоятельствам». Помимо этого проекта стороны также договорились о совместной геологоразведке двадцати газовых полей на морском шельфе Марокко. Интересно, что хотя итальянский премьер-министр Марио Драги в конечном счет и поддержал заявку Eni на участие в катарском проекте, он по прежнему настаивать на дальнейшей диверсификации поставщиков, опасаясь чрезмерной зависимости как от России, так и от Катара. Отсюда его недавние переговоры с алжирцами, которым было обещано «существенная поддержка Рима по вопросам обеспечения безопасности» (читай: продажа оружия и военной техники) в обмен на расширение поставок газа.

Ожидается, что техническая добыча и новые терминалы North Field East по производству сжиженного природного газа (СПГ), будут введены в эксплуатацию в 2026 году. Это поможет Катару увеличить производство СПГ более чем на 60% к 2027 году, заявил на прошлой неделе исполнительный директор французской Total Energies Патрик Пуянне. На прошлой неделе Катар объявил Total Energies своим первым иностранным партнером в разработке с долей 6,25%. По оценкам Qatar Energy, месторождение North Field East, которое простирается под водами Персидского залива до иранской территории, содержит около 10% известных мировых запасов газа. В то время как ожидается, что в качестве партнеров будут названы другие компании, аль-Кааби отказался разглашать, сколько еще партнеров будет объявлено. Однако известно, что отраслевые источники обсуждали ExxonMobil, Shell и ConocoPhillips, в то время как китайские компании также ведут переговоры  на эту тему.  Причем ряд источников сообщил, что эти переговоры являются очень «продвинутыми».  В центре этих переговоров – инвестирование и в проекты, связанные с расширением месторождения North Field East, Катара, и заключение долгосрочных контрактов на поставки СПГ из Катара в Китай. Со стороны Китая партнерами выступают  China National Petroleum Corp. и China Petroleum & Chemical Corp. Ожидается, что каждый из них  получит по 5% акций в двух отдельных проектах в рамках расширения North Field East,  на 30 млрд долларов. Если эти переговоры закончатся успешно (а в этом сейчас мало сомнений), они значительно углубят отношения Китая с Катаром, который вскоре станет крупнейшим в мире экспортером СПГ. Импорт СПГ в Китай сильно смещен в сторону поставок из двух конкурентов, Австралии и Соединенных Штатов, а в секторе добычи СПГ в Катаре исторически доминировали крупные западные компании из-за дороговизны строительства заводов по производству СПГ. Любая сделка станет небольшим ударом по доминированию Запада в энергетическом секторе Катара. Однако такая сделка стала бы решающим преимуществом для Китая в контексте его   стремления диверсифицировать свой импортный портфель и защитить себя от роста цен на СПГ, поскольку Европейский союз стремится импортировать больше нероссийского природного газа, такого как австралийский, катарский и американский СПГ. В декабре 2020 года, за два месяца до установления блокады Катара со стороны «арабской четверки» (ОАЭ, КСА, Бахрейн и АРЕ) его правительство объявило, что отменит введенный в 2005 году мораторий на разработку новых участков месторождения North Field East, чтобы конкурировать с мировыми конкурентами по производству СПГ, такими как Австралия и Соединенные Штаты. Но реально такая активизация геологоразведки и привлечения иностранных инвесторов началась сравнительно недавно, а если точнее, то только военная операция России на Украине включила «второе дыхание» в этот проект.

53.13MB | MySQL:103 | 0,509sec