О турецкой военной помощи Ливии и ужесточении властями контроля над СМИ

Турецкое правительство продолжает поставлять вооружение и военную технику в Ливию, что является вопиющим нарушением резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которые ввели эмбарго на такие поставки в Ливию. В докладе, представленном Совету Безопасности 24 мая 2022 года, следователи ООН пришли к выводу, что турецкое правительство продолжает нарушать санкции ООН, передавая военные предметы и предоставляя летальную подготовку ливийским группировкам. По оценке ООН, большая часть военной подготовки, предоставляемой Турцией силам, связанным с Правительством национального единства, подпадает под режим санкций и, таким образом, нарушает резолюцию 1970 (2011) ООН. В документе говорится, что единственным исключением являются некоторые виды обучения, такие как обезвреживание боеприпасов, которые могут быть отнесены к гуманитарной подготовке. Однако Совет Безопасности ООН запрещает боевую подготовку, подготовку спецназа и снайперскую подготовку, подчеркивается в докладе.

Согласно заявлению Министерства национальной  обороны Турции от 30 ноября 2021 года, турецкая армия завершила обучение 6799 ливийских военных, 974 из которых все еще проходят обучение. Следователи ООН в письме попросили Турцию предоставить подробную информацию о военной подготовке ливийских войск, но в феврале 2022 года Турция отказалась предоставить конкретные сведения по этому вопросу. В общей сложности Турция ответила только на 7 писем из 15, отправленных группой экспертов ООН, которая следит за режимом санкций в отношении Ливии. ООН также указала, что воздушный мост, установленный турецкими ВВС между Турцией и Ливией для оказания помощи Правительству национального единства,  что также считается нарушением эмбарго. По меньшей мере 33 рейса Airbus A400M, эксплуатируемого турецкими ВВС, доставили примерно 1221 тонну груза с мая 2021 по март 2022 года, несмотря на то, что полеты турецких военных грузовых самолетов в Ливию сократились на 62% по сравнению с предыдущим периодом.  В дополнение к турецким государственным структурам, частные компании, базирующиеся в Турции, также были отмечены экспертами ООН за нарушения в отношении экспорта оружия. В их список вошли: компания  Kapeks Kimya Sanayi A.Ş., судоходная логистическая фирма  Arkas Denizcilik ve Nakliyat A.Ş, оператор воздушных перевозок Mng Hava Yolları ve Taşımacılık A.Ş. (MNG Airlines), фирма по производству оружия  Asi Makine San. Tic. Ltd. Şti (Sur Arms) и группа Акар. Большинство из этих компаний не ответили на соответствующие запросы ООН. Среди вооружений и военной техники, отправленных в Ливию Турцией, были танки M-60 Patton, беспилотники Bayraktar TB2, беспилотники STM Kargu-2, беспилотники TAI Anka, 155-мм артиллерийское орудие Fırtına T-155, 35-мм орудие Korkut, ракеты MIM-23 Hawk, 122-мм РСЗО Roketsan Sakarya T-122 и ракеты Roketsan, многофункциональные винтовки MFR калибра 5,56 мм, штурмовые винтовки MPT 55K калибра 5,56 мм, снайперские винтовки JNG-90 Bora-12 калибра 7,62 × 51 мм, бронетранспортеры BMC Kirpi и Vuran, бронемашины FNSS ACV-1, бронетранспортеры Katmerciler KIRAC, системы радиоэлектронной борьбы Aselsan Koral, 40×46 мм Akdas AK-Гранатометы 40-GL, Монокуляры ночного видения Aselsan A100 и голографические оружейные прицелы (HWS).

Правительство Турции сохраняет большой интерес к Ливии, стране, которая была втянута в гражданскую войну и разделена после арабских революций 2011 года.   Согласно докладу ООН, вербовка, финансирование, транспортировка и развертывание сирийских боевиков-джихадистов в Ливии все еще продолжаются и в настоящее время. Это подтверждает и тот факт, что в июне с.г. Эрдоган направил в парламент законопроект, который позволяет продлить срок размещения турецких войск в Ливии еще на 18 месяцев. Как и в ранее одобренном аналогичном президентском предложении, количество военнослужащих, которые будут нести службу, и когда или где они будут развернуты, полностью оставлены на усмотрение президента Эрдогана.

В этой связи отметим, что власти Турции принимают серьезные меры по предотвращению утечек в СМИ (а в основном на их основе делают свои выводы эксперты ООН) в отношении деятельности своих спецслужб и армии. Законопроект о СМИ, подвергшийся резкой критике со стороны юристов и журналистов за введение новой цензуры в СМИ, вскоре будет принят парламентом Турции после его одобрения парламентским комитетом по правосудию. По мере появления подробностей о новом регулировании становится ясно, что законодательство включает некоторые положения о цензуре и защите в пользу турецко1 Национальной разведывательной организации (MIT).

Если есть обоснованное подозрение, что в публикациях используются документы, принадлежащие MIT, это спецслужба  сможет принять меры по блокированию контента, а журналисты, у которых, как считается, есть эти документы, столкнутся с уголовным преследованием. Согласно законопроекту, документы MIT не могут быть использованы в новостях, независимо от того, правдивы новости или ложны. Управление по информационным и коммуникационным технологиям (BTK) по заявлению MIT может принять решение заблокировать доступ к публикациям без необходимости решения суда. Кроме того, вопрос о блокировке сайта или новостной ссылки остается на усмотрение BTK. Другими словами, если в публикации в Facebook есть нарушение закона, доступ ко всему сайту Facebook из Турции может быть заблокирован. Законопроект предусматривает, что основания для ареста считаются существующими для подозреваемых, обвиняемых в создании криминального контента, касающегося деятельности и персонала MIT. Содержание не определено. Различие между совершением преступления в Турции и за рубежом было устранено, чтобы более эффективно бороться с преступлениями, требующими ареста. При этом очень  маловероятно, что запрос от агентства будет отклонен каким-либо государственным учреждением. На данный момент два разных парламентских комитета провели заседания для обсуждения нового законопроекта. Оппозиционные депутаты заявили на заседаниях, что действующий закон о MIT уже предусматривает достаточные поправки для защиты учреждения, персонала и конфиденциальных документов, и заявили, что правительство пытается ввести цензуру через MIT. Они также добавили, что новые законы заставят журналистов избегать репортажей о MIT и что право общественности на информацию будет нарушено.

MIT недавно вышла на первый план в публикациях в связи со многими нарушениями прав человека. MIT обвиняется в систематической практике спонсируемых государством экстерриториальных похищений и насильственных возвращений в Турцию. По меньшей мере 100 турецких граждан были вывезены в Турцию из нескольких государств, которые зависят от Анкары в финансовой, политической или гуманитарной поддержке, включая Афганистан, Албанию, Азербайджан, Афганистан, Камбоджу, Габон, Косово, Казахстан, Ливан и Пакистан. Некоторые жертвы насильственного возвращения заявили, что они подвергались пыткам в неизвестных местах в течение нескольких месяцев. В 2018 году Джевери Гювен, турецкий журналист, живущий в изгнании, опубликовал видеозапись о специально оборудованном здании под названием «Чифтлик» («ферма») в Анкаре, куда были доставлены люди, похищенные MIT. В сентябре 2020 года суд Стамбула приговорил пятерых журналистов к различным наказаниям по обвинению в разглашении информации, связанной с национальной безопасностью, и разглашении документов, относящихся к разведывательным операциям. Журналисты опубликовали репортажи и написали в Твиттере о тайно проведенных похоронах агента MIT, убитого во время миссии в Ливии.

В 2013 году представители MIT сообщили парламентскому комитету по расследованию, что организация внимательно следит за социальными сетями.

Как полагают некоторые турецкие эксперты, турецкое  правительство таким образом планирует усилить свой контроль над новостными сайтами и социальными сетями с помощью нового законодательства. В то время как в законопроекте, представленном в парламент, говорится, что он направлен на борьбу с дезинформацией, оппозиция обеспокоена тем, что суды, контролируемые Эрдоганом, будут решать, что является дезинформацией, а что фейковыми новостями.

С добавлением новых статей в Уголовный кодекс Турции впервые определено преступление «публичное распространение вводящей в заблуждение информации». Лицо, распространяющее дезинформацию, определяется как «лицо, которое публично распространяет ложную информацию о внутренней и внешней безопасности, общественном порядке и общем состоянии здоровья страны способом, который подходит для нарушения общественного спокойствия, с единственной целью посеять беспокойство, страх или панику среди населения. Те, кто совершит это преступление, будут приговорены к тюремному заключению на срок от одного до трех лет. Если обвиняемый скрывает это или совершает в рамках деятельности террористической организации, наказание будет увеличено вдвое».

52.27MB | MySQL:103 | 0,513sec