Об участии ОАЭ в модернизации портовой инфраструктуры Судана

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) построят новый порт на Красном море в Судане в рамках инвестиционного пакета на сумму 6 млрд долл. Данную информацию подтвердил председатель суданской группы DAL[i] Усама Дауд Абдельлатиф[ii]. Известно, что так называемый инвестиционный пакет включает в себя создание зоны свободной торговли, крупный сельскохозяйственный проект и депозит в размере 300 млн долл. в Центральный банк Судана, который станет первым таким депозитом после переворота в стране 25 октября 2021 года. Предполагается, что порт стоимостью 4 млрд долл. станет совместным проектом группы DAL и Abu-Dhabi Ports, принадлежащей холдинговой компании Абу-Даби ADQ. В соответствии с техническим заданием заказчика этот объект сможет обрабатывать все виды товаров и станет конкурировать с главным национальным портом страны Порт-Судан. В районе порта будет возведена и промышленная зона, которая будет следовать образцу Джебель-Али в Дубай (крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань), а также небольшой по размерам международный аэропорт.

Сделка с ОАЭ также включает расширение и развитие сельскохозяйственного проекта на сумму 1,6 млрд долларов конгломератом из Абу-Даби IHC и DAL Agriculture в городе Абу-Хамад на севере Судана. Также будет построена платная дорога протяженностью 500 км, общей стоимостью 450 млн долларов, соединяющая проект с портом, при финансировании Abu Dhabi Fund for Development. По данным СМИ, данный проект был согласован в рамках личной встречи главы Судана генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана и президента ОАЭ шейха Мухаммеда бен Зайеда[iii].

Вышеизложенное свидетельствует, что ОАЭ продолжает планомерно укреплять свое присутствие в акваториях Красного моря и Аденского залива. Так называемая в зарубежной печати «Политика портов» («Port Policy») ОАЭ становится одним из важнейших направлений ближневосточной страны по выстраиванию своей региональной стратегии. С помощью таких компаний, как Abu-Dhabi Ports и DP World Эмираты увеличивают свое присутствие на территории ключевых торговых артерий, совместно с чем продвигают свои национальные интересы и диверсифицируют экономику. За последний год были достигнуты важнейшие соглашения с Египтом[iv] и Иорданией[v] (а еще ранее были заключены проекты в Сомалиленде, Королевстве Саудовская Аравия, сотрудничество с Эфиопией по доступу к Бербере, проекты в Йемене), теперь к этому списку стран присоединился и Судан. Важным является и очередной проект в области сельского хозяйства на Африканском континенте.

В настоящее Абу-Даби развернули активную деятельность по поиску новых портовых проектов в Африке. При этом они испытывают жесткую конкуренцию со стороны дубайской DP World, которая недавно потерпела неудачу в рамках получения контракта на модернизацию израильского порта Хайфы. Главный оппонент дубайцев в лице флагманской компании Abu-Dhabi Ports имеет два сильных козыря: капитал IPO  в миллиард долларов и поддержку высших властей эмирата. Это позволило  Abu-Dhabi Ports менее чем за два года превратится из регионального игрока в глобального гиганта, который пытается построить свою африканскую империю.

В ноябре прошлого года компания подписала меморандум о взаимопонимании с Египтом о развитии мультимодального терминала в порту Сафага. Опираясь на тесные связи с Абу-Даби и Каира, Abu-Dhabi Ports в течение 2021-2022 гг. пыталась получить концессию в Порт-Судане, стратегическое расположение которого представляет большой интерес для  всех «тяжеловесов» строительства  и управления портовой инфраструктурой. Прямая связь Abu-Dhabi Ports с правительством ОАЭ также позволила ей возглавить одну из основных дипломатических инициатив ОАЭ в Африке, а именно распространение вакцин против коронавируса COVID-19.

Генеральный директор  компании Мухаммед Джума аль-Шамиси, возглавляет также консорциум «Надежда», главную инициативу ОАЭ по распространению вакцин, а филиал компании является главным дистрибьютором  вакцин  в свободной зоне порта Халифа. В конечном счете, оператор надеется, что эта инициатива облегчит его поиск портовых активов в Африке. Компании, на которую возложена серьезная миссия руководителями эмирата, приходится  прикладывать серьезные  усилия, чтобы попытаться достичь поставленных перед ними ориентиров.

Представляется возможным утверждать, что последние несколько лет ОАЭ наращивает свое присутствие в странах Ближнего Востока за счет такого инструмента, как строительство портовой инфраструктуры. Таким образом, компания Abu-Dhabi Ports извлекает выгоду из официальной африканской дипломатии эмирата для развития своей портовой региональной сети.

[i] https://dalgroup.com/about-dal-group/

[ii] https://www.reuters.com/world/middle-east/exclusive-uae-build-red-sea-port-sudan-6-billion-investment-package-2022-06-20/

[iii] https://www.worldconstructionnetwork.com/news/abu-dhabi-ports-group-and-dal-group-to-build-new-red-sea-port-in-sudan/

[iv] https://www.egypttoday.com/Article/3/114001/Egypt-signs-two-MoU-with-Abu-Dhabi-Ports-to-operate

[v] https://www.reuters.com/world/middle-east/abu-dhabi-ports-signs-5-strategic-deals-with-jordans-aqaba-development-corp-2021-12-19/

52.22MB | MySQL:103 | 0,471sec