Причины и возможные последствия нового витка противоречий между Израилем и Польшей

Прошло не так много времени с момента разрешения предыдущего польско-израильского кризиса, спровоцированного летом прошлого года изменением законодательства республики, затронувшим вопрос реституции еврейской собственности. В конце февраля нынешнего года ситуацию удалось стабилизировать, когда МИД ближневосточной страны дал согласие на возвращение своего посла в Варшаву ввиду необходимости обеспечить выезд израильтян из Украины, а также поддерживать контакт с Польшей в условиях роста ее значимости на фоне событий на российско-украинском треке. И вот в середине июня отношения государств обострились вновь, поводом к чему оказалось несогласие Израиля с предложенными польской стороной существенными изменениями организационной и содержательной частей программы поездок израильских старшеклассников по местам, связанным с Катастрофой европейского еврейства (Холокоста).

Причины, положенные в основу конфликта, трактуются сторонами по-разному. Поводом к росту напряженности считается требование Варшавы к сопровождающим делегации школьников сотрудникам Службы общей безопасности (ШАБАК) отказаться от ношения оружия. Как отметил в интервью заместитель главы внешнеполитического ведомства республики М.Пжидач, вооруженная охрана создает повод для формирования негативного имиджа Польши как «антисемитской страны», нахождение в которой само по себе способно представлять угрозу. Помимо этого, там посетовали, что образовательные поездки сосредоточены исключительно на истории Холокоста и не включают знакомство израильтян с местными сверстниками, хотя такие контакты также могли бы способствовать улучшению восприятия республики в глазах израильского общества. Выходом из ситуации государство видит заключение межправительственного соглашения, регулирующего каждый из спорных пунктов.

Я.Лапид как министр иностранных дел, который ранее активно отстаивал интересы Иерусалима в предыдущем конфликте с Варшавой, трактует ситуацию заметно иначе. С его точки зрения, «поляки хотели вмешаться в содержание поездок и в то, что можно и нельзя говорить приезжающим детям». Сообщая эту информацию, израильский политик сделал два важных акцента. Первый состоит в том, что несмотря на дипломатические последствия решение о замораживании молодежных визитов приняло Министерство образования. Второй сводится к характеристике отношений с Польшей как «пострадавших из-за польских законов о Холокосте», касающихся реституции собственности и запрета на обсуждение участия поляков в преступлениях против евреев. Подобная риторика Я.Лапида содержит в себе попытку представить противоречия с Польшей как системные, то есть затрагивающие различные сферы и выходящие за рамки полномочий Министерства иностранных дел, а также доказать, что февральское примирений не было окончательным, а оказалось, скорее, реакцией на украинские события, требующие обеспечить безопасность находившихся там израильтян.

Казалось бы, общая суть разногласий понятна и вновь состоит в различии подходов к исторической памяти о Холокосте. Вместе с тем по мере осложнения внутриполитической ситуации в Израиле эти противоречия приобретают несколько иное звучание, свидетельствующее о высоком уровне их политизации. На фоне появления сообщений о готовящихся досрочных выборах в Кнессет польские обозреватели начали рассматривать вариант более критичного отношения к Израилю. В частности, как кажется, ряд существенных замечаний на днях сделал в авторской статье для местного издания Do Rzeczy польский публицист Р.Земкевич[i]. Прежде всего, он полагает, что причины очередного столкновения Иерусалима и Варшавы в реальности не ясны, а потому могут в действительности оказаться связанными с напряженной обстановкой в израильских властных кругах, хотя точных подтверждений этому, по мнению автора, все же нет. Впрочем, он не исключает ужесточения антипольской риторики в условиях разворачивающейся избирательной кампании в Израиле. Наконец, статья содержит в себе рекомендацию для Варшавы в ответ сделать линию поведения в отношении Иерусалима более четкой и твердой, а также привлечь для оказания воздействия на Израиль Соединенные Штаты. При этом в качестве аргумента в диалоге с Вашингтоном следует использовать нейтралитет ближневосточной страны на российско-украинском треке.

Помимо содержания приведенной статьи необходимо сказать несколько слов о ее авторе и самом издании. Последнее считается близким к правящей партии «Право и справедливость». Примечательно, что подобные выводы были сделаны даже местными оппозиционными журналистами, поскольку публикации в Do Rzeczy использовались для дискредитации политических противников. А вот Р.Земкевич в прошлом сталкивался с критикой, в том числе за антисемитские взгляды, на этом основании в 2018 г. Великобритания даже запрещала ему въезд. Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в Варшаве действительно задумываются над тем, чтобы положить конец конфронтации с Иерусалимом, но не путем принятия израильских замечаний, а через оказание воздействия на него по чувствительным направлениям. Кроме того, не исключен и дальнейший рост критики со стороны правительства ближневосточной страны в адрес Варшавы, поводом для которого способны послужить подозрения о росте антисемитских настроений в республике.

В целом в нынешней ситуации, равно как и ранее, несмотря на исторический контекст, выходящий на первый план, в основе польско-израильских противоречий лежат более актуальные политические проблемы. Примечательно, однако, что в Варшаве при этом растет понимание высокой степени зависимости динамики ее взаимодействия с Иерусалимом от американского влияния.  Если год назад кризис между государствами разросся в значительной степени из-за того, что в израильском правительстве сочли Польшу недостаточно значимой в системе внешнеполитических координат администрации Дж.Байдена, то в нынешних условиях республика может использовать укрепившееся из-за высокой вовлеченности в российско-украинские дела положение чтобы наоборот инициировать давление Вашингтона на Иерусалим, параллельно продвигая свое видение польско-израильского диалога в будущем.

Подобный поворот способен представлять определенную угрозу как для ближневосточного государства в целом, так и для Я.Лапида, приступающего к исполнению обязанностей премьер-министра, в частности. Значение Польши для Соединенных Штатов действительно увеличивается, примером чему можно считать заявление Дж.Байдена на Мадридском саммите НАТО о создании на территории республики постоянной штаб-квартиры 5-го армейского корпуса США. В этой связи Варшава приобретает больше рычагов воздействия на ключевого глобального партнера Израиля, которому конфронтация его союзников в текущих реалиях явно невыгодна. Наибольшее воздействие данная ситуация способна оказать на Я.Лапида, поскольку, с одной стороны, в качестве приоритетов своей внешней политики он выдвигает сближение с международными организациями и европейскими наднациональными институтами. С другой стороны, будучи сначала сторонником ужесточения курса в отношении Варшавы, а затем одобрив примирение с ней, он не добился действительного урегулирования кризиса по вопросу реституции, продемонстрировав, что Иерусалим может отказаться от принципиальной позиции под воздействием необходимости ситуационного реагирования.

[i] Ziemkiewicz R.A. Polska kontratakuje? // Do Rzeczy. URL: dorzeczy.pl/kraj/316948/ziemkiewicz-polska-izrael-dosc-chowania-glowy-w-piasek.html

52.2MB | MySQL:103 | 0,821sec