Согласно информации из недавно опубликованного каталога ExitArms, подготовленного некоммерческими организациями Urgewald из Зассенберга (Северный Рейн — Вестфалия) и Facing Finance из Берлина на базе статистики Стокгольмского международного института исследования проблем мира Sipri, оружейные кампании из ФРГ, независимо от правительственных решений, продолжали поставки вооружений и военной техники в кризисные точки, в том числе на Большом Ближнем Востоке. По данным за 5 лет (с 2015 до 2020 г.) было совершено более 200 подобных сделок. Всего же из Германии поставки за указанный период осуществлялись в 16 стран, среди которых Египет, Ирак, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ.
Причастными к этой активности считаются не менее 40 кампаний, из которых порядка 15 дочерних. Помимо этого часть сделок были общеевропейскими, где из ФРГ поступали комплектующие. В частности, если обратиться конкретному примеру Саудовской Аравии, то прямыми поставками туда занимались немецкие Daimler, Naval Vessels Lürssen, Hensoldt, а также подразделения Airbus через материнскую кампанию. Конечной целью своей деятельности указанные организации видят пересмотр государственной политики ФРГ в отношениях со странами, вовлеченными в крупные конфликты, а также введение ограничений для конкретных компаний, не соблюдающих ни решения собственного правительства, ни ограничения, наложенные ООН. В частности, с точки зрения Urgewald и Facing Finance от сотрудничества с перечисленными в базе игроками оборонной индустрии должны воздерживаться крупные финансовые учреждения.
Критика со стороны правозащитных организаций, а также ситуация на украинском треке требуют от Берлина определения более четкого курса по поставкам вооружений за рубеж, прежде всего, в т.н. третьи страны. Более того, еще в коалиционном соглашении СДПГ, «Зеленых» и СвДП говорилось о «приверженности национальному закону о контроле над экспортом вооружений». Согласно данным немецких источников, разработка соответствующего документа ведется в настоящий момент и сосредоточена в руках «зеленых» — вице-канцлера, министра экономики и проблем климата Р.Хабека и главы внешнеполитического ведомства А.Бербок.
Предполагается, что ФРГ под воздействием довольно жесткого курса «Зеленой» партии может отойти от устоявшегося принципа, основанного на типе вооружений. В частности, ранее самые строгие запреты касались стрелкового оружия, а вот, к примеру, патрульные корабли или подводные лодки могли продолжать поставляться. В Министерстве экономики под руководством статс-секретаря С.Гигольда в настоящий момент ведется проработка новых правил, которые будут включать в себя высокую долю зависимости поставок вооружений от режима в той или иной стране, особенностей ее внутренней и внешней политики, а также того, разделяет ли она европейские ценности, прежде всего, в области прав человека. Таким образом, к примеру, Египет уже не сможет приобрести подводные лодки немецкого производства, в то время как поставки на Украину получат дополнительное обоснование.
Одной из первых с новым типом ограничений может столкнуться Саудовская Аравия. Предыдущее эмбарго в отношении этой страны, действовало до 30 июня и было введено коалицией «светофор» на 6 месяцев. Пока информация о продлении и пересмотре характера запрета в открытых источниках не опубликована, однако дискуссия на этот счет явно ведется, что подтверждается парламентским запросом «левого» депутата С.Дагделен в министерство экономики. Из него следует, что вплоть до 1 июня текущего года для КСА не было одобрено ни одной экспортной лицензии, в то время как предыдущее правительство А.Меркель делало определенные исключения, выдав с января 2020 г. по июнь 2021 г. более 50 лицензий.
В целом разрабатываемый коалицией О.Шольца новый подход к поставкам вооружения и военной техники в третьи страны, может оказать довольно серьезное воздействие на Ближний Восток, осложнив отношения с арабскими странами в виде к примеру Египта, на который ЕС хочет опираться как на хаб в энергетической политике. Не исключено, что обновленный порядок выдачи лицензий способен осложнить контакты с Израилем. Впрочем, если учесть, что особые отношения Берлина и Иерусалима базируются на принципе исторической ответственности, не исключено, что для сохранения вытекающих из нее гарантий безопасности ближневосточного государства ФРГ придется предложить и добиться одобрения в Евросоюзе расширения партнерских связей с Израилем, дабы представить его как игрока, разделяющего европейские ценности.
Обратной стороной этого процесса является то, что ситуация может привести и к осложнению внутриполитической обстановки. Если канцлер О.Шольц в целом разделяет курс, который продвигают «Зеленые», то вот младший партнер СвДП наоборот считает, что существующих ограничений достаточно. Несмотря на то, что позиция партии основывается не на внешнеполитических соображениях, а на поддержке представителей оборонной индустрии, опасающихся дальнейшего спада в отрасли, в целом несогласие СвДП может быть использовано лоббистами, в том числе в интересах ослабления ограничений в отношении представителей Большого Ближнего Востока. Также не заинтересованы во введении полных запретов и в оппозиции в виде ХДС. Причем особенно осложняет положение правительства и прежде всего СДПГ тот факт, что в прошлом указанные решения по ограниченным лицензиям ею не оспаривались.
Помимо этого, воздействие на стратегию Берлина будут оказывать и другие европейские государства. Это связано с двумя группами причин. Первая состоит в том, что, как указывалось выше, Германия является производителем комплектующих в рамках того же Airbus. Вторая – ужесточение правил в ФРГ при обсуждении необходимости разработки общеевропейских правил поставок вооружения может привести к нежелательным ограничениями для других представителей ЕС, к примеру, Франции. При этом модель отрасли ВПК Пятой республики такова, что внутренний рынок слишком мал, а действительно конкурентоспособными в мировых масштабах считается лишь ряд направлений, что обуславливает и достаточно высокую зависимость от уже имеющихся партнеров, которым требуется данная продукция.
В результате, не исключено повторение ситуации, аналогичной той, что складывается в энергетике. Посредством визитов и переговоров, примерами которых можно считать поездки на Ближний Восток Р.Хабека или председателя Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, Берлину и Брюсселю придется доказывать, что и ближневосточные режимы, в которых ЕС и Германия заинтересованы по геополитическим причинам, в целом способны считаться демократическими и встать на путь требуемых преобразований. Это даст формальную основу для продолжения поставок определенных видов вооружений и военно техники, однако критика со стороны правозащитных организаций и внутренней оппозиции при таком сценарии рискует лишь усилиться.