О развитии программы беспилотных летательных аппаратов в Турции

Ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) турецкого производства Bayraktar Akinci («Байрактар акынджи») успешно произвел пуск ракеты с лазерным наведением LGK-82 разработки национальной компании Aselsan («Аселсан»). Об этом сообщило в субботу 1 июля Анатолийское агентство. По его данным, беспилотник 1 июля вылетел с авиабазы Чорлу в провинции Текирдаг на северо-западе Турции и на высоте более 9,1 тыс. метров запустил крылатую ракету с лазерным наведением, точно поразившую цель условного противника. Подобного рода боеприпас, применявшийся ранее пилотируемой авиацией, впервые был протестирован на БПЛА.  Турция в последние годы наладила производство боевых беспилотников не только для обеспечения потребностей своих вооруженных сил, но и на экспорт. На данный момент уже шесть государств являются операторами турецких БПЛА Bayraktar TB-2 («Байрактар ТБ-2»): Азербайджан, Катар, Ливия, Марокко, Польша и Украина. Беспилотники этого типа применялись в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Сирии и Ливии. Однако как полагают британские эксперты в области вооружений, несмотря на прогресс Турции в создании беспилотных летательных аппаратов, она столкнется с проблемами в разработке эффективных возможностей «воздух-воздух» для своих беспилотных летательных аппаратов.  Предполагается, что новый турецкий беспилотник Bayraktar Akinci и готовящийся к выпуску беспилотный истребитель Kizilelma (Red Apple) будут совместимы с отечественными ракетами класса «воздух-воздух» (AAM), что потенциально может сделать их менее уязвимыми для вражеской авиации. Однако, как полагают британские и израильские  эксперты по беспилотникам, их возможности  останутся ограниченными и вряд ли произведут революцию в ведении воздушной или беспилотной войны. Турецкая проправительственная газета Sabah сообщила в начале июня, что Baykar Defense (производитель Akinci и Kizilelma) и Институт исследований и разработок оборонной промышленности (Sage) Совета по научно-техническим исследованиям Турции (Tubitak) совместно работают над разработкой AAMs. Сообщается, что последняя находится на завершающей стадии разработки ракет Bozdogan (Merlin) и Gokdogan (Peregrine), в пределах и за пределами видимости AAMS. Турция широко экспортирует свой Bayraktar TB2 который.  успешно применялся в различных конфликтах, в том числе между Арменией и Азербайджаном, последним из которых является Украина. Однако Bayraktar TB2 не обладает возможностями применения ракет «воздух-воздух», что означает, что он уязвим при работе в оспариваемом воздушном пространстве. К тому же кризис на Украине выявил явные недостатки электронной начинки этого дрона в рамках применяемых систем РЭБ.  Akinci — гораздо более крупный, хорошо вооруженный и современный беспилотник — теоретически может оказаться гораздо менее уязвимым для вражеских самолетов, если он вооружен ракетами Bozdogan и Gokdogan. Несмотря на достигнутый прогресс, Турция, скорее всего, сочтет разработку эффективных ракет «воздух-воздух» для своих беспилотных летательных аппаратов слишком сложной задачей. В начале 2000-х годов США вооружили некоторые из своих беспилотных летательных аппаратов MQ-1 Predator ракетой малой дальности Stinger, которые оказались крайне неэффективными. Например, иракский истребитель МиГ-25 быстро сбил один из этих беспилотников в 2002 году после того, как он выпустил один из своих Stinger и промахнулся. «Основная проблема при оснащении дистанционно пилотируемых беспилотных летательных аппаратов, таких как MQ-1 Predator или Bayraktar TB2, ракетами класса «воздух-воздух» для самообороны заключается в том, что датчики на самолете дают удаленному экипажу очень ограниченное поле зрения. Это означает, что, хотя они могут быть хорошо осведомлены о том, что происходит вокруг БПЛА  в поле зрения сенсорного шара (обычно направленного на землю), они не в состоянии надежно обнаруживать или отслеживать самолеты вокруг них. Кроме того, из-за ограничений конструкции самолета, задержки сигнала управления и размещения антенн беспилотники с дистанционным управлением, такие как TB2 или MQ-1/9, не могут агрессивно маневрировать, что не позволяет им надежно нанести эффективный ракетный удар по вражескому истребителю или уклониться от ракетного удара по ним», — говорит Джастин Бронк, старший научный сотрудник в Группе военных наук Королевского объединенного института служб (USI). Он считает, что реактивный беспилотный истребитель Kizilelma является «потенциально многообещающим проектом, поскольку это будет настоящий беспилотный боевой летательный аппарат (UCAV), рассчитанный на живучесть и смертоносность в оспариваемом воздушном пространстве (в отличие от TB2)». Тем не менее, чтобы Kizilelma полностью реализовал свой потенциал, «он должен не только обладать эффективными свойствами скрытности, датчиками и вооружением (такими как новые ракеты Bozdogan и Gokdogan), но и быть высокоавтоматизированным в полете, чтобы эффективно противодействовать враждебным помехам сигнала дистанционного управления и агрессивно маневрировать, не опасаясь потери ориентации антенны с наземной станцией управления». «Это непростая задача, которая, вероятно, бросит вызов динамичной, но относительно неопытной индустрии разработки боевых самолетов Турции», — сказал Бронк. То есть, британцы также не сильно уверенны в потенциале инженерной школы Турции.  Сэмюэль Бендетт, исследователь аналитического центра Center for Naval Analysis, полагает, что гораздо более перспективным является схема, когда ракетами будут вооружаться  «относительно крупные беспилотные летательные аппараты», которые имеют скорость, сравнимой с вертолетами. «Существуют проекты, направленные на превращение беспилотных летательных аппаратов в охотников за беспилотниками противника — до войны в Украине российский беспилотный летательный аппарат Orion был испытан в Крыму против тихоходного БПЛА вертолетного типа, поэтому такой военный беспилотник можно превратить в охотников за вражескими беспилотниками. Это конкретное испытание было проведено с использованием ракет класса «воздух-поверхность», но это был очевидный ответ на приобретение украинцами Bayraktar TB2», – полагает он.  Он также подчеркнул, что «русские тестируют возможности охоты на дронов на небольших беспилотниках. Я думаю, что использование AAMS на более крупных беспилотных летательных аппаратах также возможно против определенного типа беспилотных воздушных целей, но это зависит от мощности AAM и характеристик беспилотника-носителя». Джеймс Роджерс, доцент кафедры военных исследований Университета Южной Дании, отметил, что «возможности размещения ракет «воздух-воздух» традиционно не были  силой военных беспилотников». «Фактически, за последние 20 лет беспилотники в основном использовались серьезными с военной точки зрения странами против менее могущественных негосударственных субъектов, которые не обладают особенно эффективной или угрожающей воздушной мощью. Проще говоря, до недавнего времени беспилотники эксплуатировались в воздушном пространстве, где было обеспечено господство в воздухе, и было мало очевидных угроз; не было особой необходимости в ракетах «воздух-воздух». Сегодня ситуация начинает меняться: более 100 стран и более 50 негосударственных субъектов развертывают различные типы систем вооружения в более спорном воздушном пространстве», — уверен он. Роджерс также отметил, что «война в Украине наглядно продемонстрировала, как стало сложнее обеспечить превосходство в воздухе, учитывая различные типы самолетов, которые оспаривают контроль над небом». И хотя Akıncı, вооруженные ракетами Bozdogan и Gokdogan, могут обеспечить  ограниченную защиту от других беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых самолетов, это не обязательно сделает Турцию пионером или мировым лидером в этой конкретной области. «Такая система, вероятно, будет приобретена средними и малыми странами, при этом США продолжают лидировать в области высокотехнологичных беспилотных систем класса «воздух-воздух». Одним из таких примеров является разработанная DARPA программа LongShot. «Ракета «Дальнобойный выстрел», запущенная с более крупного самолета (вероятно, бомбардировщика), расширит радиус действия традиционных военных самолетов и ракет, будучи выпущенной на большое расстояние в сторону вражеского самолета, где она затем поразит противника своими ракетами. Ключевым моментом здесь является то, что пилоты-люди и бомбардировщики могут находиться на безопасном расстоянии, без угрозы со стороны противника», — полагает Роджерс. Он также считает, что будущее, в котором «беспилотники будут участвовать в маневренных, быстрых воздушных боях в стиле Top Gun на поле боя, вероятно, будет довольно далеким». «Фактически, в ближайшем будущем, когда беспилотники будут вступать в бой с вражеской авиацией, это будет больше похоже на движение и скорость ударного вертолета и менее сопоставимо с реактивным истребителем.  Это справедливо даже с учетом разработки реактивных беспилотников, таких как Kizilelma, которые вряд ли будут обладать приспособляемостью и ловкостью высококвалифицированного пилота дорогого F-35», — уверен он.

52.35MB | MySQL:103 | 0,463sec