О политической ситуации в стране накануне референдума о новой конституции Туниса

Тунисский суд заморозил финансовые активы нескольких противников президента Кайса Саида, в том числе бывшего спикера распущенного парламента Рашида Ганнуши и еще девяти человек. В приказе, изданном 6 июля, также перечислены сын Ганнуши, Моад, бывший премьер-министр Хамади Джебали и бывший министр иностранных дел Рафик Абдессалем. Все они являются ведущими  фигурами партии «Ан-Нахда», что четко сигнализирует на курс президента по минимизации влияния этой ведущей исламистской партии накануне проведения «судьбоносного» голосования по проекту новой конституции. «Есть приказ судьи по борьбе с терроризмом заморозить банковские счета этих людей, и Комитет по финансовому анализу попросил банки выполнить судебное решение», — заявил представитель Комитета по финансовому анализу, который возглавляет управляющий Центральным банком Туниса. Р.Ганнуши, который является главным лидером тунисской оппозиции, стал откровенным критиком Саида с момента  захвата им власти в прошлом году, когда он распустил парламент и наделил себя широкими полномочиями. В прошлом месяце появились сообщения о том, что Ганнуши «официально обвинен в принадлежности к террористической организации». «Ан-Нахда» подтвердила, что судья вызвал Ганнуши, чтобы тот  ответил на вопросы об обвинениях, которые в партии назвали «искажением и измышлениями». В этой связи эксперты-юристы подняли вопросы о независимости судебной власти Туниса при К.Саиде. Саид Бенарбиа, директор базирующейся в Женеве Международной комиссии юристов, полагает, что президент «подчинил судебную систему своей политической воле» с помощью ряда мер, принятых с лета прошлого года, включая роспуск Высшего судебного совета и чистку кадрового состава судей. В прошлом месяце Саид уволил 57 судей, чтобы «очистить» судебную систему, обвинив ее «в покровительстве террористов». Причем первоначально утечки из правительства говорили о том, что в «черном списке» числится порядка 400 судей. «Очистив судебную систему от некоторых из тех самых судей и прокуроров, которые отказались выполнять его незаконные указы и распоряжения, президент Саид послал пугающий сигнал другим судьям, которые должны пресечь его злоупотребления властью. В нынешних условиях у общественности будет мало уверенности в том, что судебные решения, направленные против противников президента, основаны на законе и доказательствах, а не на политических соображениях», — считает Бенарбиа. В июне бывший премьер-министр Хамади Джебали, еще один из ключевых соперников Саида, был арестован по подозрению в отмывании денег и содержался под стражей в течение четырех дней. «Ан-Нахда» заявила, что его арест был частью кампании запугивания, направленной против противников правительства. Это произошло всего за несколько недель до одобренного Саидом референдума по конституции, намеченного на 25 июля, в первую годовщину попыток президента захватить власть. Новая конституция рассматривается как попытка перестроить и консолидировать страну под «единоличным правлением». «Лишь небольшая часть общества поддерживает конституцию. Саид переоценивает это, утверждая, что это решит все проблемы. Большинство людей не верят в его расска», — полагает Мухаммед-Дхиа Хаммами, тунисский докторант по политологии в Школе Максвелла Сиракузского университета. Он добавил, что президент Туниса начал «автократический проект с нетрадиционной формой народного представительства, которую он называет «строительством снизу»», который не увенчается успехом.  Последний шаг Саида против крупнейшей партии в парламенте также может отвлечь людей от растущих экономических проблем и отсутствия аппетита к новой конституции, полагает  Радван Масмуди, президент Центра изучения ислама и демократии в Вашингтоне, округ Колумбия. «Кайс Саид знает, что предлагаемые им референдум и новая конституция очень непопулярны, поэтому он пытается отвлечь внимание и притвориться, что борется с коррупцией, в то же время преследуя крупнейшую оппозиционную партию в стране. Очевидно, что Кайс Саид разрушает демократический эксперимент и институты в Тунисе. Если он добьется успеха, Тунис ждет несколько очень трудных и мрачных дней, месяцев и, возможно, лет, особенно с точки зрения прав человека, свободы выражения мнений и свободы организаций», — полагает Масмуди, добавив, что он хочет построить «систему, в которой президент удерживает от 80 до 90 процентов рычагов власти». Влиятельный профсоюз страны UGTT также недавно предупредил, что проект конституции может угрожать демократии, хотя и заявил, что его миллион членов могут голосовать так, как они считают нужным. Вообще, рискнем утверждать, что не все так однозначно ясно с позицией большинства населения по вопросу новой конституции. Оценки тунисских оппозиционных деятелей в Европе и США в данном случае надо воспринимать очень осторожно. Другой вопрос, что предлагаемый текст нового Основного закона гораздо жестче того проекта, который был предложен ее архитектором. Глава комиссии, которая курировала разработку новой конституции Туниса, отозвал 3 июля ее поддержку, предупредив, что она была изменена в текст, который может привести к «диктаторскому режиму». Садек Белаид, глава комитета, который разработал новую конституцию, представленную президенту Кайсу Саиду  дистанцировался от конституции. «Это не имеет ничего общего с текстом, который мы разработали и представили президенту», — заявил он. По его оценке, проект конституции отдаст большую часть политической власти Саиду, который правит через издание указов с июля прошлого года, что даст ему окончательную власть над правительством и судебной системой. Ранее политическая власть более непосредственно осуществлялась парламентом, который играл ведущую роль в назначении правительства и утверждении законодательства. Согласно предложенной новой конституции, правительство будет подотчетно президенту, а не парламенту, хотя палата может отозвать доверие правительству большинством в две трети голосов. Саиду будет разрешено представлять проекты законов, нести единоличную ответственность за предложения договоров и составление государственного бюджета, назначать или смещать министров правительства и назначать судей. Избирателям будет предложено одобрить конституцию на референдуме 25 июля. Белаид сказал, что документ «содержит риски и значительные недостатки», и что одна конкретная статья несет в себе «непосредственную опасность», поскольку она даст президенту «очень широкие полномочия… это может привести к диктаторскому режиму». «Вот почему, как глава национального конституционного комитета… Я заявляю с сожалением и чистой совестью… что комитет не имеет никакого отношения к документу», — заявил он. «В случае принятия конституция предоставит президенту неограниченные, неконтролируемые полномочия и резко ограничит полномочия других ветвей власти, включая парламент и судебную систему. Процесс разработки был лишен какой-либо правовой основы, демократической легитимности, инклюзивности, подотчетности и прозрачности — за закрытыми дверями незаконный комитет разработал конституцию, которая не отражает взгляды всех тунисцев», — утверждает Бенарбиа.

Американские эксперты полагают в этой связи, что в Тунисе вероятное принятие новой конституции предвещает возвращение к практически неконтролируемой президентской системе, которую протестующие «арабской весны» свергли десять лет назад. Но, хотя поначалу это посеет еще больше разногласий, консолидация власти при президенте Кайсе Саиде может помочь стабилизировать экономический и политический кризис в североафриканской стране в долгосрочной перспективе. Минимальный уровень участия в референдуме отсутствует, что означает, что его результаты будут считаться законными независимо от того, сколько тунисцев в конечном итоге проголосуют. Администрация президента также обладает значительными институциональными полномочиями для руководства деятельностью правительства и влияния на решения избирательного совета. Учитывая эти факторы, ожидается, что конституционный референдум пройдет успешно. Проект конституции, обнародованный 30 июня, который в значительной степени возвращает политическую систему Туниса к форме, существовавшей до «арабской весны», расширяя полномочия исполнительной власти при минимизации полномочий парламента, таким образом, готов стать законом страны, нравится это большинству тунисцев или нет. От себя добавим, что он окончательно «ставит крест» на всех надеждах Запада  по экспорту «демократии западного образца» в страны Ближнего Востока и Северной Африки.  Саид в одностороннем порядке назначил свой собственный консультативный комитет для разработки проекта новой конституции, что вызвало протест со стороны главной оппозиционной Тунису исламистской партии «Ан-Нахда» и светской партии «Афак Тунис», а также влиятельного Всеобщего профсоюза страны (UGTT). По состоянию на 6 июля 148 группировок в Тунисе (включая политические партии, ассоциации и отдельных лиц) официально зарегистрировались в Независимом высшем избирательном управлении страны (ISIE) для проведения кампании по проведению референдума. Ожидается, что 141 из этих групп, в основном отдельные лица, будут проводить кампанию за голосование «за». Остальные 7 группировок — это в основном политические партии, которые, как ожидается, будут проводить кампанию за голосование «против». Президент Саид в значительной степени контролирует ISIE и, вероятно, повлиял на этот большой разрыв между ожидаемыми голосами «за» и «против».

Новый проект конституции предоставит Саиду широкие полномочия с очень небольшим контролем. Согласно новой системе, парламент Туниса будет разделен на две палаты: народных представителей (по-видимому, аналогичную существующей в настоящее время) и собрание регионов и округов (новая палата, ориентированная на местные интересы).). Президент, тем временем, будет предлагать проекты законов, бюджетов и договоров — полномочия, которые в настоящее время зарезервированы за парламентом. Парламент также не будет иметь полномочий для рассмотрения этих законопроектов, что исключает ключевую проверку исполнительной власти. Кроме того, премьер-министр будет назначаться президентом и отвечать перед ним, а не перед парламентом (хотя вотум недоверия парламенту, который получит по крайней мере две трети голосов, все равно может сместить премьер-министра и его правительство). Примечательно, что в проекте конституции не изложена процедура импичмента президента.

Такие изменения кодифицировали бы потерю страной завоеваний «арабской весны», в значительной степени восстановив автократическую систему, которая была свергнута в результате революции 2011 года. Конституция Туниса после «арабской весны» 2014 года перевела страну с президентской системы на парламентскую. Авторы документа получили Нобелевскую премию мира за привлечение к процессу разработки проекта широкого спектра исламских и светских лидеров, а также за создание сильной системы сдержек и противовесов, которая децентрализовала власть во всех правительственных учреждениях страны. Но, хотя она и стала более демократичной, допускающая большее взаимодействие между ветвями власти, она также оказалась более хаотичной, о чем свидетельствует политический тупик, который с тех пор преследует парламент Туниса. Тунисцы все больше разочаровываются в почти постоянных спорах партий на протяжении многих лет, что препятствует способности законодательной власти проводить политику и реагировать на углубляющийся экономический кризис в стране. Это заставило многих утверждать, что то, как устроен законодательный орган, изначально порочно — убеждение, повторенное Саидом в его президентской кампании 2019 года, которая не только помогла ему победить на выборах, но и привела к тому, что многие тунисцы изначально поддержали его решение о приостановке работы парламента в прошлом году. По неофициальным данным, многие тунисцы испытывают ностальгию по эпохе до «арабской весны» при правительстве бывшего президента Зин Аль-Абидина Бен Али, которое было менее демократичным, но в некотором смысле отличалось большей политической и экономической стабильностью. Во время предвыборной кампании на пост президента в 2019 году Саид пообещал с нуля построить демократическую систему управления, ориентированную на широкие массы. Некоторые тунисцы считают, что он все еще может добиться этого. Но другие, особенно образованная элита, теряют веру на фоне продолжающихся усилий Саида по консолидации власти, которую закрепит новая конституция.

Отсутствие ограничений на полномочия президента в предлагаемой конституции, вероятно, вызовет значительную политическую оппозицию и длительный период социальных волнений. Большинство политических партий и многие организации гражданского общества выступают против видения президентом Саидом политического будущего Туниса, а некоторые утверждают, что новая конституция прокладывает путь к авторитарному правлению. В частности, основная оппозиционная партия «Ан-Нахда», светская партия «Афак Тунис» и Всеобщий трудовой союз (UGTT), вероятно, продолжат выражать свое неодобрение конституционному референдуму до и после декабрьских парламентских выборов. В ближайшие месяцы это может привести к разрушительным протестам и общенациональным забастовкам, если крупнейшие партии и профсоюзы страны призовут тунисцев выйти на улицы — риск, который, вероятно, возрастет, если конституция будет одобрена на референдуме 25 июля, как ожидается. UGTT является крупнейшим профсоюзом Туниса, его члены составляют примерно 5% населения страны. 16 июня UGTT организовала общенациональную забастовку после того, как Саид объявил о планах экономических реформ, которые будут включать в себя сокращение крупных государственных расходов на оплату труда. С тех пор профсоюз пригрозил провести новые забастовки в ближайшие месяцы на фоне углубляющегося экономического кризиса в стране. Способность UGTT организовать значительную всеобщую забастовку и приостановить деятельность государственного сектора в последние недели свидетельствует о тех мерах, которые UGTT может предпринять в ответ на усилия Саида по проведению политических реформ.

Первоначальная реакция на авторитарный поворот Саида, вероятно, усугубит экономический кризис и политический паралич в Тунисе в ближайшей перспективе. Но возвращение к более централизованной системе управления также может в конечном итоге освободить Саида для проведения реформ, необходимых для стабилизации финансового положения страныЗависящая от туризма экономика Туниса все еще не оправилась от последствий пандемии COVID-19, которую глобальные экономические потрясения, вызванные операцией России на Украине в феврале, с тех пор только усугубили. Это привело к росту стоимости жизни, что, по мнению профсоюзов, таких как UGTT, требует повышения заработной платы на размер инфляции.  Но Тунис также имеет один из самых высоких в мире государственных счетов на заработную плату, а также одно из самых высоких в мире соотношение государственного долга к ВВП. Чтобы смягчить это растущее долговое бремя, правительство Саида разработало совместно с Международным валютным фондом программу «национальной экономической реформы», которая включает сокращение расходов и другие непопулярные меры жесткой экономии. Продолжающееся противодействие UGTT таким мерам, наряду с политическим хаосом в преддверии парламентских выборов, вероятно, продолжит препятствовать способности Саида провести предлагаемые им экономические реформы, по крайней мере, до декабрьских парламентских выборов. Однако, если новая конституция будет ратифицирована в июле, новая система власти может фактически повысить экономическую стабильность в долгосрочной перспективе, возложив на одно ведомство (исполнительную власть) разработку законодательства, тем самым сократив дебаты в парламенте и гражданском обществе, которые замедляли выработку политики (и, в свою очередь, экономику Туниса)в последние годы. В опросах общественного мнения большинство тунисцев неизменно считают экономику своей самой насущной заботой. Таким образом очевидно, что большинство населения готовы пожертвовать своими демократическими завоеваниями ради стабилизации экономической ситуации. И это обстоятельство, кстати, и объясняет неоднозначную позицию  крупнейших профсоюзов по вопросу референдума.

Ослабление демократии в Тунисе в соответствии с новой конституцией нанесет ущерб связям страны с западными странами, но может улучшить ее региональные отношения. Ратификация новой конституции Саида приведет к отчуждению Туниса от западных стран и международных институтов, таких как МВФ, которые предоставляют столь необходимую финансовую помощь стране с большим долгом. Действительно, Соединенные Штаты и Франция уже выразили обеспокоенность по поводу недавних захватов власти Саидом и, несомненно, осудят конституционный референдум, если он пройдет. Но, усложняя приход к власти исламистских политических партий, переход к более сильной и менее подотчетной исполнительной власти будет приветствоваться другими автократическими режимами на Ближнем Востоке, такими как Египет, что может помочь правительству Саида получить более прямую финансовую помощь от региональных государств. Страны региона, такие как Объединенные Арабские Эмираты и Египет, которые решительно выступают против исламистских политических партий, таких как «Братья-мусульмане», приветствовали ослабление парламента Туниса, где исламистская партия «Ан-Нахда» в настоящее время имеет большинство мест.

52.3MB | MySQL:103 | 0,541sec