Почему Франция была выбрана для первого визита Я.Лапида в качестве премьер-министра Израиля

Во вторник приступивший на днях к исполнению обязанностей главы израильского правительства Я.Лапид отправился в свой первый зарубежный визит во Францию. Перед отъездом он дал традиционный для таких случаев комментарий, в котором отметил, что Париж «является крупным стратегическим партнером Израиля во многих областях». Однако в фокусе внимания, по словам главы партии «Еш атид», оказалась все же иранская ядерная проблематика. При этом было подчеркнуто, что, с одной стороны, Израилю важно донести свое видение до страны, непосредственно участвующей в переговорах, а с другой, до международного сообщества в целом. Наконец, свою нишу в повестке занял и ливанский трек, где премьер-министр намеревался поговорить о «необходимости сдерживать «Хизбаллу»» и продолжать урегулирования противоречий по морской границе.

В итоге иранская проблематика, как кажется, все же серьезного прогресса в обсуждении не получила, хотя Я.Лапид по итогам рапортовал об обратном. В ходе встречи президент Франции Э.Макрон сообщил о разочаровании тем, что ИРИ «отказывается» достигать соглашения, а также пообещал, что «в тесной координации с партнерами приложит все усилия, чтобы привести Иран в чувство». Глава израильского правительства, в свою очередь, воспринял сказанное как свидетельство того, что, цитируя политика, «возврата к соглашению в ближайшее время не будет», исходя из чего для решения проблемы «требуется что-то другое». Под этим  Я.Лапид, судя по всему, подразумевал международное давление, добавив, что «иранцы не вернуться за стол переговоров пока не возникнет реальная военная угроза».

Обращение к Парижу в контексте ИРИ, как предположили некоторые французские и израильские журналисты, могло быть продиктовано тем, что в 2018 г. Э.Макрон выступил с призывом к «новой сделке», озвученный им на встрече с Д.Трампом на этапе, когда США решили отказаться от СВПД. В частности, по замыслу французского лидера, сделка 2015 г. могла бы быть расширена за счет дополнительного соглашения, включающего ракетную программу Ирана. Вместе с тем, Я.Лапид, как кажется, не учел, что Пятая республика всерьез рассматривает возвращение ИРИ на нефтяной рынок для снижения цен на топливо, что требует продолжения переговоров и, не исключено, определенных уступок в отношении Ирана. Помимо этого, Э.Макрон хочет подключить к обсуждению данной темы КСА, что в определенной степени подорвет усилия по складыванию регионального альянса против Тегерана.

Гораздо более значимым  практическом плане для обоих государств в ходе встречи на высшем уровне выглядит Ливан. В частности, сообщая об угрозе безопасности израильским газовым месторождениям, глава правительства ближневосточной страны сказал, что намерен «просить Францию вмешаться, чтобы поддержать переговоры». При этом он подчеркнул важность прогресса на указанном терке для развития энергетического сотрудничества в Средиземноморье. В ответ на это Э.Макрон подтвердил готовность помочь, сказав, «Франция вносит свой вклад и готова внести еще больший вклад».

Перспективной данная проблематика кажется в силу политики Парижа в отношениях с Бейрутом. Прежде всего, после взрыва в порту ливанской столицы в августе 2020 г. Франция, пожалуй, взяла на себя ключевую роль в поддержке восстановления, сигнализируя при этом о необходимости провести глубокие политические преобразования, вплоть до отказа от существующей системы квотирования во власти. Помимо этого Пятая республика явно заинтересована в наращивании экономических контактов с Ливаном, что доказывает, к примеру, состоявшееся  конце июня первое с 2019 г. очное собрание Франко-ливанской торговой палаты. Для развития этого компонента взаимодействия Парижу также важна стабильная страна-партнер. Наконец, французские силы участвуют в операции UNIFIL в Ливане, более того, именно Пятая республика традиционно становится автором текста резолюций, продлевающий мандат на присутствие ООН.

Дополнительным скрытым мотивом посетить Париж для Я.Лапида может считаться посол Израиля во Франции Я.Герман, которая получила данный пост как политический назначенец нынешнего главы правительства. Кандидатура Я.Герман – члена партии «Еш атид» с 2012 г., несколько раз получавшей заведомо проходные позиции в предвыборных списках, а также назначенной министром здравоохранения в 33-м правительстве, вызывала много споров. Затрагивали они как потенциальную сложность Франции для работы некарьерного дипломата, так и то, что Я.Лапид, будучи главой МИД, проводил четкую линию на укрепление своего положения, в том числе за счет назначений и формирования правительственных делегаций, не решая при этом трудовой конфликт во внешнеполитическом ведомстве. Как следствие, слаженная работа во время текущего визита могла продемонстрировать, что Я.Герман все же справляется со своими обязанностями.

В целом Франция, безусловно, важная для Израиля европейская страна, однако выбор ее в качестве первого зарубежного визита премьер-министра выглядит несколько сомнительным.

Во-первых, отношения Иерусалима и Парижа все же не имеют статуса особых.

Во-вторых, Франция довольно критично относится к израильской поселенческой политике.

В-третьих, президент Э.Макрон, хотя и считается более предпочтительным лидером страны для местной еврейской общины, по мнению ряда представителей последней все же не уделяет ее проблемам должного внимания.

Наконец, в контексте первого зарубежного визита Я.Лапида как главы правительства нельзя не отметить восприятие его в среде обозревателей и общественности, которое оказалось в определенной степени критичным. Несмотря на то, что, сознательно выбрав пост главы МИД до ротации, Я.Лапид надеялся как раз укрепить связи с зарубежными лидерами и отобрать у Б.Нетаньяху монополию на использование внешней политики в предвыборной гонке, некоторые журналисты все же уличили его в излишнем стремлении продемонстрировать близкий характер контактов с президентом Франции, вызывавший у Э.Макрона некоторое смятение. Впрочем, и Н.Беннет не удостаивался однозначной похвалы за свою активность на международной арене, правда, считалось, что он уступает главе Ликуда в ораторском искусстве и смысловой наполненности заявлений.

53.1MB | MySQL:103 | 0,512sec