Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 5

О финансирование выборов и партийных долгах

Процедура финансирования избирательной кампании в Кнессет обговорена в «Законе о партиях». Понятие «партия» определено в Законе о партиях как «группа людей, которые объединились в целях продвижения, при помощи законных средств, государственных или общественных целей и представления этих целей в Кнессете через своих избранных представителей».

Согласно закону для  регистрации  партий в Израиле достаточно лишь ста или более совершеннолетних граждан, являющихся жителями Израиля. Решение о регистрации партии принимает регистратор партий, и его можно обжаловать в Верховном суде.

Согласно Основному закону о Кнессете список кандидатов в депутаты Кнессета может быть подан только партией. Список кандидатов может включать представителей нескольких зарегистрированных партий, и партия, которая подает список кандидатов, может подать его вместе с частными лицами и с политическими движениями. Список, избравшийся в Кнессет, превращается во фракцию, а партия или партии, члены которых составляют эту фракцию, продолжают действовать в качестве партий в отрыве от этой фракции.

При утверждении законопроекта о роспуске Кнессета, утверждается и вопрос о финансирования партий .Партии уже представленные в Кнессете имею право на государственное финансирование, привязанное к количеству депутатов распускаемого парламента, внесённых в избирательный список партии. Сумма положенная за каждый депутатский мандат, каждый раз становиться предметом торга коалиции и оппозиции. В этот раз она вновь была увеличена и составляла более 1,6 млн шекелей за мандат. Эту сумму партии могут взять в долг у государства для проведения своей избирательной кампании.

Кроме того, предлагается предусмотреть, чтобы единая надбавка, выплачиваемая фракциям после выборов составляла 1,4 единицы финансирования вместо одной единицы с учетом фиксированных расходов всех фракций и для уменьшения ущерба для небольших фракций. Предлагается также установить, что новый список кандидатов может ходатайствовать об авансе за счет финансирования его избирательных расходов в размере десяти расчетных единиц, а не в размере 70% от десяти расчетных единиц.

В пояснительной записке к предложению говорится: «Из-за проведения пяти кампаний выборов в Кнессет партии сталкиваются со значительными трудностями в управлении финансовыми ресурсами, выделенными им по закону. «Эти ресурсы предназначены для использования партиями в течение более длительных периодов времени между выборами, и поэтому предлагается адаптировать к сложившимся уникальным обстоятельствам правила, касающиеся кредитов, предоставляемых фракциям Кнессета, за счет финансирования текущих расходов».

Вся проблема в том, что подавляющее большинство партий в Кнессете, накопили огромные долги, по ранее взятым кредитам. Видимо переоценив свои возможности артии перебрали кредитов и не смогли с ними расплатиться по итогам выборов.

Уже сегодня до начала избирательной кампании суммарно долги партий достигли 340 млн шекелей.  Из всех долгов 182 млн шекелей — это кредиты, взятые у Кнессета, а 158 млн шекелей — старые кредиты в банках и долги поставщикам и налоговым органам. Это  цифры приведены в отчете Государственного контролера по счетам фракций на конец 2021 года. Как отметил государственный контролер Матанияху Энгельман: «Повышен риск того, что кредиты, выданные фракциям, не будут погашены и фактически станут потерянными долгами». Кампании по переизбранию, вероятно, будут способствовать этой ситуации, а это означает, что партии могут никогда не вернуть часть денег. Ожидается, что предстоящая избирательная кампания значительно увеличит долги партий.

Почти половину долгов политической системы составляет долг Ликуда, который составляет 146 млн шекелей, из которых 64 млн шекелей составляют долги перед Кнессетом, а 82 млн — текущие обязательства. К этим долгам относится, в том числе, сумма в 23 млн, удержанная с работников в ходе предвыборной кампании по налогу на прибыль, но не переданная в налоговый орган. Энгельман заявляет, что не перечисленные налоговые деньги были использованы сторонами в качестве промежуточного финансирования в нарушение закона. Государственный контролер оштрафовал партию Ликуд на 250 000 шекелей за несвоевременное перечисление платежей в налоговую службу и партию «Агудат Исраэль» на 100 000 шекелей за аналогичное нарушение.

Партия «Еш атид» имеет долги в размере 56 млн шекелей, из которых 35 млн шекелей составляют текущие обязательства, а еще 21 млн шекелей — кредиты от Кнессета. Партия ШАС должна 30 млн шекелей, а «Кахоль-лаван» — 27 млн ​​шекелей.

В конце 2014 года, когда была введена возможность брать кредиты в Кнессете, долги партий перед банками составляли всего 35 млн шекелей. С тех пор как им была предоставлена ​​эта возможность, долги резко увеличились и достигли 182 млн шекелей.

Государственный контролер заявляет, что «существует повышенный риск того, что кредиты, выданные фракциям, не будут погашены и фактически будут потеряны долги. Фракции, получившие кредиты из государственного казначейства, должны действовать, чтобы погасить свои долги». Он также призывал законодательный орган рассмотреть обязательство по предоставлению гарантий по кредитам от Кнессета.

Другая часть проблемы – это фракций, не представленные в Кнессете, которые были распущены и остались с долгами в размере 12 млн шекелей. Это 6 млн шекелей в кассе Моше Кахлона, 4,5 млн шекелей в фонде TLM Моше (Буги) Яалона и 1,5 млн шекелей в промежуточном фонде Орли Леви.

Государственный контролер оштрафовал две партии за превышение финансовых расходов на предыдущих выборах. Партия «Новая надежда», превысившая 80%, была оштрафована на 250 000 шекелей, а партия «Ямина», превысившая 8%, была оштрафована на 50 000 шекелей. «Новая надежда» завершила выборы в Кнессет 24-го созыва с дефицитом в 14 млн шекелей, «Еш атид» с дефицитом в 12,5 млн шекелей и ШАС с дефицитом в 9,5 млн шекелей.

В отчете государственного контролёра  о финансировании партий за период предвыборкой кампании 23-го созыва Кнессета и за текущий период 24-го созыва рассматривается порядок управления счетами и расходами различных фракций за эти промежутки времени.

На выборах в Кнессет 23-го созыва участвовало 29 списков кандидатов, представленных от имени 41 фракции и партии. В этом отчете подробно изложены результаты аудита счетов восьми списков кандидатов, представленных от имени 20 фракций: Ликуд, «Авода — Гешер – МЕРЕЦ», «Совместный список», ШАС, «Еврейство Торы», «Ямина», НДИ и «Кахоль-лаван».

«Поскольку в закон были внесены поправки, позволяющие фракциям брать кредиты из государственного казначейства через Кнессет (вместо банков), суммы кредитов, взятых фракциями, увеличились. Долги фракций Кнессету по состоянию на 31 марта 2020 года составляют совокупно около 200 млн шекелей – примерно на 470% больше по сравнению с долгом перед банками до внесения поправок в закон. Фракции, похоже, рассматривают ссуды как дополнительный источник дохода и используют свой текущий бюджет на погашение кредитов, тем самым не выполняя цель закона — поддерживать идеологические и организационные структуры для связи с общественностью в период между выборами. Фракции должны стремиться погасить свой долг государственной казне. Кроме того, я призываю законодательную власть рассмотреть вопрос об использовании фракциями текущих средств государственного финансирования в пользу покрытия их долга, образовавшегося в ходе предыдущих выборов», — заявил Энгельман.

Проверка показала, что из 17 фракций 13 получили положительную оценку, а 4 фракции её не получили. Энгельман постановил, что они будут лишены остатка финансирования в общей сумме 65 000 шекелей.

По сравнению с избирательной кампанией в Кнессет 22-го созыва, сумма единицы финансирования которой составляла 1 384 400 шекелей, сумма единицы финансирования избирательной кампании в Кнессет 23-го созыва составила 1 819 066 шекелей (увеличение примерно на 31%).

В результате общие доходы 20 фракций от государственного финансирования на 22-х выборах в Кнессет составили 182,7 млн шекелей, а доходы 17 фракций от государственного финансирования на 23-х выборах в Кнессет составили 236,5 млн шекелей.

Согласно отчетам фракций, их расходы на предвыборную кампанию составили около 233,7 млн шекелей. Из отчета следует, что фракции все чаще используют цифровое пространство для политической пропаганды. В Кнессете 23-го созыва фракции потратили 99,6 млн шекелей, из них 46,7% – на рекламу в интернете и социальных сетях, 17,1% – на вывески и рекламные щиты и 4,8% – на рекламу в печатных СМИ.

По закону фракции должны управлять своей системой бухгалтерского учета в соответствии с указаниями государственного контролера. Из отчета следует, что фракция Ликуда вела свои счета не в соответствии с инструкциями госконтролера. У фракции не нашлось документов, таких как договор, квитанции и подробная документация о консультационных услугах зарубежной компании, которые могли бы подтвердить заявленные ею расходы.

Однако маловероятно, что штрафы и решения госконтролера, а также текущие долги партий приведут к изменению их финансовой политики. Ведь в большинстве своем партии считают, что для победы все средства хороши и практически уверены, что победителей не судят.

53.57MB | MySQL:105 | 0,436sec