О попытке суданских военных сохранить власть на фоне массовых протестных выступлений

Как полагают американские эксперты, попытка военных в Судане дистанцироваться от политических переговоров, сохраняя при этом контроль над ключевыми правительственными полномочиями, рискует спровоцировать новые продемократические протесты и помешать усилиям по заключению соглашения о разделе власти с гражданскими группами страны.4 июля суданский генерал-лейтенант Дж. Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил, что военные выходят из поддерживаемого ООН процесса диалога, направленного на выход из политического тупика в стране, и призвал суданские демократические группы начать свои собственные переговоры по формированию переходного правительства. Организация Объединенных Наций в координации с региональным Африканским союзом и Межправительственным органом по вопросам развития пыталась содействовать переговорам между гражданскими группами и хунтой с тех пор, как первая захватила власть в прошлом году. В начале июля Организация Объединенных Наций объявила о своем выходе из процесса, ослабив тем самым международное участие в суданском досье.

Это неожиданное заявление было сделано через восемь месяцев после того, как военные свергли гражданское правительство бывшего премьер-министра Абдаллы Хамдока в результате переворота в октябре 2021 года, в результате которого сотни тысяч суданцев вышли на улицы в знак протеста (более 100 из которых к настоящему времени погибли в столкновениях с силами безопасности).). Аль-Бурхан объяснил этот шаг тем, что прислушался к призывам протестующих уменьшить доминирование военных в политическом процессе. Но всего через несколько дней после объявления о своем намерении дистанцироваться от политической сцены, хунта объявила, что по-прежнему сохранит власть над Центральным банком Судана, некоторыми аспектами государственной политики и, в первую очередь, над всеми вопросами, связанными с государственным суверенитетом (включая пограничные споры, вопросы международного вмешательства и отношения с Южным Суданом) — фактически оставляя наиболее важные функции  политической системы Судана в руках военных. Заявление от 4 июля, в свою очередь, было широко истолковано как попытка военных создать видимость отречения от власти, сохраняя при этом контроль за кулисами.  В заявлении от 4 июля Аль-Бурхан не уточнил сроки ухода военных с политической сцены или то, как военные будут представлены на будущих переговорах с гражданскими группами. Но он указал, что армия планирует сформировать новый Высший совет вооруженных сил, чтобы заменить нынешний Суверенный совет (переходный военный орган, который управляет Суданом).

Заявление аль-Бурхана, вероятно, является попыткой дистанцировать военных от провальных политических процессов и усугубляющегося экономического кризиса в Судане. Хунта попыталась позиционировать себя в качестве законного политического субъекта, участвующего в переговорах о формировании следующего правительства Судана. Но это делается при одновременном подавлении инакомыслия с помощью репрессий, что привело к тому, что ключевые гражданские группы отказались признать хунту и начать с ней переговорный процесс. Таким образом, военное руководство, похоже, меняет стратегии, чтобы сохранить свою главную цель сохранения власти, а также дистанцируется от переговоров, которые, похоже, заранее обречены на провал. Заявления военных о том, что они поддерживают гражданское управление, отказываясь от переговоров, не смогли убедить подавляющее большинство граждан Судана. Это дистанцирование предоставляет хунте некоторое политическое прикрытие, позволяя ей прежде всего указывать на междоусобицы между гражданскими группами как на главное препятствие для мира и стабильного управления. Кроме того, новая тактика позволяет хунте обвинять в массовых экономических страданиях протестное движение. Организация Объединенных Наций недавно предупредила, что к сентябрю 40% населения Судана будут испытывать хроническую нехватку продовольствия из-за инфляции, обесценивания валюты, высоких цен на продовольствие и топливо, нехватки пшеницы и засухи.

Продемократические группы, вероятно, отвергнут несущественные изменения в политической системе Судана, что означает, что демонстрации и патовая внутрисуданская политическая ситуация, с большей степени вероятности, продолжатся. Группы гражданского сопротивления, такие как Суданский революционный фронт (SRF), Силы свободы и перемен (FFC) и Суданская ассоциация профессионалов (SPA), организовали в настоящее время неослабевающее движение протеста против хунты, требуя, чтобы военные отказались от любого участия в управлении. Многие революционные и гражданские группы бойкотировали переговоры о формировании нового переходного правительства после октябрьского переворота. Гражданский премьер-министр Абдалла Хамдок, который вернулся на должность после сделки с военными в конце 2021 года, вызвал последний кризис формирования правительства, когда он ушел в отставку в ответ на протесты в январе.

Подавление митингов хунтой становится все более смертоносным; силы безопасности застрелили 9 протестующих за неделю с 27 июня, в результате чего общее число демонстрантов, убитых после переворота, достигло 113. Но, несмотря на растущее число погибших, FFC и другие гражданские группы заявили, что будут продолжать демонстрации до тех пор, пока военные не уйдут. Хотя после заявления аль-Бурхана они столкнутся с усилением давления с целью достижения соглашения о политической коалиции, их обязательства противостоять военному контролю над правительственными учреждениями посредством гражданского неповиновения заслуживают доверия, поскольку эти группы уже несколько месяцев сталкивались с насилием со стороны полиции, политическими репрессиями и чрезвычайными экономическими трудностями. Поскольку хунта продолжает демонстрировать нежелание отказываться от власти, тупик между гражданскими группами и военными, вероятно, сохранится.

52.2MB | MySQL:103 | 0,543sec