К итогам визита президента США Дж.Байдена на Ближний Восток

Соединенные Штаты останутся активным, заинтересованным партнером на Ближнем Востоке, заявил президент Джо Байден арабским лидерам 16 июля на региональном саммите в Саудовской Аравии, посвященном Ирану, добыче нефти, продовольственной безопасности и партнерству с Израилем. В своем выступлении на саммите с лидерами шести стран Персидского залива, Египта, Иордании и Ирака Байден заявил, что Вашингтон не уйдет и не оставит вакуум, заполненный Россией, Китаем или Ираном. Он также повторил приверженность США обеспечению того, чтобы Иран никогда не получил ядерное оружие. Официально получившая название «Саммит в Джидде по безопасности и развитию», эта встреча в прибрежном городе Саудовской Аравии была последним пунктом  в ближневосточном турне Байдена, в ходе которого он посетил Израиль и оккупированный Западный берег.
Наследный принц Мухаммед бен Сальман, фактический правитель Саудовской Аравии, председательствовал на открытии этого саммита, на котором король Сальман не присутствовал. Обращаясь к гостям, он сказал, что для поддержки мировой экономики необходимы совместные усилия и что нереалистичная политика в отношении источников энергии приведет только к инфляции. «Принятие нереалистичной политики по сокращению выбросов путем исключения основных источников энергии приведет в ближайшие годы к беспрецедентной инфляции и росту цен на энергоносители, росту безработицы и обострению серьезных социальных проблем и проблем безопасности», — заявил он. Официальные лица США заявили, что Байден обсудил энергетическую безопасность на саммите с лидерами производителей нефти в Персидском заливе и надеется увидеть дополнительные действия со стороны ОПЕК+ по увеличению добычи, но вряд ли будут какие-либо двусторонние объявления по итогам переговоров. США хотят, чтобы Саудовская Аравия и ее партнеры по ОПЕК добывали больше нефти, чтобы помочь снизить высокую стоимость бензина и снизить самую высокую инфляцию в США за четыре десятилетия. В этой связи, как указывают американские эксперты, каких-то серьезных прорывов на этом направлении американцам добиться не удалось.  При этом лидеры западных промышленно развитых стран признали, что экономическая изоляция России из-за ее вторжения в Украину имеет значительные негативные последствия для их экономики, включая резкое повышение цен на нефть и природный газ. Европа столкнется с потенциальной нехваткой природного газа этой зимой, поскольку Россия ограничивает его поставки в ответ на европейскую поддержку Украины. Политические лидеры США и Европы выступают за ускорение развития возобновляемых источников энергии, но официальные лица США также стремились, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, определить легкодоступные дополнительные запасы природного газа для снижения цен. Центральными пунктами этого исследования были Саудовская Аравия, Иран и Венесуэла.

Саудовская Аравия располагает резервными мощностями по добыче нефти и не находится под какими-либо официальными экономическими санкциями США или Европы, но ее фактический лидер, наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман (МБС), подвергся политике изоляции со стороны США и ЕС за его роль в убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Более чем через год после характеристики МБС как «парии» за его роль в убийстве, а также за военную интервенцию Саудовской Аравии в Йемен и ряд предполагаемых нарушений прав человека, президент Байден встретится с МБС и его отцом королем Сальманом 16 июля в рамках более широкой встречи с лидерами стран Персидского залива и других арабских государств. Официальные лица США считают взаимодействие с МБС по вопросам, по которым Соединенные Штаты и Саудовская Аравия давно сотрудничают, включая мировую добычу нефти, конфликт в Йемене, Иран, израильско-палестинские проблемы и терроризм — как перевешивающие аргументы против такой встречи. Однако ряд американских экспертов задаются при этом вопросом: в какой степени интересы Саудовской Аравии и США совпадают по этим вопросам, особенно с учетом объявленной политики президента Байдена, направленной против автократии и выступающей за возобновляемые источники энергии. Хотя попытка убедить Саудовскую Аравию добавить нефть на мировые рынки является ключевой задачей США. цель встречи на высшем уровне некоторые утверждают, что резервные мощности Саудовской Аравии по добыче нефти были сильно завышены и составляют 1 млн баррелей в сутки, а вместо этого могут составлять всего 150 000 баррелей нефти в сутки. Тем не менее, любое увеличение добычи поможет ослабить давление на цены и снизить экономическое напряжение в краткосрочной перспективе. Плюс к этому надо добавить и субъективные причины. А именно – снижение мировых цен на углеводороды невыгодны КСА с точки зрения сохранения профицита его бюджета; и очень сложные межличностные отношения между Д,Байденом и МБС, что собственно итоги встречи и подтвердили. 15 июля после тусклого приема ( вместо того, чтобы быть принятым в аэропорту руководством королевства, таким как король Сальман или его сын наследный принц Мухаммед бен Сальман, фактический правитель Саудовской Аравии, его приняла делегация, самым высокопоставленным должностным лицом которой был Халид бен Фейсал Аль Сауд, губернатор провинции Мекка, а также  принцесса Рима бинт Бандар, посол Саудовской Аравии в США) и приветствия с ударом кулака без улыбок  с МБС, Байден особо подчеркнул, что поднял дело Хашогги «на первое место» в их обсуждениях, добавив, что он «дал понять, что если что-то подобное произойдет снова, они получат такой ответ и многое другое», не уточнив конкретики. «Президент поднял этот вопрос. И наследный принц ответил, что это был болезненный эпизод для Саудовской Аравии и что это была ужасная ошибка», — заявил государственный министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Принадлежащий Саудовской Аравии канал Al-Arabiya процитировал саудовского чиновника, который сказал, что пара «быстро решила проблему Джамаля Хашогги» и что МБС согласился с тем, что произошедшее вызывает сожаление. Наследный принц также, как сообщается, указал, что «подобный инцидент происходит в любой точке мира», подчеркнув «ряд ошибок», допущенных Вашингтоном, таких как пытки заключенных в тюрьме Абу-Грейб в Ираке. Аль-Джубейр, рассказывая агентству Рейтер о пятничном разговоре, сказал, что МБС доказал, что попытка навязать ценности другим странам силой может иметь неприятные последствия. «Это не сработало, когда США пытались навязать ценности Афганистану и Ираку. Фактически, это имело неприятные последствия. У стран разные ценности, и эти ценности следует уважать», — процитировал аль-Джубейр слова наследного принца Байдену.  Если перевести эти дипломатические реляции на простой язык, то очевидно, что стороны обменялись вполне себе серьезными колкостями, и при этом МБС был совершенно не готов быть «мальчиком для битья» и очень серьезно «огрызался».

Но саудовцы при этих обстоятельствах выглядят пока для американцев предпочтительней сточки зрения стабилизации нефтяных цен, чем два  других крупных экспортера нефти — Иран и Венесуэла. Последние являются давними противниками США, которые подверглись всеобъемлющему санкционному режиму. Оба являются членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), фактическим лидером которой является Саудовская Аравия, и оба экспортируют гораздо меньше нефти, чем могли бы в соответствии с установленными соглашениями внутри и за пределами картеля ОПЕК. Несмотря на то, что ослабление санкций в отношении двух стран может ослабить напряженность на нефтяных рынках, значительная часть населения США выступает против отмены санкций в отношении Тегерана и Каракаса. Многие в Конгрессе США утверждают, что ослабление санкций против Ирана обеспечит режиму больший доход для обучения, оснащения и поддержки своих региональных прокси  и расширения своей ядерной и ракетной программы. Режим президента Венесуэлы Николаса Мадуро широко осуждается в США за поддержание тесных связей с Кубой, а также за обвинения в значительных нарушениях прав человека и отказ подчиняться результатам выборов. С середины 2021 года, задолго до российской военной операции на Украине, официальные лица США вели переговоры с иранскими коллегами о восстановлении полного взаимного соблюдения многостороннего соглашения по иранской ядерной сделке 2015 года, из которого администрация Д.Трампа вышла в 2018 году. Хотя восстановление строгих ограничений на ядерную программу Ирана остается основной целью продолжающихся переговоров, ослабление санкций США, которые будут сопровождать соглашение, позволит Ирану поставлять на мировые рынки дополнительно более 1 млн баррелей нефти в сутки. Основным оставшимся препятствием для восстановления соглашения является требование Ирана об отмене в 2019 году признания Корпуса стражей исламской революции (КСИР) иностранной террористической организацией (FTO). Официальные лица США откровенно соврали, что иранцы отказались от этого требования, чтобы избежать обвинений в «мягком» отношении к терроризму, и при этом Вашингтон продолжал назначать мелких региональных и азиатских нефтетрейдеров субъектами, на которых распространяются санкции за ведение бизнеса с Ираном. Китай покупает подавляющее большинство иранской нефти, а официальные лица США намеренно избегают санкций против крупных китайских банков или других организаций, которые присутствуют в финансовой системе США, в результате чего лидеры Китая пришли к выводу, что Соединенные Штаты не будут предпринимать никаких действий, чтобы остановить поступление иранской нефти на мировые рынки. Соответственно, экспорт иранской нефти и нефтепродуктов неуклонно увеличивается примерно до 1 млн баррелей в сутки, согласно иранским нефтяным чиновникам. Базовый уровень экспорта нефти Ираном, если все санкции будут сняты, составляет более 2 млн баррелей в сутки.

Режим Мадуро в Венесуэле является одним из ближайших партнеров Ирана в западном полушарии, но нефтяная промышленность Венесуэлы имеет глубокие связи с Соединенными Штатами. Санкции США ограничивают экспорт энергоносителей Венесуэлы, но существующая там инфраструктура также страдает от отсутствия технического обслуживания, что еще больше снижает ее чистый экспортный потенциал. Официальные лица США настаивают на том, что любое широкое снятие санкций зависит от существенных политических реформ, но они были готовы привлечь режим Мадуро в интересах Венесуэлы и создания условий для будущих реформ. Недавние меры по укреплению доверия, такие как освобождение американцев, удерживаемых в Венесуэле, и увеличение поставок на мировой рынок нефти, помогли восстановить диалог между двумя странами. В мае, в качестве жеста поощрения переговоров между правительством Мадуро и оппозицией, Соединенные Штаты уполномочили нефтяную компанию Chevron провести переговоры об «условиях потенциальной будущей деятельности в Венесуэле» с венесуэльской государственной Petroleos de Venezuela S.A. (PDVSA). Это лицензионное соглашение сигнализировало о том, что Соединенные Штаты могут в какой-то момент разрешить возобновление импорта венесуэльской нефти в Соединенные Штаты. В июне Соединенные Штаты ослабили санкции, введенные в 2019 году, чтобы позволить европейским крупным компаниям Repsol и Eni экспортировать нефть из Венесуэлы в Европу в качестве оплаты венесуэльского долга. Хотя политика США в отношении автократических государств, богатых ископаемым топливом, по-прежнему слишком ограничена существующими геополитическими интересами и демократическими соображениями, чтобы восстановить стабильность на мировых энергетических рынках, США информационно-разъяснительная работа и смягчение санкций в сочетании с энергичными усилиями по ускорению перехода к энергетике помогут уменьшить экономические трудности для стран, стремящихся снизить свою энергетическую зависимость от России.

Возвратимся к основным итогам саммита США-ССАГПЗ.  В его кулуарах Байден провел серию быстрых встреч с различными лидерами региона. В ходе встречи с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси они обсудили продовольственную безопасность и перебои в поставках энергоносителей, сообщили египетсие источники. Байден объявил, что США выделили 1 млрд долларов на новую краткосрочную и долгосрочную помощь в области продовольственной безопасности для Ближнего Востока и Северной Африки и что государства Персидского залива выделят 3 млрд долларов в течение следующих двух лет на проекты, которые согласуются с партнерством США в области глобальной инфраструктуры и инвестиций. После встречи с президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом (МБЗ) Байден пригласил его посетить Белый дом «до конца этого года». МБЗ, фактический правитель ОАЭ в течение многих лет, вступил в должность в мае после смерти своего сводного брата, давно больного шейха Халифы. По словам Юсефа аль-Отейбы, посла ОАЭ в США, в марте отношения прошли «стресс-тест», поскольку ОАЭ воздержались при голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции, требующей вывода российских войск из Украины. Часть побочных переговоров была сосредоточена на создании импульса для интеграции Израиля в новую ось, во многом обусловленную общими опасениями по поводу Ирана. «Мы считаем, что очень важно задействовать как можно больше возможностей в этом регионе, и, конечно, Израиль обладает значительными возможностями противовоздушной и противоракетной обороны, насколько это необходимо. Но мы ведем эти обсуждения на двусторонней основе с этими странами», — сказал неназванный высокопоставленный представитель администрации США. Пока успехи американцев  на данном направлении сложно назвать  «прорывными».  В знак прогресса в рамках того, что Байден назвал «новаторским процессом», Саудовская Аравия заявила 15 июля, что откроет свое воздушное пространство для всех авиаперевозчиков, проложив путь для большего количества полетов в Израиль и из Израиля. Про план интеграции систем противовоздушной обороны ССАГПЗ и Израиля при этом вообще никто из присутствующих не упоминал.

52.26MB | MySQL:103 | 0,899sec