В Израиле представили план достижения целей в области возобновляемых источников энергии

Министерство энергетии и Управление электроэнергетики объявили о начале внедрения плана «50 шагов» для достижения ранее заявленных целей в области возобновляемых источников энергии. План предполагает добиться  к  2025 году производства 20% электроэнергии за счет возобновляемых источников и 30% к 2030 году.[[i]]  План не включает подготовку нового бюджета и только требует полного участия многих государственных министерств и ведомств, а так же органов планирования, что естественно ставит под сомнение его выполнение.

В рамках подготовительной работы Министерство энергетики оценило мощность необходимого  производства солнечной энергии, которая потребуется для энергетического хозяйства Израиля к 2030 году и создало карту потенциала производства солнечной энергии, в соответствии с вероятностью ее реализации. Кроме того, были выявлены проблемы и препятствия, возникшие в результате расследования, проведенного Министерством энергетики.  По итогам работы были представлены меры для достижения целей в 2025 и 2030 годах, разделенные на три направления деятельности: политика и регулирование, электросеть и оптимальная реализация потенциала области.

В плане Управления электроэнергетики подробно описаны запланированные меры по поддержке интеграции возобновляемых источников энергии на ближайшие годы, а также сделано подробное картирование мощности, которую эти меры должны обеспечить к 2025 году. По данным Управления, общая мощность, установленная на конец 2021 года составила 3655 мегаватт.

В своей работе Управление детализирует дополнительный энергетический потенциал, который находится в процессах планирования и строительства в результате уже выполненных шагов и процедур (составляющий более 7000 мегаватт), и оценивает степень фактической реабилитационной мощности из потенциал (около 4000 мегаватт). Это делается для того, чтобы определить объем дополнительной мощности, которую необходимо обеспечить в ближайшие годы.

Работа Управления включает план регулирования на ближайшие годы, запланированные меры по увеличению поглощающего потенциала электросети и меры по поддержке стабильности электроэнергетической системы, а также подробные графики реализации и пояснение различных вариантов и инструменты, которые Управление будет использовать для восполнения пробелов в планировании.

В решении министерства указано, что для достижения цели производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии и в связи с тем, что в Израиле основной источник возобновляемой энергии – это солнце, необходимо развивать сетевую инфраструктуру, с упором на передачу и продвижение создания «складских» помещений для хранения выработанной энергии.

В ходе исследования был изучен и оценен потенциал производства солнечной энергии для различных целей (включая двойное использование крыш, резервуаров, агрокомплексов, земельных участков) и вероятность их реализации в соответствии с уникальными характеристиками в Израиле.

В работе отмечается, что, учитывая существующие условия и политику, 80% потенциала производства солнечной энергии будет получено с объектов двойного использования. Только 20% будут установлены на открытых площадках к концу 2030 года, в рамках выделенного для этого лимита в размере 20 000 дунамов земли.

В плане обозначены три основные области действий — энергосистема, регулирование и территория. В каждой из областей были сформулированы ключевые политические меры, которые позволят устранить барьеры и способствовать внедрению возобновляемых источников энергии. В области регулирования существует единый целостный процесс создания систем возобновляемой энергии («единого окна»), меры по совершенствованию регулирования в различных каналах, обязательство по созданию объектов возобновляемой энергии в новых зданиях и создание Форума предпринимателей для выявления и устранения проблем. В этой области упоминается продвижение данных проектов в аграрной отрасли и  поощрение местных властей к созданию возобновляемых источников энергии на своей территории, изучение земельных границ и продвижение участков, определенных министерством в соответствии с государственным планом НПД 41. Программа включает шаги по ускорению строительства сети электропередачи, а так же продвижению процедур по планированию дополнительных линий электропередач и пилотных проектов для независимых энергетических комплексов. Комплексный оперативный план будет постоянно пересматриваться с учетом поставленных задач и соответствующим образом обновляться.

В октябре 2021 года министерство так же  опубликовало долгосрочный стратегический план по сокращению выбросов в атмосферу к 2050 году.

Кроме того, Министерство энергетики возглавило межминистерский исполнительный комитет с целью устранения всех бюрократических препятствий на пути к достижению целей. Это побудило министерство более активней вникать в проблемы, возникающие в этой области и проводить процесс «путешествия клиента». То есть весь путь от источника энергии до объекта его потребления, включая все техническое обслуживание и правовое оформление всех этапов проекта  необходимое для отображения и устранения барьеров. Успех в достижении целей в области возобновляемых источников энергии зависит от реализации мер политики, изложенных в операционном плане, и требует тесного сотрудничества с правительством.

По оценке Управления электроэнергетики, в 2025 году для достижения целей потребуется установленная мощность возобновляемых источников энергии в размере 9 626 мегаватт, тогда как в настоящее время установлено всего около 4 100 мегаватт, то есть разрыв составляет около 5 500 мегаватт. То есть каждый год в течение следующих трех лет требуется добавление еще около 1800 мегаватт установленной мощности в среднем в год, тогда как на сегодняшний день Израиль никогда не достигал более 960 мегаватт за один год (2021 г.) и значительно меньшее количество в предыдущие годы.

Еще одной трудностью в достижении целей является феномен «сбора низких плодов» — там, где легко и просто наладить установленный источник возобновляемой энергии, он уже существует, а требуемый баланс находится в меньших системах, в землях двойного назначения , где строить дороже и менее выгодно. Только недавно управляющий Банка Израиля заявил, что существует вероятность того, что Израиль не сможет достичь целей в области чистой энергии и сокращения выбросов, которые он поставил перед собой.

Управление электроэнергетики представляет оптимистичную картину, согласно которой из 5500 недостающих к 2025 году 4177 мегаватт действительно будут построены с высокой вероятностью, исходя из существующей политики, и еще 2807 мегаватт с низкой вероятностью, что необходимо внести изменения в политику, чтобы продвигать их.

Одним из основных препятствий на пути реализации плана является загруженность израильской электросети и задержка в ее развитии, что на практике сегодня ограничивает освоение возобновляемых источников энергии. Генеральный директор Министерства энергетики Лиор Шилат заявил: «Строительство линии 400 (высоковольтная линия, АР) занимает от 8 до 10 лет. Линии, которые будут утверждены к концу года, не будут готовы к концу 2030 года, если только мы не пойдем на значительное ускорение. Наш отдел планирования вместе с экономическим отделом Управления электроэнергетики думал о том, где можно провести линии, чтобы ускорить процедуры планирования, чтобы уменьшить планирование и визуальные нарушения».

Для подготовки плана Министерство энергетики провело углубленное изучение процессов создания данных проектов среди частных предпринимателей, чтобы определить необходимые шаги в регулировании для ускорения и облегчения создания новых систем возобновляемой энергии.

Исполняющий обязанности главы Управления электроэнергетики Йоав Кацбой пояснил в беседе с журналистами, что «влияние правительства на развитие электроэнергетического сектора также имеет ограничения: ошибки в допущениях». В настоящее время орган использует относительно высокое допущение в отношении увеличения годового потребления электроэнергии – 3,4%, а резервирование при планировании – на 5% выше требуемого.

Текущий тариф дает предпринимателю оплату по лестнице размеров — большую плату за маленькую систему и уменьшенную плату за следующий шаг. Управление электроэнергетики рассматривает проблему неиспользования пространства — застройщики, которые устанавливают небольшую солнечную систему, даже если у них есть дополнительное пространство, поскольку увеличение системы снижает прибыльность проекта. По словам Кацбоя, Управление рассмотрит, стимулирует ли нынешняя структура тарифов строительство и добычу в необходимой степени и изменит ли она условия соответствующим образом.

План «50 шагов» включает в себя широкий спектр регулирующих действий. В области регулирования существует единый целостный процесс создания систем возобновляемой энергии, шаги по совершенствованию регулирования, обязательство по созданию объектов возобновляемой энергии в новых зданиях и создание форума для предпринимателей для выявлять и устранять проблемы.

Чего нет в плане, так это бюджета. В то время как правительство выдавало сотни миллионов шекелей из государственного бюджета на субсидирование газовой инфраструктуры,[[ii]] любые инвестиции в возобновляемые источники энергии являются частной инициативой и финансируются общественностью за счет счетов за электроэнергию. Что касается затрат на план, Шилат сказал: «Производство 80% электроэнергии из вторых рук является драматическим вопросом. Стоимость этой электроэнергии намного выше по определению, по сравнению с 8 агоротами за кВтч с тендеров Димоны. Мы однозначно платим высокие цены — высокий тариф для маленьких крыш. Региональная серия, премиальная поддержка».

Кацбой признал, что «есть компромисс между ускорением и деньгами. Если дается высокий тариф, он ускорится, но тогда тариф на электроэнергию повысится. Роль управления электроэнергетики, которой я горжусь, — быть  уверенным, что потребители электроэнергии не платят слишком высокую цену». По его словам, финансирование избыточных инвестиций, необходимых для продвижения возобновляемых источников энергии, за счет государственного бюджета, а не за счет тарифа, вообще не рассматривалось. Хотя форма государственного финансирования может позволить быстрее привлечь большие денег, а также снизить относительную нагрузку на экономически слабые домохозяйства.

[i] https://www.gov.il/he/departments/news/re_290522

[ii] https://www.davar1.co.il/309980/

52.23MB | MySQL:103 | 0,527sec