Как полагают американские эксперты, Китай расширяет свой экспорт вооружения и военной техники (ВВТ) за пределы Азии на Ближний Восток и в Северную Африку, поскольку Россия по-прежнему сосредоточена на своей военной операции на Украине, а препятствия Конгресса в Вашингтоне ограничивают экспорт американского оружия в некоторые страны региона. «[Китай] становится предпочтительным поставщиком вторичного оружия для многих стран Ближнего Востока. Китайцы усердно работали над созданием глобального рынка для своего оружия, предлагая клиентам по всему миру конкурентоспособные цены как на оборудование, так и на техническое обслуживание, широкий потенциал модернизации систем вооружения и относительно эффективное оружие», — считает Николас Херас, заместитель директора отдела безопасности человека в Институте стратегии и политики Newlines. Сочетание цены и промышленного потенциала являются важными преимуществами китайского ВВТ для зарубежных клиентов Пекина. Для клиентов с Ближнего Востока импорт китайского ВВТ может снизить их политическую зависимость от Соединенных Штатов и Европы, предоставляя недорогие средства для накопления своих арсеналов. Херас отметил, что «российско-украинская война позволила Китаю заполнить вакуум вооружений во всем мире, а не только на Ближнем Востоке». По его словам, «до вторжения России в Украину Китай уже увеличивал свою долю рынка на Ближнем Востоке, и эта тенденция, похоже, будет усиливаться в будущем». В этом году Китай продал Пакистану свои истребители местного производства Chengdu J-10C, а свои зенитно-ракетные комплексы FK-3, экспортную версию своей системы HQ-22, Сербии в рамках двух знаковых сделок. Несмотря на эти сделки, у Пекина возникают проблемы с «проникновением на рынок высококачественных, престижных систем вооружения, которые включают самолеты, передовые датчики и системы защиты от поражения в зоне действия». Китайские производители высококачественных систем вооружения сталкиваются с дефицитом доверия в сочетании с отсутствием полевых испытаний в зонах конфликтов. «Американские, европейские, российские и даже турецкие системы вооружений имеют больший опыт в этом отношении», — утверждает Херас. Он уверен, что «в настоящее время Китай наращивает свою долю на рынке продаж оружия на Ближнем Востоке, но чтобы по-настоящему ворваться на рынок элитного оружия, потребуется реальная война с использованием высококачественного китайского оружия, превосходящего конкурентов».
Поскольку Россия втянута в боевые действия на Украине, то ее вооруженные силы, вероятно, столкнутся с проблемами в цепочке поставок на долгие годы. Это не только ограничивает возможности Москвы производить ВВТ для своих клиентов, но и ограничивает ее способность поставлять существующим операторам российской военной техники запасные части и другие услуги. Однако это не обязательно означает, что страны региона, которые покупают российское ВВТ, теперь переориентируются на Китай. По словам Райана Бола, аналитика Rane по Ближнему Востоку и Северной Африке компании Strafor, Россия еще до конфликта была относительно незначительным экспортером оружия в более широкий регион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). «Для стран, которые покупают российское оборудование, таких как Египет, Алжир и Турция, переход на китайское военное оборудование может быть предпочтительным не во всех случаях, поскольку это потребует переподготовки и новой интеграции с этими платформами. Стрелковое оружие и относительно простые системы легче заменить, хотя, в случае Египта и Турции, они предпочли бы натовскую или местную технику, а не переключаться на Китай»- полагает он. Алжир был крупным импортером российских ВВТ на протяжении десятилетий и поэтому, скорее всего, почувствует последствия проблем с российскими цепочками поставок гораздо острее, чем другие страны Ближнего Востока и Северной Африки. Но, по словам Бола, это не означает, что Алжир обратится к Пекину за своей военной техникой. «Алжир, возможно, захочет купить некоторое китайское оборудование в условиях постоянных перебоев со стороны России, но даже в этом случае Алжир не спешит принимать китайское военное оборудование из-за препятствий, связанных с его интеграцией в свои собственные вооруженные силы», — сказал он. По его прогнозам, Китай, скорее всего, обратит свой взор на арабские государства Персидского залива, особенно Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Катар, для продажи оружия высокого класса, поскольку эти государства обладают огромными финансовыми ресурсами и стремятся диверсифицировать свои военные арсеналы. И здесь Пекину следует ожидать значительных ограничений того, чего он может реально достичь. «Поскольку, по слухам, Соединенные Штаты сейчас предлагают новые виды соглашений о безопасности с этими государствами, а Китай все еще далек от того, чтобы заменить США в качестве гаранта безопасности в регионе, закупки, которые они делают, вероятно, будут символическими и не направлены на то, чтобы вызвать антагонизм США», — полагает Бол. Арабам также необходимо будет учитывать как американский закон CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций), так и время на подготовку, необходимые для перехода на китайские системы. «Более того, покупка у США также покупает влияние в Вашингтоне, помогая укрепить оборонные связи США с арабами Персидского залива, чтобы защитить их от Ирана. Независимо от того, сколько китайского оборудования они покупают, Пекин вряд ли сможет защитить арабские государства Персидского залива от Ирана», — считает он. Китай может извлечь выгоду из своей конкуренции с Россией после начала военной операции на Украине, которая якобы выявила недостатки российской военной техники и сделала ее менее привлекательной. Однако это вряд ли приведет к значительным продажам. Египет, который за последнее десятилетие закупал российские самолеты и другую высококачественную технику, является основным получателем военной помощи США, что означает, что он вряд ли будет искать китайские истребители Chengdu J-10C или другую передовую китайскую военную технику из–за страха потерять эту помощь. «Алжир может быть открыт для таких закупок, учитывая, что он не зависит от США в вопросах безопасности или военной поддержки, в то время как другие арабские государства Персидского залива, такие как ОАЭ и Саудовская Аравия, могут закупать символические количества этих систем, чтобы дать понять США, что они могут диверсифицировать свою деятельность вдали от Вашингтона, если их потребности в обороне не будут удовлетворены американцами». — сказал он.
Ахмед Абудух, нерезидент, сотрудник программ Атлантического совета по Ближнему Востоку, считает, что продажи ВВТ Китаем на Ближний Восток «все еще затмеваются огромными сделками по закупкам оружия у США и других западных держав». Тем не менее, продажи Пекина «постепенно росли» в последние несколько лет. Абудух считает, что есть две основные причины такого роста: «Во-первых, они приходят без каких-либо политических обязательств, особенно в отношении статуса демократии и прав человека в этих странах. Во-вторых, они предоставляют государствам региона доступное высокотехнологичное вооружение, некоторые из них считаются эквивалентом американских систем вооружений». Абудух также считает, что война в Украине вряд ли пойдет на пользу китайскому экспорту оружия на Ближний Восток. «Причина в том, что покупка оружия у Китая для многих стран Ближнего Востока является решением, напрямую связанным с развитием их отношений с США, а не просто с учетом практических соображений», — сказал он.
Китай ранее использовал возможности на Ближнем Востоке для экспорта ВВТ определенным странам, что Запад, как оказалось, неохотно делал. Когда США отказались экспортировать беспилотники своим близким союзникам, вмешался Пекин и с готовностью продал вооруженные беспилотники различным странам региона, включая ОАЭ. Беспилотники Wing Loong II китайского производства, в частности, использовались в конфликтах в Йемене и Ливии. По сообщениям, Пекин также помогает Саудовской Аравии разрабатывать баллистические ракеты. Ранее он продал Эр-Рияду несколько ракет в 1987 и 2000 годах, а также несколько баллистических ракет малой дальности Катару в нераскрытую дату. В 1990-х годах он помог Турции разработать ее программу создания баллистических ракет, что позволило Анкаре создать значительный арсенал, основанный на китайских разработках. До того, как Турция приняла свое злополучное решение о покупке зенитных ракетных комплексов С-400 у России, она провела тендер на сумму 3-4 млрд долларов на совместный с Китаем проект по разработке системы противоракетной обороны большой дальности, который в конечном итоге был отменен в 2015 году. Тем не менее, Китаю еще предстоит побороться за то, чтобы продать реактивные самолеты J-10C, современные истребители или системы, такие как HQ-22, странам Ближнего Востока и Северной Африки. И по разным причинам он вряд ли выиграет сделки на поставки такого оборудования. Арабы, похоже, больше заинтересованы в китайских беспилотниках и системах ПВО, а также в техническом опыте Китая, чтобы разработать свою собственную программу создания баллистических ракет. Поскольку США оказывают давление на своих ближневосточных партнеров, чтобы они свернули сотрудничество с Китаем в области безопасности, включая продажу оружия, Абудух сказал, что перспектива того, что китайские эксперты помогут другим стратегическим партнерам США разработать баллистические ракеты, «маловероятна» в обозримом будущем: «Это во многом связано с желанием влиятельных государств региона продемонстрировать свою растущую осведомленность о чувствительности США к углублению связей в области безопасности с Китаем и желанием избежать негативных последствий для их партнерства с Вашингтоном. Кроме того, это часть их стратегии хеджирования, которая иногда, по их мнению, может быть полезна для изоляции Ближнего Востока от втягивания в конкуренцию великих держав между Вашингтоном и Пекином, и что это влечет за собой для их будущих интересов в области безопасности и экономики». Бол также отметил, что готовность Китая поставлять баллистические ракеты и продавать беспилотники без строгих требований к конечному использованию, в отличие от США, дает ему преимущество: «Эти две области являются наиболее вероятными областями, в которых могут укрепиться связи между БВСА и Китаем в области вооружений, тем более что США в настоящее время сдержанно относятся к введению санкций CAATSA против этих союзников в связи с ценовыми шоками, вызванными войной в Европе. Но Китай не единственный игрок в игре. Они будут конкурировать с турецкими беспилотниками, а в некоторых странах — с Израилем. Таким образом, хотя есть области, которые США могут не заполнить, есть и другие страны, помимо Китая, которые готовы заполнить пробел».