Военная операция ЦАХАЛа «Рассвет», началась в пятницу, 5 августа, в 16:30 с точечного удара по группе боевиков «Исламского джихада», при котором был ликвидирован Тайсир Джабари («Абу Махмуд») – командир северного крыла «Бригад Аль-Кудс» (военное крыло «Исламского джихада») в Газе. На второй день операции был уничтожен Халид Мансур – командир южной бригады «Бригад Аль-Кудс» в Газе.
В ночь на понедельник, 8 августа, после переговоров с участием египетских посредников, были прекращены активные все боевые действия в рамках антитеррористической операции. Целью операции было нанесение максимального ущерба террористической инфраструктуре «Исламского джихада» в Газе. Общее число атакованных целей в Газе превысило 200. ЦАХАЛ атаковал мастерские по производству вооружений, склады, пусковые установки, расчеты ракетчиков, минометчиков и др.
В ходе операции была продемонстрирована высокая эффективность системы ПРО «Железный купол» (до 97% при отражении ракетных ударов по населенным пунктам).
Боевики «Исламского джихада» не смогли нанести серьезный ущерб Израилю, хотя и выпустили по израильской территории около 800 ракет (по оценке ЦАХАЛа, примерно каждая пятая такая ракета падала в секторе Газы). Причем ракетные удары из Газы наносились не только по южным, но и по центральным районам. Однако существенного ущерба эти атаки не причинили.
Отметим, что организация «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), контролирующая сектор Газы с 2007 года, на этот раз не присоединилась к боевым действиям и содействовала достижению соглашения о прекращении огня (так было и в 2019 году, когда ЦАХАЛ проводил операцию «Черный пояс» против «Исламского джихада» в Газе). Напомним, что в мае 2021 года, во время проведения операции «Страж стен», ХАМАС противостоял ЦАХАЛу и осуществил более 3500 обстрелов центральных районов Израиля.
Теперь когда боевые действия закончились, начинаться второй этап : борьба за бюджеты и компенсации, что планируют получить все пострадавшие , как в прямом, так и переносном смысле жители и бизнесмены Израиля.
Три дня боевых действий Армии обороны Израиля обошлись казне примерно в 500 млн шекелей. Эта оценка включает мобилизацию резервистов, использование боеприпасов, работу авиации и использование ультрасовременного вооружения – беспилотников и сверхточных управляемых ракет. Боевые действия стоили примерно на 30 млн шекелей в день больше, чем при операции «Страж стен», это связано с использованием новых технологий и инфляцией.
В мае 2021 года, во время операции «Страж стен», один боевой день ЦАХАЛа оценивался примерно в 120 млн шекелей. Однако с тех пор война «подорожала» – из-за инфляции и массового призыва, охватившего 25 000 резервистов.
Из-за использования современных и дорогих средств поражения, призыва резервистов и скачка инфляции день боя в операции «Рассвет» стоил примерно 160–150 млн шекелей по сравнению с примерно 120 млн шекелей в предыдущей операции. На данном этапе финансирование осуществляется из существующего оборонного бюджета. К этой сумме необходимо добавить несколько десятков миллионов шекелей на увеличение сил полиции и пограничников в различных секторах, в том числе в смешанных городах и в Восточном Иерусалиме, содержание тысяч сотрудников службы безопасности вблизи горячих точек и использование различные современные меры, в том числе в воздухе, а также силами полиции и других силовых структур. [[i]]
Еще до операции «Рассвет» Министерство обороны Израиля начало переговоры о повышении своего бюджета на 2023 год. Несмотря на то, что Нафтали Беннет в бытность премьер-министром уже увеличил его на 7 млрд шекелей, и это – в дополнение к 2,5 млрд, выделенным на операцию «Страж стен». Общая прибавка составила 14% от основного бюджета на 2021 год!
Но теперь военный истеблишмент требует от Минфина большего: 10 млрд шекелей, из которых половину внести в основную часть бюджета на 2023 год, а другую половину выдать на покрытие единоразовых расходов. Есть еще более важное, стратегическое требование: привязать оборонный бюджет к ВВП в размере 5–6%, тогда как сегодня он составляет 3,8% от ВВП.
Тем временем Налоговая служба обнародовала уточненные данные об ущербе имуществу, причиненном за дни боев в рамках операции «Рассвет». Налоговая служба сообщила, что «сотрудники компенсационного фонда по согласованию с силами безопасности в течение выходных посещали места прямого поражения в окрестностях Газы и оказывали необходимую первоначальную помощь гражданам, чьи дома или имущество были повреждены. Даже сегодня, сотрудники налога на имущество работают в сопровождении оценщиков и инженеров на участке и производят оценку ущерба».
Налоговая служба заявила, что многие жители южного региона в последние дни отсутствовали в своих домах и только по возвращении от них ожидают заявления о причиненном их имуществу ущербе. По данным Налогового управления, есть десятки дополнительных дел о возмещении ущерба. Две семьи, чей дом пострадал от прямого повреждения и был непригоден для проживания, были переселены в альтернативное жилье. Кроме того, о повреждениях в сельском хозяйстве еще не сообщалось и не устранялось из-за ограничений безопасности, которые препятствовали въезду в прилегающие районы.
В топе населенных пунктов, где был нанесен ущерб имуществу, находится город Ашкелон: повреждено 28 зданий, 34 транспортных средства, причинено еще четыре вида ущерба. Всего жители Ашкелона подали 66 заявлений по налогу на имущество. После Ашкелона идет Сдерот с 19 поврежденными зданиями, 20 поврежденными автомобилями и еще одним иском, а всего до вчерашнего дня было подано 40 исков.[[ii]]
В этой связи правительство начало процесс оформления заявок о выплате компенсации за порчу имущества и другой ущерб, в частности возмещение убытков предприятиям, пострадавшим из-за боевых действий. Иски о возмещении ущерба жители теперь могут подать через веб-сайт налоговой службы. Предприниматели также получат выплаты за снижение финансового оборота коммерческих предприятий.
В соответствии с законодательством, принятым в 1961 году, Израиль обязуется возмещать своим гражданам прямой и косвенный ущерб, причиненный в результате вражеских действий или военных операцией. Но этот процесс может занять некоторое время, а выплаты могут быть ограниченными.
Пока же министр финансов Авигдор Либерман встретился с лидерами общин на юге Израиля, пострадавшими в ходе последнего раунда боевых действий с террористическими группировками в Газе. Либерман обещает финансовую компенсацию всем тем, кто пропустил работу из-за боевых действий и предшествовавшего им карантина. Либерман говорит, что он расширил компенсацию для тех, кто находится в радиусе 40 километров от границы, по сравнению с ранее согласованными 7 километрами. Либерман также отметил, что деньги уже выделены на улучшение бомбоубежищ в этом районе.
Так что цена «дня войны» для Израиля скорее всего возрастет еще в разы.