О модернизации парка беспилотной авиации ВС Ирака

Командование армейской авиации Сухопутных войск (СВ) Ирака 12 августа возобновило боевое применение по назначению разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) CH-4 китайского производства[i]. Как сообщает информационно-аналитическое агентство Jane’s Defence Weekly, пресс-канцелярия Министерства обороны (МО) Ирака опубликовала видео, на котором министру обороны Джуме Инаду Саадуну 8 августа демонстрируют расположенный на авиабазе «Балад» наземный пункт управления китайскими БПЛА. Анализ предоставленных видеоматериалов показывает, что глава оборонного ведомства также наблюдал за взлетом БПЛА CH-4, вооруженного ракетами AR-1 с лазерным наведением и бомбами FT-9[ii]. В представленном видеорепортаже министр заявил, что применение БПЛА сыграло значительную роль в ходе боевых действий, направленных против экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории России), но были поставлены на складское хранение в 2017 году из-за истекающего срока эксплуатации. По словам министра, в 2021 году с китайским производителем был подписан контракт на восстановление функционирования БПЛА, подготовительные работы в рамках которого начались около месяца назад. Д.Саадун также ознакомился с двумя поставленными США БПЛА ScanEagle[iii]. Один из них представлял собой раннюю модификацию, а второй, более новую, оснащенную турелью EQ950 с камерой для широкого обзора, обеспечивающей ситуационную осведомленность, и дополнительным датчиком с масштабированием изображения для идентификации цели.

Многочисленные информационные материалы подтверждают, что МО Ирака впервые представило подтверждающие наличие в войсках CH-4 материалы в октябре 2015 года, не раскрыв точное количество БПЛА, которое было приобретено[iv]. В 2019 году генеральный инспектор МО США сообщил, что у Ирака на боевом дежурстве имеется более десяти БПЛА CH-4, но только один из них на 100 % готов к боевому применению в любых условиях обстановки из-за проблем с регулярным материально-техническим обслуживанием. Впоследствии стало известно, что все китайские БПЛА были поставлены на хранение в ангары из-за проблем с выполнением контрактов на их обслуживание. Согласно опубликованному 4 мая 2021 года офисом генерального инспектора МО США (OIG) отчету, состоящие на вооружении ВВС Ирака штурмовики Су-25 и БПЛА CH-4 китайского производства не были пригодны к полетам из-за нехватки запасных частей и финансовых средств на их обслуживание. В отчете было указано, что Ирак первоначально приобрел 20 БПЛА, 8 из которых были потеряны в ходе эксплуатации. По состоянию на момент составления отчета, БПЛА CH-4 в последний раз выполнили полеты в сентябре 2019 года. Вероятно, МО Ирака все же сумело изыскать средства на обслуживание БПЛА CH-4 и возвратить их в эксплуатацию на фоне обострившейся внутриполитической обстановки. Примечательно, что МО Ирака заявило о практически стопроцентной эффективности CH-4B в борьбе с ИГ, сообщает War is Boring. Американское издание ссылается на видео, выложенное в сеть в феврале 2018 г., где иракские военные утверждают, что с января 2015 г., момента принятия на вооружение CH-4B, беспилотники выполнили не менее 260 воздушных ударов по целям ИГ, практически все из которых оказались успешными. War is Boring отмечает, что «китайские беспилотники на вооружении Ирака действительно хороши». Американский журнал The National Interest, перепечатавший публикацию, заметил, что такие успехи КНР «должны обеспокоить США».

Со своей стороны отметим, что БПЛА китайского производства, поставляемых в ближневосточный регион неоднократно обсуждалось специалистами. Некоторые из них утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам, другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежности этих аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами. Очевидная низкая стоимость китайских БПЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом. Например, затраты на приобретение одного БПЛА CH-4 ближневосточными заказчиками может в три раза превышать цену турецкого БПЛА Bayraktar TB2.

Таким образом, закупка китайских беспилотников Ираком стала возможной в связи с двумя схожими по времени факторами: стремлением ближневосточной страны модернизировать свои ВВС и возросшей готовностью Китая продавать разработанные им оборонные технологии, в первую очередь БПЛА. Китайские БПЛА обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте. Основными их преимуществами является намного более низкая цена, а также большая продолжительность полета. Турецкие БПЛА Bayraktar TB2, получившие значительное распространение после начала специальной военной операции ВС РФ на Украине, не получили распространение в Ираке по политическим причинам.

[i] Семейство многоцелевых БПЛА CH-4 класса MALE разработано входящей в состав корпорации CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) академией авиационной аэродинамики CAAA (Academy of Aerospace Aerodynamics) и поставляется с широким комплектом датчиков. На вооружение Народно-освободительной армии Китая были приняты два варианта БПЛА: базовый CH-4A, сконфигурированный, в первую очередь, для выполнения разведывательных задач с продолжительностью полета 30 часов, и ударный CH-4B, способный нести боевую нагрузку массой до 345 кг, но отличающийся меньшей продолжительностью полета (14 часов).

[ii] https://www.airspace-review.com/2022/08/10/irak-operasikan-lagi-drone-ch-4-buatan-china/

[iii] Американский беспилотный летательный аппарат, разработанный компаниями «Боинг» и Insitu на основе конструкции БПЛА SeaScan. Предназначен для разведки, наблюдения за полем боя и целеуказания.

[iv] Его экспортируют в Алжир, Египет и Саудовскую Аравию, которая получила лицензию на серийный выпуск всех версий CH-4.

52.76MB | MySQL:103 | 0,540sec