В пятницу 12 августа 2022 г. перед своим выступлением в Западном Нью-Йорке подвергся нападению известный англоязычный писатель индийского происхождения Салман Рушди, создатель исламофобского романа «Сатанинские стихи», которому еще 14 февраля 1989 г. за богохульство был вынесен смертный приговор тогдашним религиозным лидером Исламской Республики Иран аятоллой Рухоллой Хомейни. В тот момент он имел британское гражданство., и в свете предъявленных С.Рушди обвинений Великобритания и Иран прервали в марте 1989 г. дипотношения и с тех пор С.Рушди вынужден был жить под охраной полиции. Спустя девять лет отношения между странами были восстановлены. Как написал репортер Associated Press, который был свидетелем сцены нападения, неизвестный мужчина бросился на сцену, где проходила презентация С.Рушди, и принялся наносить удары ножом известному писателю – обладателю британского и американского гражданства, лауреату престижной Букеровской премии. По данным СМИ, С.Рушди получил 15 ударов ножом. Как пишет израильское издание, С.Рушди был ранен в области живота и шеи, у него поврежден и один глаз. Подозреваемый в нападении — 24-летний Хади Матар из Нью-Джерси. Неясны мотивы его действий. Как пишут СМИ, согласно анализу контента задержанного в социальных сетях, он питает симпатию к шиитским экстремистам и Корпусу стражей исламской революции Ирана. Однако, уточняется, что каких-либо контактов с КСИР у него до сего времени не было.
Медицинские новости таковы, что у писателя разорваны нервы на руке; в результате удара ножом повреждена печень. По данным Reuters, С.Рушди подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Пресс-секретарь писателя сообщил, что состояние писателя после операции пока остается сложным, и он может лишиться одного глаза. Несколько месяцев назад С.Рушди достиг 75-летнего юбилея, находясь почти половину своей жизни под сенью смертного приговора, вынесенного основателем и лидером Исламской Республики Иран. Как пишут многочисленные СМИ, в своей фетве – обязательном для мусульман религиозном предписании – аятолла Р.Хомейни не только приговорил Салмана Рушди к смерти, но и потребовал уничтожить всех «издателей, знавших о содержании» романа «Сатанинские стихи», сделав это «где бы они ни находились». Издав фетву, аятолла Р.Хомейни скончался в начале июня того же года, однако его предписание осталось в силе, а сумма вознаграждения за ее соблюдение была с того времени неоднократно увеличена. По данным иранских СМИ, ныне она составляет более «трех миллионов долларов» для мусульманина или адепта любой другой религии, которому удастся лишить жизни автора «Сатанинских стихов». И это сумма уже скорректирована. По сообщению издания «Хабарнамэйе Гуйа» в день покушения на С.Рушди, она составляет 4 млндолларов. Другие государственные иранские СМИ оценивают вознаграждение в 3.3 млн долларов.
В своей реакции на нападение на С.Рушди, издающаяся в Тегеране старейшая иранская газета «Кейхан», ныне аффилированная с иранским правительством и главный реактор которой назначается верховным лидером страны аятоллой Али Хаменеи, опубликовала статью, авторы которой восхваляют это нападение и выражают надежду, что «шею» С. Рушди все же перережут. По данным иранских СМИ, аятолла Хаменеи написал в Твиттере, что эта фетва «необратима». А несколькими днями ранее государственные СМИ Ирана заявили, что мусульмане обязаны казнить Рушди в любой точке мира и в любое время. Оппозиционное иранское издание IranPressNews написало на следующий день после нападения на С.Рушди, что уже 33 года Исламская Республика Иран проявляет свою смертельную ненависть и злобу к писателю. «Сегодня средства массовой информации ИРИ не могут выразить свою радость от этого счастливого события».
Повторим, что фетва аятоллы Р.Хомейни остается в силе по сей день. Нынешний лидер Исламской Республики Сейед Али Хаменеи также признал в 2003 г. фетву своего предшественника не потерявшей силу. Однако в том же 2003 г. тогдашний либеральный президент ИРИ Сеййед Мохаммад Хатами заявил, что отныне обязательность исполнения фетвы утрачивается. Издание «Хабарнамэйе Гуйа» немедленно после этого события написало: «Наконец-то достали Рушди». Хотя сам С.Рушди, добавляет издание, как минимум 10 лет ежедневно был готов к такому повороту событий. Впрочем, С.Рушди давно уже думал, что по прошествии более чем 30 лет многие его просто-напросто забыли. Издание пишет, что, судя по всему, органы безопасности Исламской Республики, давно дали Лондону секретную гарантию, что они не будут иметь дело с С.Рушди, «эта гарантия в значительной степени минимизировала страх нашего храброго писателя, и он перестал обращать внимание на меры предосторожности, чтобы спасти свою жизнь».
«Хабарнамэйе Гуйа» предвидит, что завтра конспирологи придут к выводу, что неудавшееся убийство С.Рушди было частью секретных договоренностей западных правительств с Исламской Республикой в ходе переговоров по ядерной программе и СВПД. Издание считает, что никто за рубежом не заботится о спасении жизней критиков ислама и иранского режима, поэтому им не надо расслабляться. С.Рушди живет на Западе с 1988 года и находится под строгой охраной местных законов. Если на него совершено покушение, это значит, что любой гражданин, кто критикует ислам, может также подвергнуться нападению, и это крайне прискорбно. В этой связи американский сенатор М.Рубио написал в Твиттере: «Правительство Ирана назначило награду каждому, кто убьет Салмана Рушди. Сегодня его зарезали в Америке. Почему Байден до сих пор ведет переговоры с этими террористами в Тегеране?».
Покушение на С.Рушди вновь открыло в иранских СМИ дискуссию о том, как следует по прошествии лет рассматривать деяние писателя. Государственные издания нападают на оппозиционные, которые пытаются представить С.Рушди великим писателем, нападение на которого рассматривается как нападение на свободу слова. Издание «Фарс Плюс» отмечает, что писатель пострадал из-за его литературной деятельности, продолжавшейся пять десятилетий. Упоминается, что в Британии он получил от королевы Елизаветы титул сэра за заслуги перед литературой.
Иранская международная организация по СМИ взяла интервью у ряда экспертов, задав им вопрос о том, насколько они были удивлены этим инцидентом? Касем Фар назвал С.Рушди одним из величайших писателей мира и охарактеризовал этот инцидент посягательством на свободу выражения мнений. Омид Мемариан заявил, что деяние С.Рушди лежит в стороне от его творчества. Еще один эксперт выразил точку зрения о том, что власти Исламской Республики должны были расценить этот инцидент как шутку о религии и пройти мимо. Фетва об убийстве совершенно не правомерна. не должна была издаваться против писателя. То, что сделал С.Рушди — это мужество, проявленное им в защиту свободы слова. С.Рушди — поборник свободы слова, и любой, кто нападает на него, угрожает ему или издает фетву, может считаться нарушителем свободы слова.
По другому думает в Иране целый ряд интеллектуалов, даже не фундаменталистского направления. Еще 20 лет назад известный философ Абдулкарим Соруш выразил их мнение следующим образом: «Что касается Салмана Рушди, то некоторые люди защищали его и говорили, что это вопрос свободы слова, независимо от каких-либо суждений. Но это не так. Салман Рушди проклинал и оскорблял Пророка ислама. И это не входит в рамки свободы слова».